Rambler's Top100

№ 145 - 146
9 - 22 февраля 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Возможно ли снижение смертности в России?

Первый и второй эпидемиологический переход

Малое отставание на старте и гигантский отрыв на финише

Быстрое снижение смертности – были ли прецеденты?

Снижения смертности в России ожидать не приходится

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Василий Перов. Старики-родители на могиле сына. Vasily Perov. Old Parents Visiting the Grave of Their Son (1874) Возможно ли снижение смертности в России?

Над темой номера работали

Евгений АНДРЕЕВ

Екатерина КВАША

Татьяна ХАРЬКОВА

Снижения смертности в России ожидать не приходится?

Опыт четырех стран, быстро добившихся успехов в борьбе с высокой смертностью взрослых (Португалия, Финляндия, Чехия, Польша), показывает, что, несмотря на движение к этой цели разными путями, у них можно выявить ряд общих моментов.

Во-первых, высокая заинтересованность общественности проблемами здоровья, что позволило провести такие априори непопулярные мероприятия как повышение личных расходов на медицинскую помощь или ограничение продажи алкоголя.

Второе обстоятельство, характерное для всех четырех стран: в период снижения наблюдалось значительное увеличение доли расходов на здравоохранение в ВВП, а также рост этих расходов в абсолютном выражении.

В третьих, во всех странах снижение смертности взрослых во времени почти совпало с реформированием системы здравоохранения, хотя направленность реформ была различной. В то же время реформы повышали возможность для населения получать необходимую, особенно, первичную медицинскую помощь. При этом рост доступности медицинской помощи в рассматриваемых странах, кроме, пожалуй, Финляндии, сопряжен с ростом расходов домохозяйств на медицинскую помощь.

Снижение смертности от излечимых болезней, несомненно, в определенной мере связано с успехами их лечения. Например, и в Польше, и в Чехии число госпитальных диагнозов "ишемическая болезнь сердца" и "заболевание системы кровообращения" растет, а показатели смертности от этих причин - снижаются. Вообще, быстрое снижение смертности от хронических заболеваний всегда связано с успехами лечения, так как уровень патологии в населении меняется медленно.

Не столь однозначно можно говорить о распространении в населении стандартов здорового образа жизни. Однако имеющиеся данные позволяют утверждать, что во всех четырех странах в период быстрого снижения смертности взрослых сокращалась распространенность курения, а в трех из четырех - стабилизировалось потребление алкоголя. Больше внимания также уделялось проблеме рационального питания.

Опыт западных стран свидетельствует, что успешная борьба с новой патологией невозможна без активности самого населения, направленной на оздоровление образа жизни и среды обитания, заботу о своем здоровье и т. п. На протяжении XX века в этих странах произошли огромные, принципиальные изменения в отношении к проблемам жизни и смерти. К сожалению, история России сложилась иначе.

Прежде всего, не оправдались надежды, что переход к рынку стимулирует изменение отношения к своему здоровью. В стране заметно растет потребление алкоголя (табл. 6). В этом смысле ситуация чем-то напоминает 1965-1980 годы, когда при высоких доходах от экспорта нефти и газа одновременно росли и уровень жизни и потребление алкоголя, и смертность в рабочих возрастах.

Вряд ли в ближайшие годы возможна новая антиалкогольная кампания и вообще эффективные меры по снижению потреблению алкоголя. Общественное мнение и власти явно не готовы к подобным действиям.

Таблица 6. Продажа алкогольных напитков и пива в литрах абсолютного алкоголя

 

1992

1995

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Всего миллионов декалитров

74,4

139,9

112,8

111,7

115,1

117,5

120,3

125,1

На душу населения

5,01

9,45

7,65

7,6

7,87

8,07

8,31

8,7

Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник. Госкомстат России. - M., 2003. С. 258

Принятый 10 июля 2001 года Федеральный закон "Об ограничении курения табака" не дал ожидаемого эффекта, потребление табака, по крайней мере, продажа папирос и сигарет13, продолжает расти как в абсолютном выражении, так и на душу населения.

Намеченные в стране реформы системы здравоохранения идут медленно и непоследовательно. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи14, большая часть стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи должна оказываться в рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования и, соответственно, большая часть финансовых средств на эти цели (не менее 65%) должна быть сосредоточена в системе обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день соотношение между двумя источниками финансирования обратное (39% - средства ОМС и 61% - бюджетные средства). По-прежнему весьма распространенной остается неформальная оплата населением медицинской помощи15.

В России проводится целый ряд федеральных целевых программ, направленных на снижение смертности от отдельных групп заболеваний. Однако система оценки эффекта от их выполнения весьма несовершенна. К тому же, по мнению экспертов, существующая статистика здоровья не позволяет оценивать эффективность этих программ16.

В стране так и не сформировалась четкая программа действий по снижению смертности. Широкое обсуждение демографической проблематики, развернувшееся в процессе подготовки Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года, показало, что российская наука не располагает обоснованными предложениями о стратегии и тактике ускоренного снижения смертности. В медицинских публикациях обычно обсуждаются проблемы борьбы с конкретными заболеваниями, общая проблема снижения смертности отходит на второй план. Большинство социально-демографических исследований ограничивается самой общей постановкой задач снижения смертности от отдельных причин или в отдельных возрастах. Вопрос о том, почему именно эти меры являются первоочередными и каков ожидаемый эффект, как правило, не рассматривается.

Общие расходы на здравоохранение в России в 2000 году составляли 2,9% от ВВП (по оценке ВОЗ - 2,2%17) и ничто не говорит об ожидаемом значительном росте расходов на охрану здоровья. Так что ситуация в России существенно отличается от ситуации в 4 рассмотренных выше странах в период быстрого снижения смертности.

С другой стороны, при обсуждении прогнозов смертности неоднократно высказывалось мнение, что они должны учитывать фактор начавшегося в стране экономического роста18, который может улучшить демографическую ситуацию. Вообще экономический рост в условиях России может и не вести к снижению смертности. С. Иванов и В. Эченикэ19 еще в 2000 году отмечали, что состояние рабочих мест на многих российских предприятиях таково, что рост экономической активности, скорее всего, приведет к росту смертности и заболеваемости работающих. Сегодня эту гипотезу авторитетно подтвердил Государственный санитарный врач России Г.Г. Онищенко. Он пишет о росте профессиональной заболеваемости в России, главные причины которого, по его мнению, состоят в отсутствии экономической заинтересованности работодателя в сохранении здоровья своих сотрудников, в износе основных фондов20. Неудивительно, поэтому, что рост смертности взрослых мужчин продолжается.

Основные причины этого роста, на наш взгляд, следует искать не в событиях последних лет. Рост смертности взрослых есть следствие всей российской истории XX века. Не зря же подобная тенденция наблюдается не только в России, но и в Белоруссии и Украине. Даже в относительно благополучных Балтийских странах в последний год произошло ухудшение ситуации. Проблема в том, что современная Россия не способна переломить эту тенденцию. Поэтому гипотеза о возможном быстром росте продолжительности жизни в России в скором будущем, которая рассматривалась ранее как один из вариантов прогноза смертности, на наш взгляд, не выдержала испытания временем и, к сожалению, быстрого роста продолжительности жизни в ближайшие 10-15 лет ожидать не приходится.


13 - Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2002. с. 489. Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник. Госкомстат России. - M., 2003. С. 257.
14 - Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.98 № 1096, в редакции от 26.10.99 № 1194, от 29.11.2000 № 1196, от 24.07.2001 № 550
15 - Неформальные платежи за медицинскую помощь в России. Московский общественный научный фонд. Независимый институт социальной политики. М. 2003.
16 - Максимова Т.И. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. М.: Из-во "Пер Се". 2002.
17 - Обзор состояния здоровья и здравоохранения Российской Федерации. Европейское региональное бюро ВОЗ. Ноябрь. 1999.
18 - Андреев Е.М., Харькова Т.Л. Споры о прогнозах. // Демоскоп-weekly (Интернет-издание). №51-52, 53-54, январь-февраль 2002.
19 - Ivanov S., Echenique V,. Demographic Situation and Mortality Trends in Russia. In: New demographic trend in Europe. The changing of Population Dynamics in Countries of Central and Eastern Europe. Springer. 2000.
20 - Онищенко Г.Г. "Сырьевая" ментальность. Российская газета, 7 августа 2003 г.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most