Rambler's Top100

№ 69 - 70
3 - 16 июня 2002

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Первые итоги переписи населения Украины 2001 года

Экономические последствия распространения ВИЧ-инфекции в России

Cоциально-экономическая ситуация в 1992–2000 гг. – воздействие на население России

Посланцы Поднебесной на Дальнем Востоке – легальные и нелегальные

Репатриация этнических казахов в Казахстан

Семья и брак в Канаде

Посланцы Поднебесной на Дальнем Востоке - легальные и нелегальные

Виктор Ларин
(Полностью статья "Посланцы Поднебесной на Дальнем Востоке: ответ алармистам" опубликована в журнале "Диаспоры" №2-3 за 2001 год)

Легальная трудовая миграция

Масштабы легального использования китайской рабочей силы по всему Дальнему Востоку в целом невелики, хотя до 1994 года подобные сведения носят преимущественно оценочный характер, поскольку число китайцев, ежегодно приглашавшихся на работу российскими предприятиями, строго не фиксировалось. Публиковавшиеся в печати данные варьируют от 10-15 тысяч человек в 1990 году до 17-18 тысяч в 1992-1993 годах. Все зависело от того, кто и как делал подсчеты. По моим оценкам, основанным на официальных статистических данных различных территорий, в 1993 году в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях находилось в общей сложности 8 тысяч китайских рабочих, в Читинской области - около 10 тысяч.

Экспорт китайской рабочей силы в СССР начался в 1986 г. С конца 80-х гг., когда советские предприятия получили право устанавливать прямые связи с партнерами в Китае и импортировать оттуда рабочую силу, он стал быстро расти и достиг 20 тысяч человек ежегодно. Провинция Хэйлунцзян в 1989 году направила в СССР 12 тысяч рабочих, в 1992 году - 14,5 тысячи 1. Летом 1992 года между Россией и Китаем было подписано соглашение о принципах найма граждан КНР в России, которое стало юридической базой для определения статуса китайских рабочих в нашей стране.

Еще ранее, 10 марта 1992 года, было принято постановление главы администрации Приморского края №75 "О порядке привлечения предприятиями, организациями, учреждениями края иностранной рабочей силы". Оно предусматривало выделение квот на ввоз иностранных рабочих. В том же году более 100 предприятий Приморья ввезли в край около 6 тысяч китайских рабочих, из которых 48% были заняты в строительстве, а 42% - в сельском хозяйстве.

Главным поставщиком рабочей силы стала провинция Хэйлунцзян. За десятилетие (к 1997 году) там было подписано 1426 соответствующих контрактов с Россией, странами Восточной Европы, Южной Кореей, Японией, странами ЮВА на общую сумму в 987 миллионов долл. и направлено на работу за рубеж 130 тысяч человек 2. В СССР/Россию выехало с 1988 по 1993 год в общей сложности 65-77 тысяч рабочих, и значительная их часть концентрировалась в приграничных районах. Важно отметить, что российские территории стали местом притяжения преимущественно неквалифицированной рабочей силы из сельской местности. Так, из промышленного Харбина за 1992-1995 годы было направлено в Россию только 7 тысяч человек, работавших на 154 предприятиях в 41 населенном пункте России, что принесло китайской стороне свыше 43 миллионов долл.3

После указа Б. Ельцина "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы в Российской Федерации" от 16 декабря 1993 года, требовавшего строгой регистрации иностранных рабочих, в этой сфере был налажен более точный учет. Отбор рабочих начал вестись тщательнее, а сфера их деятельности стала ограничиваться в основном строительством и овощеводством. Например, среди 8 тысяч китайцев, работавших в Приморье с января по октябрь 1994 года, 70% было задействовано в этих двух сферах производства 4.

Углубление экономического кризиса в стране повлекло за собой остановку предприятий, снижение масштабов строительства и, соответственно, потребностей в трудовых ресурсах. В результате число китайцев, привлекавшихся на работу в Россию вообще и в приграничные районы Дальнего Востока, в частности, вопреки прежним прогнозам роста использования иностранной рабочей силы, не только не увеличилось, но начало сокращаться. Сыграл свою роль и новый для региональной экономики фактор - рост безработицы, уровень которой до 1993 года не превышал здесь 2-3%, а на местном рынке труда не ощущалась опасность конкуренции. С 1994 года безработица и в России, и на Дальнем Востоке стала статистически и социально заметным явлением. Уже на начало 1995 года ее уровень достиг в Амурской области 9% экономически активного населения, 10,1% в Хабаровском крае и 7,8% в Приморье.
Как показывают масштабы и характер применения китайской рабочей силы на Дальнем Востоке в 90-е годы, разговоры о негативном воздействии гастарбайтеров на местный рынок труда не имели реальных оснований. В 1992-1998 годах совокупное число китайских рабочих, привлекавшихся ежегодно в Приморье, не превышало 0,6% от общей численности рабочей силы края. В структуре занятости Дальнего Востока доля китайской рабочей силы составляла, по оценочным данным, 0,2%, а с учетом китайских туристов, незаконно занимавшихся торговлей и иными формами предпринимательства - не более 0,5% 5.

Итак, хотя потребности и возможности предприятий и компаний Дальнего Востока привлекать на работу неприхотливых, усердных и в некоторых областях более квалифицированных китайских рабочих существенно не снизились, изменилось отношение к ним властей и населения. Началось обсуждение проблемы конкуренции между российскими безработными и китайцами, несмотря на то, что в реальности некоторая конкуренция ощущалась лишь на рынке строительных профессий.

Противоречивая и тревожная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где при высочайшем уровне безработицы в приамурских и приморских селах многие колхозы и фермеры нанимали не своих работников, а китайцев, и им же сдавали в аренду пустующие участки. Сами же местные жители предпочитали оставаться не у дел, но не трудиться на земле. Китайские крестьяне оказались намного более организованными, профессиональными, дисциплинированными и в то же время неприхотливыми работниками, чем российские. Эффективность применения их труда, особенно с учетом использования ими традиционных технологий, наиболее приспособленных к природным условиям региона, была значительно выше. Тем не менее, к концу 90-х годах масштабы привлечения китайских крестьян в сельское хозяйство Дальнего Востока несколько снизились - по ряду экономических и политических причин оказалось, что выращивать овощи и фрукты в Китае и затем продавать их в России экономически выгоднее (даже с учетом таможенных пошлин).

Во второй половине 90-х годов на всех территориях Дальнего Востока проявлялась тенденция к сокращению масштабов применения труда китайцев.

По официальным данным миграционных служб, в 1997 году на юге региона находилось на законных основаниях немногим более 8,7 тысячи китайских рабочих, в 1999 году - около 7,8 тысячи, из которых основная часть была сконцентрирована в Приморье, где громче и чаще всего звучали предупреждения о "желтой опасности" и "китайской экспансии", проводились шумные, но малоэффективные кампании "Иностранец" 6.

Еще одна заметная тенденция второй половины 90-х годов - формирование на Дальнем Востоке постоянного контингента китайских рабочих. Так, из занятых в Приморье в 1998 году более чем 7 тысяч китайцев к концу года его покинули чуть более 2 тысяч 7. Вновь прибыли туда на работу, по сведениям паспортно-визовой службы УВД Приморского края, 5965 человек в 1997 году и 2926 в 1998 году.

Даже не имея точной статистики, можно сделать вывод о том, что количество китайских рабочих, официально (по контрактам) вовлекавшихся в экономику юга Дальнего Востока, не превышало во второй половине 90-х годов 7,5-10 тысяч человек в год, демонстрируя очевидную тенденцию к снижению. Большая часть из них (6-8 тысяч человек ежегодно) была сконцентрирована в Приморье. В среднем доля китайцев в общей массе иностранных рабочих составляла в Амурской области 23-30%, в Приморье - 60-63%.

Хотя эти китайцы находились под наиболее строгим контролем местных властей и миграционных служб, они все же доставляли им определенные хлопоты, прежде всего по вине самой российской стороны. Многие руководители предприятий и организаций, приглашавшие китайских рабочих на сезонные и временные работы, должным образом не оформляли их пребывание в России и работой в полной мере не обеспечивали. В результате немалая часть прибывших занималась незаконной деятельностью (торговлей, сбором дикоросов, добычей морепродуктов).

Кроме того, директора российских предприятий не чурались нарушать закон, привлекая к работам китайцев, приехавших в Россию в статусе туристов. В 1997 году сотрудникам поста миграционного контроля удалось задержать больше трех десятков таких китайцев на одном из рыболовных траулеров 8. Ограниченные финансовые ресурсы вынуждали и местные власти привлекать дешевый труд китайцев, закрывая глаза на незаконность своих действий. В Приморском крае, например, в такого рода деятельность были вовлечены руководители многих туристических фирм и других предприятий, а также главы некоторых муниципальных образований 9. В результате, поскольку закон нарушался с обеих сторон, использование китайской рабочей силы было очень далеко от цивилизованного.

Нелегальная миграция

Нелегальное проникновение китайцев на территорию Дальнего Востока связано совсем не с попытками тайного перехода ими границы, очень протяженной (более 4 тысяч км) и не такой прочной, как в советское время (хотя об эпизодах этого рода регулярно сообщают пограничники) 10. В Россию значительно проще попасть законным путем: купить туристическую путевку в любой из приграничных городов и поселков Приморья или Амурской области и остаться там на более длительный срок, чем это предусмотрено условиями поездки, благо нарушителю грозит лишь принудительная депортация на родину да попадание в "черные списки" пограничной и миграционной служб 11.

Как было отмечено выше, в постсоветский период ни одно из российских ведомств не смогло установить точного числа китайцев, проживавших в стране нелегально. Короткий, но бурный период "открытой границы" вызвал к жизни процесс массового перемещения жителей Поднебесной на территорию северного соседа. Восстановление визового режима не остановило притока нелегалов, прежде всего потому, что соглашение о безвизовом обмене туристическими группами от 18 декабря 1992 года, явившееся главным "мостом" для челночной торговли с обеих сторон и для попадания китайцев в Россию, оставалось в силе вплоть до начала 2000 года, да и новая его версия не сильно изменила условия пересечения границы.

До середины 90-х годов от 30 до 50% так называемых туристов оставались в России на более длительный период, чем позволяла их туристическая виза. Активная борьба с незаконно оставшимися на российской территории китайцами была начата властями дальневосточных территорий в 1994 году. Так, 11 февраля губернатор Хабаровского края В. Ишаев издал постановление №62, предписывавшее главам городов и районов, предприятий и организаций, а также руководству местного УВД взять под строгий контроль порядок въезда и выезда иностранных граждан, получение ими лицензий на право торговли, определение мест торговли и их охрану, а также создать специальный денежный фонд для отправки иностранцев на родину.

В апреле 1994 года было издано постановление главы администрации Приморского края №191 "О мерах по регулированию пребывания граждан КНР на территории края". Постановление предусматривало приостановление действия лицензий, выданных туристическим фирмам, нарушающим порядок приема туристов из КНР; разработку единой формы приглашений; усиление контроля за выдачей разрешений для въезда. Там же содержалось предписание о проведении мероприятий по выявлению иностранцев, проживающих в крае в нарушение существующих правил, и по выдворению их за пределы России. Подобные меры предполагало соглашение по приграничному туризму между Приморским краем и провинцией Хэйлунцзян, подписанное 24 августа 1994 года.

Поскольку определение сроков пребывания иностранных туристов было отдано на откуп региональным властям, то эти сроки варьировались в зависимости от интересов последних и восприятия ими китайского присутствия. В конце 1996 года легальная продолжительность пребывания колебалась от одного месяца в Хабаровском крае и двух недель в Амурской области до трех дней в Приморье. Соответственно, разным был и процент нарушителей по различным территориям. В немалой степени именно поэтому в Приморье всегда насчитывалось больше всего незаконных мигрантов и всегда можно было устроить "урожайные" облавы и впечатляющие депортации. Милиция получила неиссякаемый источник для взимания штрафов, а у местных политиков всегда под рукой доказательства "китайской экспансии". Хабаровский край отличается наиболее либеральным режимом пребывания туристов и одновременно наиболее строгим контролем за его соблюдением 12.

Главным средством борьбы с нарушителями миграционного законодательства стало проведение массовых контрольных проверок мест скопления иностранцев (рынков, гостиниц, общежитий) и депортация нарушителей, причем масштабы высылки их на родину росли по мере того, как местные органы проявляли большую активность и набирались опыта в борьбе с нелегалами.

В развитие упомянутых постановлений в 1994 году Приморским управлением внутренних дел и пограничниками в три этапа была проведена операция "Иностранец", в ходе которой 3328 китайцев были задержаны за различные нарушения, а 2531 из них выдворены из страны. В Амурской области за тот же год выявили 4 тысячи нарушителей паспортного режима, из них около 1,5 тысячи китайцев 13.

Динамика борьбы с нелегальным пребыванием китайцев в Приморье наглядно показана в сводке, подготовленной краевым ОВИРом (см. табл. 1).

Общее количество китайцев, депортированных из Приморского края в 1999 году, составило 3430 человек. Около 72% административно наказанных и примерно 80% выдворенных граждан КНР составляли безвизовые туристы.

Переломным в борьбе с незаконным пребыванием иностранцев на территории Дальнего Востока стал 1995 год - тогда только в Приморье в административном порядке было наказано 16 тысяч нарушителей (из них более 12 тысяч китайцев); в отношении иностранных граждан было возбуждено 1128 уголовных дел 14. В значительной степени это стало возможным потому, что в крае удалось создать четко действующую систему контроля за въездом и выездом иностранных граждан на основе тесного взаимодействия органов пограничного контроля, УВД, ФСБ, представительства МИД и органов власти различных уровней 15.

Таблица 1. Нарушения паспортно-визового режима в Приморском крае
(1994-1999 годы)

Годы

Выдворено граждан КНР/в том числе под конвоем (человек)

Наказано граждан КНР в административном порядке (человек)

Доля выехавших на родину в срок (%)

1994

2798/1579

9884

64

1995

6640/6640

12389

68

1996

3793/1934

8617

97

1997

4016/2196

8105

99,1

1998

3240/1191

8957

99,6

5 мес. 1999 г.

1933/654

4053

99,2

Итого

22420/14194

52005

 

Источник: Романов Н. Некоторые аспекты пребывания граждан КНР в Приморском крае // Перспективы Дальневосточного региона: китайский фактор М., 1999. С. 90-91.

Аналогичные позитивные сдвиги прослеживаются и в других приграничных территориях. Сегодня, по утверждению руководства миграционной службы Амурской области, точно известно, кто въезжает в заявленные сроки пребывания в стране, буквально поименно, и кто выезжает. В 1999 году из области не выехал в установленные сроки 91 человек (в категории заявленных туристов); покинули ее чуть позже, чем следует, 47 человек; за 1998 год и первую половину 1999 года были "потеряны" 229 человек. "Они все известны поименно, на них есть все данные, включая информацию о том, какие фирмы их сюда пригласили. И именно эти туристические фирмы несут ответственность" 16.

Уже в 1996 году, как следует из таблицы 2, своевременно покинули Приморье 97% китайских туристов, а в 1997-1998 годах и в первой половине 1999 года их число превысило 99%. По сведениям миграционной службы Хабаровского края, в 1996 году число осевших в Хабаровском крае граждан КНР, приехавших в Россию в качестве туристов, составило около 250 человек, а в 1997 году - вдвое меньше (около 125 человек) 17. На 20 декабря 1998 год было неизвестно местонахождение всего 119 человек, прибывших по линии безвизового туризма. По утверждению В. Ишаева, власти края жестко контролируют процесс въезда-выезда иностранцев, и проблемы китайской колонизации края сегодня не существует 18.

Нелегальная миграция среди китайцев, работавших по контрактам, была практически сведена на нет еще в середине 90-х годов посредством установления более строго контроля со стороны федеральной и местных миграционных служб, органов власти и УВД. Считается, что проблему для местных властей представляли китайцы, попавшие на территорию России через пограничные переходы в других краях и областях и затем незаконно двигающиеся по России. Но все это были китайцы, которые въехали через Благовещенск или Забайкальск и объявились в Приморье, и наоборот, ведь через Москву во Владивосток и Хабаровск они не ездят.

Элементарные расчеты показывают, что в 1997-1999 годах на Дальнем Востоке ежегодно "терялось" менее 1 тысячи китайцев, из которых часть добровольно выезжала в сроки, позже установленных. За 1998 год и первую половину 1999 года было "потеряно": в Приморье - 400 человек, в Амурской области - 229 человек, в Хабаровском крае (за 1998 год) - 119 человек, т.е. в общей сложности 748 человек 19. За тот же период только из Приморья, как видно из таблицы 1, было депортировано 5173 человек, а в 1997-1999 годах в общей сложности 10686 китайцев покинули край в принудительном порядке.

Из всего этого напрашиваются два вывода. Первый из них противоположен широко распространенному мнению и заключается в том, что, несмотря на увеличение масштабов туристического обмена между Россией и Китаем во второй половине 90-х гг., число постоянно пребывающих на Дальнем Востоке России китайцев не растет, а сокращается.

Второй вывод таков: в последние годы сформировалось стабильное ядро китайской трудовой диаспоры на восточных рубежах России. Его составляют как контрактные рабочие, сотрудники фирм и совместных предприятий, так и мелкие предприниматели и торговцы, попадающие в Россию преимущественно по линии безвизового туризма. Социологические опросы показывают, что свыше 60% китайцев, постоянно живущих на Дальнем Востоке, в той или иной степени владеют русским языком, а это значит, что они прочно ориентированы на российский рынок. Только четверть из работающих в нашей стране находится в ней менее года, а из приезжающих регулярно три четверти посещали Россию более двух раз.

Фактически это означает, что в Северо-Восточном Китае (прежде всего в приграничных районах провинции Хэйлунцзян) уже сформировались не только производственная и торговая зоны, нацеленные на российский рынок (хозяйства по выращиванию овощей и фруктов, оптовые базы, предприятия легкой промышленности), но и сегмент экономически активного населения, ориентированный на Дальний Восток России.

Совершенно очевидно, что длительное пребывание подавляющего большинства китайцев на российской территории, как легальное, так и нелегальное, имеет под собой исключительно экономические основания: стремление заработать деньги, накопить средства для расширения или создания собственного бизнеса в России или Китае. От 30% китайцев, опрошенных в Хабаровске, 36% во Владивостоке до 48% в Уссурийске и 52% в Благовещенске намеревались открыть или расширять свой бизнес в России, а несколько меньшая часть хотела бы начать собственное дело в Китае 20.

Если среди официально работающих у нас китайцев преобладали строители и сельскохозяйственные рабочие, то в общей массе граждан КНР, занимающихся здесь той или иной формой экономической деятельности, доминировали те, кто так или иначе связан с торговлей: сами предприниматели, наемные продавцы и доставщики товаров. В основном это безвизовые туристы из КНР, которые, согласно закону о туризме Российской Федерации, не имеют права заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью.

Масштабы нелегального присутствия китайцев на рынке труда Дальнего Востока оцениваются весьма приблизительно. Подавляющее число китайцев, законно или нелегально обосновавшихся на российской территории, в той или иной степени вовлечены в торговлю китайскими товарами. По официальной статистике, охватывающей лишь иностранцев, получивших разрешение на торговлю, в Амурской области ею занимались в общей сложности около 40% китайцев, а по неофициальной - до 95% китайских туристов торгуют на рынках области 21, не считая приторговывающих рабочих и студентов.

Можно, пожалуй, согласиться с послом КНР в России Ли Фэнлинем, утверждавшим на пресс-конференции в Хабаровске, что проблемы китайцев, оседающих в России, не существует 22. В сравнении с общей численностью населения Дальнего Востока ни ничтожное количество законных иммигрантов, ни десять тысяч полулегальных китайских торговцев, делающих свой маленький бизнес на просторах Дальнего Востока, не создают реальной угрозы демографической и социальной стабильности в регионе.

Тем не менее, федеральные и местные органы власти и особенно пограничная и миграционная службы продолжают пугать население десятками и сотнями тысяч китайцев, якобы растекшихся по России. Не только российские журналисты, но и западные исследователи и обозреватели, серьезно озабоченные ростом китайской миграции на Запад, с удовольствием подхватывают тему и используют неосторожные высказывания официальных лиц для развития тезиса о планетарной угрозе со стороны китайской миграции.

Кто к нам приезжает?

Учитывая неблагоприятный политический климат, сложившийся вокруг китайской общины на российском Дальнем Востоке, ее традиционная замкнутость значительно усиливается. Определенную информацию о китайских мигрантах, хотя достаточно фрагментарную, дают опросы, проведенные в 90-х годах во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске и Уссурийске 23. Известно, что в 1995 году это были преимущественно мужчины (до 90%) в возрасте от 20 до 50 лет, прибывшие из приграничных уездов провинции Хэйлунцзян. В 1999 году среди мигрантов также преобладали выходцы с этой территории (60-70% общего числа), но значительно выросла прослойка представителей провинций Цзилинь (от 10 до 25% по разным городам Дальнего Востока), Ляонин, Цзянси и Шаньдун. Гораздо больше стало женщин и семейных пар. Подавляющее большинство находится в возрасте от 20 до 50 лет и почти четверть проживает в России более трех лет.

Работающие по контрактам в строительстве, сельском хозяйстве и сфере обслуживания принадлежат, в основном, к менее образованной и беднейшей страте китайского общества, в то время как торговцы - это, как правило, люди с образованием и средними доходами. Более 70% из них имеют высшее или среднее образование. Китайцы, начинавшие свой бизнес с Россией в начале 90-х годов, тогда также принадлежали к беднейшей части населения Северо-Восточного Китая. Однако они проявили себя как энергичные и предприимчивые бизнесмены, способные получить прибыль от налаживания российско-китайской торговли и повысить свой социальный и имущественный статус. Соответственно, они стали более привередливыми при выборе торговых партнеров и условий проживания. В то время как их соотечественники-рабочие по-прежнему ютятся в антисанитарных условиях, они предпочитают хорошие гостиницы, благоустроенные общежития и частные квартиры.

Вопреки широко распространенным в России представлениям, безработица в Китае не является важным фактором, стимулирующим миграцию в Россию: не более 10% опрошенных китайцев не имели работы у себя на родине. Главный мотив для подавляющего большинства - возможности для ведения бизнеса и получения доходов.

По национальному составу среди мигрантов из КНР преобладали ханьцы (собственно китайцы) и корейцы; встречались монголы, маньчжуры и представители других этнических групп.

Не только торговцы, занимающиеся предпринимательством в России, но и рабочие-контрактники стремились адаптироваться к местным условиям, делая особый акцент на изучении русского языка. В сравнении с началом 90-х годов, когда с трудом можно было встретить китайца, способного объясняться по-русски, сегодня большинство из них может общаться с местными жителями.

Трудно пока говорить о существовании "чайна-таунов" в приграничных с Китаем районах России, хотя некоторые СМИ пытаются использовать этот расхожий термин. Видимо, китайские рынки в дальневосточных городах и особенно в Уссурийске 24 уже в определенной степени могут отождествляться с "чайна-таунами", поскольку "представляют собой единые социальные организмы с довольно жесткой структурой, со своими нормами, правилами и обычаями" 25.


1 - Перспективы Дальневосточного региона: китайский фактор… -с. 15; Панкратова Л. Китайская рабочая сила на региональном рынке труда//Исторический опыт освоения Дальнего Востока. Выпуск второй. Финансы и внешнеэкономическая деятельность регионов. Благовещенск, 2000. -с. 67
2 - Гайгэ кайфан 20 няньдэ лилунь юй шисянь. Хэйлунцзян чжуань (20 лет теории и практики реформ и открытости. Хэйлунцзян). Пекин, 1998. -с. 99.
3 - Чжун э цзинмао гуаньси (Китайско-российские торгово-экономические отношения). Пекин. 1999. -с. 175.
4 - Бюллетень о ходе экономических реформ в г. Владивостоке за январь-сентябрь 1994 г. Владивосток, 1994. -с. 44.
5 - Шкуркин А. Дальневосточный рынок труда как фактор китайской трудовой миграции // Перспективы Дальневосточного региона, китайский фактор... - с. 81.
6 - В связи с этим большое недоумение вызывает не столько даже публикация в "Независимой газете", сколько перепечатка без комментариев в хабаровских "Приамурских ведомостях" безграмотной статьи А. Чичкина "И колонисты могут быть союзниками", где сообщается о якобы официально зарегистрированных в Приморье свыше 16 тысячах китайских рабочих и служащих (включая мифических переселенцев-крестьян), в Хабаровском крае - почти 4 тысячах, в Еврейской Автономной Области - почти 1, 2000, тысячи человек ("Независимая газета" 1 февраля 2000; "Приамурские ведомости". 28 февраля 2000).
7 - "Золотой Рог". 30 марта 1999. С. 24. Население Приморского края в 1998 г. (статистический сборник). Владивосток, 1999. -с. 52.
8 - Владивосток. 1999, 5 марта.
9 - Усова М. Гастарбайтеры нам нужны // "Золотой Рог". 8 июня 1999.
10 - По сведениям Дальневосточного регионального управления ФПС, за 8 месяцев 1999 г. зафиксировано 518 случаев нарушения границы гражданами КНР, из которых 95% - в период незаконного лова рыбы в российских территориальных водах на Амуре и Уссури; за первое полугодие 2000 г. - 214 случаев нарушения границы, среди которых опять же преобладали браконьерство и проезд по поддельным документам (см.: "Тихоокеанская звезда". 22 сентября 1999; "Приамурские ведомости". 29 июня 2000).
11 - За январь-май 1999 г. в соответствии с ч. 2 ст. 27 закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" только в пределах Приморского края был закрыт въезд в Россию 485 китайским гражданам, ранее выдворявшимся в принудительном порядке (см.: Роскошинский Ф., Тарасенко П. Миграция граждан Китая и ее влияние на обстановку в Приморском крае // Перспективы Дальневосточного региона: китайский фактор... -с. 77).
12 - Витковская Г., Зайончковская Ж. Новая столыпинская политика... -с. 101.
13 - "Известия" 16 марта 1995; "Владивостокское время" (газета). 4 мая 1995; "Владивосток". 12 января 1996.
14 - "Иностранец" меняет лицо//Владивосток. 1997, 20 февраля.
15 - Пушкарев С. Особенности китайской миграции в Приморском крае//Перспективы Дальневосточного региона: китайский фактор... - с. 45.
16 - Ярополова Т. Китайская миграция в Амурскую область и ее проблемы // Перспективы Дальневосточного региона: китайский фактор... С. 97.
17 - Перспективы Дальневосточного региона: население, миграция, рынки... -с. 29.
18 - "Независимая газета". 13 октября 1999.
19 - Мотрич Е. Китайские мигранты в Хабаровске... -с. 50; Роскошинский Ф., Тарасенко П. Миграция граждан Китая... -с. 77.
20 - Перспективы Дальневосточного региона: китайский фактор... -с. 29; Панкратова Л. Китайская рабочая сила на региональном рынке труда ... -с. 370.
21 - Ярополова Т. В. Регулирование процессов внешней трудовой миграции: состояние и перспективы//Исторический опыт освоения Дальнего Востока. Вып. 1. Экономические и социально-демографические проблемы. Благовещенск, 2000. -с. 193.
22 - АИФ-Дальинформ. Владивосток, 1995. № 39. Сентябрь. -с. 1.
23 - Полные данные опросов см.: Ларин В. Л. Китай и Дальний Восток России: проблемы регионального взаимодействия. Владивосток, 1998. -с. 159-170; Перспективы Дальневосточного региона: китайский фактор... С. 9-39; Панкратова Л. Китайская рабочая сила... -с. 364-370.
24 - Китайский рынок в Уссурийске рассчитан на 1650 мест. Там установлено 1280 открытых лотков, 40 с лишним стационарных павильонов и киосков. На отдельной площадке, где размещено охлаждающее оборудование, ведется торговля продовольственными товарами, там же - ветеринарная лаборатория. На рынке есть три камеры хранения, автостоянка, два предприятия общественного питания на 110 посадочных мест, общежитие-гостиница для иностранцев. За последние два года месячные налоговые поступления от рынка только в местный бюджет доведены до 700 тыс. руб. По разным оценкам, на рынке постоянно заняты от одной до двух тыс. китайцев (см.: "Утро России". 31 марта 1999).
25 - Мотрич Е. Китайские мигранты в Хабаровске... -с. 49-50.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most