Rambler's Top100

№ 129 - 130
6 - 19 октября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Культура и экономика России за три века

Татары о татарском

Время юга: Россия в Чечне, Чечня в России

Мусульмане в начале века: надежды и угрозы

Поляризованная биосфера

Документы и материалы о депортации народов

По страницам журналов «Здравоохранение Российской Федерации», и «Вестник Евразии»

Содержание журнала «Population and Development Review»

А.Малашенко, Д.Тренин

ВРЕМЯ ЮГА: РОССИЯ В ЧЕЧНЕ, ЧЕЧНЯ В РОССИИ

Московский Центр Карнеги,
Москва, Гендальф, 2002, 267 страниц

Электоронная версия: http://pubs.carnegie.ru/books/2002/09am-dt

Феномен "новых мусульман" не ограничивается только молодежной средой. Есть основания полагать, что симпатии к исламским радикалам в мусульманской среде Северного Кавказа довольно устойчивы. Например, в Дагестане на протяжении 1998 г. число мусульман, отрицательно оценивавших "ваххабизм", снизилось с 74% до 63%, в то время как количество тех, кто оценивал его позитивно, возросло с 3% до 5%.Разумеется, непосредственно после вторжения в Дагестан отрядов Басаева и Хаттаба отношение к исламским радикалам ухудшилось. Однако спустя год появились сведения, что между радикалами и остальным обществом установился некий консенсус, и, более того, крайне жесткие методы подавления "ваххабизма" властями привели к тому, что к его представителям стали испытывать своего рода сочувствие.

Стр. 88-89.

Чеченская война стала одним из побудительных стимулов для массовых уклонений от призыва на действительную военную службу. При ежегодном призыве 180 тыс. человек среднее число "уклонистов" составляло 20-25 тыс., а в 1998 г. достигло 36 тыс. Даже Северный Кавказ не отличается от других регионов в смысле стремления избежать службы в армии.

Стр. 151.

В первой Чеченской войне, по официальным данным, погибло 4300 российских военнослужащих, в том числе более 3800 человек из состава Вооруженных сил (при средней численности объединенной группировки 70 тыс.), и в начале 1996 г. тогдашний нижегородский губернатор Борис Немцов без особого труда сумел собрать миллион подписей с требованием прекратить войну. Кампания 1999 г. с самого начала проводилась под лозунгом минимальных потерь, и вплоть до зимних боев в Грозном число погибших действительно было сравнительно невелико. Тем не менее, по данным российских военных, за первый год второй чеченской кампании погибло более 2500 федеральных военнослужащих и было ранено свыше 7500. Чеченские источники говорят о 15-20 тыс. убитых "федералов" за тот же период, а также о потере ими 27 истребителей, 40 вертолетов, свыше 1000 танков и БТР.
Сведения чеченской стороны явно завышены, но даже если исходить из официальных данных российского Министерства обороны, получается, что ежемесячные потери федеральных сил составляли в августе 1999 - июле 2000 г. 215 человек убитыми, в то время как в ходе первой войны (декабрь 1994 - август 1996 г.) такие потери составляли 190 человек в месяц. Кампания 1999-2000 оказалась более кровопролитной, чем "пиковый" в смысле потерь год Афганской войны (1984). Наибольшие потери вновь пришлись на штурм Грозного. С лета 2000 г. ежемесячные потери существенно уменьшились. На 1 февраля 2001 г. число погибших подошло к 3 тыс. человек, раненых - превысило 8 тыс.

Стр. 165-166.

Книга посвящена последствиям Чеченской войны для России. Авторы исследуют изменения в политической системе страны, в ее военной организации и внешней политике, причиной или катализатором которых стал конфликт на Северном Кавказе. Особое значение уделено эволюции "исламского фактора". В книге присутствует анализ развития ситуации в Чечне с 1991 г., но основное внимание сосредоточено на проблемах общероссийского значения. По убеждению авторов, для России наступило "время Юга", т.е. период, когда события на южном направлении (Кавказ и Центральная Азия) из периферийных превратились в центральные, а иногда - в определяющие для различных сфер российской политической и общественной жизни.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Введение

Глава I. ХРОНИКА НЕЗАВЕРШЕННОГО КОНФЛИКТА
Глава II. ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА И РОССИЙСКИЙ МИР
Глава III. ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР
Глава IV. ВОЙНА И ВОЕННЫЕ
Глава V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Глава VI. ЧЕЧНЯ И ЗАКОНЫ ВОЙНЫ (Анатоль Ливен)

Заключение

Указатель имен (Сост. Д. А. Басистый).

Summary

О Фонде Карнеги

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most