Rambler's Top100

№ 129 - 130
6 - 19 октября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

Культура и экономика России за три века

Татары о татарском

Время юга: Россия в Чечне, Чечня в России

Мусульмане в начале века: надежды и угрозы

Поляризованная биосфера

Документы и материалы о депортации народов

По страницам журналов «Здравоохранение Российской Федерации», и «Вестник Евразии»

Содержание журнала «Population and Development Review»

Е.О. Хабенская

ТАТАРЫ О ТАТАРСКОМ

Москва, Наталис,
2002, 206 страниц


Большая часть наших собеседников в Саратове выделила три основных критерия принадлежности к этносу. Во-первых, знание татарского языка... Во-вторых, близость к традиционной татарской культуре, знание и соблюдение исконных обычаев татар... И, в-третьих, интерес к "традиционной" религии, знание и соблюдение, в той или иной степени, норм ислама.

Стр. 16

Несмотря на довольно существенные различия в языке у татар из различных регионов, отмечавшиеся нашими собеседниками в Саратове, подавляющее большинство из них считает, что все региональные группы татар - это один народ, с общей культурой, историей, единой языковой традицией и (за исключением "кряшен") одной религией.

Стр. 32

Представители татарской интеллигенции Москвы обнаружили более дифференцированный подход к обозначенной проблеме. Значительно меньшее (чем в Саратове) число наших собеседников в этом регионе безоговорочно высказалось за то, что татары представляют собой единый этнос.

Стр. 33

Как видно из материалов нашего исследования, большая часть опрошенных представителей татарского этнокультурного сообщества не склонны абсолютизировать роль религии в процессе этнической самоидентификации татар. Ценность ислама в значительной степени осознается респондентами при ассоциировании последнего с этнокультурной традицией народа, нежели с некими религиозными догматами. Это особенно справедливо в отношении татарских интеллектуалов Москвы и Казани, в меньшей степени - для саратовских респондентов. Для большинства опрошенных характерно восприятие обрядовой стороны религии как малозначимой, отчасти - ненужной. В то же время, около половины наших собеседников повышенное значение придают "внутренней ", глубоко интимной вере в Бога, причем иногда - в деистской интерпретации, безотносительно к какой бы то ни было конфессиональной принадлежности.

Стр. 143

В работе предпринята попытка выяснить особенности этнокультурной идентичности представителей татарской интеллигенции Москвы, Казани и Саратова. Автор предлагает собственную типологизацию "моделей" этнического самосознания, основываясь на материалах собственных углубленных интервью с активистами татарского этнокультурного движения.

Книга адресована этнологам, социальным антропологам, социологам, политологам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Этническая самоидентификация татар: каналы реализации
Глава 2. Национальный характер: миф или реальность?
Глава 3. "Родная земля" как этническая ценность
Глава 4. "Родной" язык как этнический символ
Глава 5. Ислам и татарская идентичность
Глава 6. "Традиционная" культура в ментальности татарской интеллигенции
Глава 7. Политическое самоопределение этноса в ценностных ориентациях татарской интеллигенции

Заключение

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most