Rambler's Top100

№ 45 - 46
3 - 16 декабря 2001

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Десять лет СНГ - десять лет миграций между странами-участниками

Свертывание миграций: временный кризис или новая логика миграционного взаимодействия?

Иммиграция во все страны СНГ сокращается

Эмиграция более чувствительна к конъюнктуре, но тоже падает

Сокращение иммиграции и эмиграции не слишком повлияло на общий миграционный баланс Содружества

Главная составляющая миграционных потоков - трудовая миграция

Не следует недооценивать миграционный обмен стран СНГ с "дальним зарубежьем"

Объективная логика и субъективные подходы

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Аристарх Лентулов. Мир. Торжество. Освобождение. Aristarh Lentulov. Peace. Feast. Liberation. (1917). Десять лет СНГ - десять лет миграций между странами-участниками

Над темой работала Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ

Свертывание миграций: временный кризис или новая логика миграционного взаимодействия?

Примем за точку отсчета 1989 год. Во-первых, это год переписи, что дает надежду на более точный учет миграции. Во-вторых, хотя в 1989 году уже сказалось влияние первых этнических конфликтов, миграционные параметры этого года были обычны для 80-х.

В 1990 году влияние перемен стало уже очень заметным, а между 1990 и 2000 годами в СНГ произошло стремительное свертывание миграций: количество мигрантов сократилось более чем в 4 раза (рис.1).

Рисунок 1. Миграция между странами СНГ, 1989-2000, в тысячах человек

Если считать по регистрации прибытий, то в 1989 году число переездов между странами СНГ - тогда союзными республиками СССР - составило 2 миллиона человек. Фактически, это число было гораздо большим, так как еще 1,6 миллиона человек переехали в неизвестном направлении и не были зафиксированы актами прибытия. Это главным образом военнослужащие и заключенные, чьи маршруты в то время не раскрывались. Хотя спецконтингент включал и внутренних мигрантов (в пределах одной республики), ясно, что внешняя компонента в его составе тоже очень большая. В 1990-1992 годах движение населения между странами СНГ удерживалось примерно в тех же рамках, что и в конце 80-х. Основную лепту в поддержание параметров миграции в это время внесли "развод" армии, паническая репатриация сразу после ликвидации СССР и первые потоки армянских беженцев. После 1992 года объем межгосударственной миграции в СНГ неуклонно сокращался и в 2000 году составил всего 480 тысяч человек, то есть в четыре раза меньше, чем в 1989. Но, поскольку в 90-е годы спецконтингенты уже включались в общее число мигрантов, данные не совсем сопоставимы. С учетом поправки, миграционный спад, по-видимому, будет не менее, чем пятикратным.

Что стоит за этой устойчиво нисходящей тенденцией: временный кризис или новая логика миграционного взаимодействия на постсоветском пространстве?

На наш взгляд, следует говорить именно о кризисе, порожденном не только экономическим спадом, но и ошибками в государственном строительстве в новых странах, в новых схемах взаимодействия их друг с другом.

Попытаемся обозначить главные составляющие этого кризиса.

  • Резко сузилась миграционная емкость стран СНГ, вследствие: (а) падения производства и сокращения числа рабочих мест; (б) сокращения видов среднего технического и среднего специального образования; (в) уменьшения доступности образования на выезде из-за мизерности стипендий и дороговизны питания; (г) девальвации образования вообще. Все это очень сильно уменьшило возможности выезда молодежи, которая составляет основную часть мигрантов в условиях устойчивого развития. Например, в России доля молодежи в наиболее мобильном возрасте 14-29 лет во внутренних потоках упала с 70% и больше в 80-е годы до 46% в 2000 году, а среди прибывающих из стран СНГ - до 28%, при том, что границы практически открыты.
  • Беспрецедентное значение в миграциях приобрел этнический фактор, что связано с легкостью его использования в качестве инструмента самоутверждения правящих элит и консолидации основной части населения страны в условиях развала экономики. Политические элиты активно использовали этнический фактор в борьбе за власть, за присвоение и передел бывшего государственного имущества и доступ к денежным потокам, что, в свою очередь, породило кризисные миграционные потоки. Национализм, территориальные претензии, сепаратизм и гегемонистские устремления обернулись в итоге этническими конфликтами и массовыми потоками беженцев и перемещенных лиц. Эти процессы отодвинули вглубь классические детерминанты миграций, такие как урбанизация, рынок труда и образование. Их заменило стремление к этнической безопасности. Вынужденная репатриация стала доминирующим миграционным потоком, точно также, как это было в первые годы после революции 1917 года.
  • Игнорирование интересов рядовых граждан бывшего СССР при его расформировании и образовании новых государств. Не была гарантирована (хотя бы на ограниченный срок) преемственность основных гражданских прав для желающих переехать из одной бывшей союзной республики в другую. То же относится к правовым гарантиям национальных меньшинств, диаспорных групп, вообще нетитульного населения, которое заранее не было ограждено от этнического произвола никакими взаимными обязательствами новых государств. Правовая неопределенность затронула интересы многих миллионов людей.
  • Последствия откровенного безразличия новых политических элит к собственному населению преодолеваются крайне медленно, этому препятствуют воинствующий сепаратизм, враждебное отношение к мигрантам, мелочная финансовая расчетливость новых государств. Кроме того, чем больше времени проходит от момента распада СССР, тем труднее подтверждать права его бывших граждан (например, на стаж, пенсию, квартиру и т.п.), так как законодательства новых стран все дальше расходятся друг от друга. Так что мигранты и меньшинства остаются одними из наименее защищенных в правовом отношении групп населения в постсоветских странах.
  • Ограниченное понимание роли миграционных процессов и мобильности населения для развития рыночных отношений вообще и в условиях глобализации, в особенности. Отсюда излишне жесткие требования к гражданству, непрекращающиеся попытки поставить заслоны на пути миграционных потоков между странами СНГ, расхождение между передовыми декларациями и консервативной практикой.
  • Крайне медленное развитие рынка жилья, почти полное отсутствие систем его кредитования, защиты, его высокая криминализованность - все это крайне затрудняет переезды между странами СНГ.


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most