Rambler's Top100

№ 39 - 40
22 октября - 4 ноября 2001

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Может ли "Юг" двинуться на север?

За ХХ век население мира дважды удвоилось

"Север" и "Юг" планеты на демографических весах XXI века

Смена вектора международных миграций

Границы миграционной емкости "Севера"

Россия в системе миграций "Юг" - "Север"

Миграционное давление "Юга" на "Север"

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Эль Греко. Святой Мартин и нищий (1600/1614) El Greco. Saint Martin and the Beggar Может ли "Юг" двинуться на север?

Над темой работал
Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Границы миграционной емкости "Севера"

Миграция с бедного "Юга" на богатый "Север" представляется вполне логичной, и кажется естественным ожидать, что миграционные потоки, сформировавшиеся во второй половине ХХ века, будут не только сохраняться, но и расширяться. В действительности же такое расширение может очень скоро встретиться с серьезными препятствиями, натолкнувшись на ограниченность миграционной емкости развитых стран.

Эти страны широко открыли двери мигрантам в тот момент, когда их собственный демографический рост замедлился, сменился стагнацией, а кое-где стал появляться и отрицательный естественный прирост населения. В ситуации послевоенного экономического роста они стали испытывать нехватку рабочей силы, особенно неквалифицированной, в связи с чем и оказались заинтересованными в притоке постоянных или временных иммигрантов из менее развитых регионов Третьего мира. Страны-реципиенты стали поощрять иммиграцию, которая и принесла им необходимую .рабочую силу, что способствовало их экономическому подъему. Но и страны выхода получили немалую экономическую выгоду, не говоря уже о пользе непосредственного соприкосновения выходцев из Третьего мира с современной культурой развитых стран.

По оценке Мирового банка, в конце 1980-х годов работавшие в других странах мигранты ежегодно передавали в свои страны часть своих доходов, равную в совокупности 65 миллиардам долларов - сумма, уступавшая по величине только совокупным доходам от продажи сырой нефти . В начале 1990-х годов получаемая странами выхода часть доходов эмигрантов составляла 31% всех доходов от внешнеэкономической деятельности Египта, 26% - Бангладеш и Иордании, 25% - Судана, 23% - Марокко и Мали и т. д.

Таким образом, на какое-то время интересы стран выхода и стран приема мигрантов совпали, по крайней мере, частично. Однако постепенно стала обнаруживаться противоречивость найденного, казалось бы, пути.

Прежде всего, дает себя знать количественное несоответствие. Потребности развитых стран в привозной рабочей силе, особенно если она служит структурным дополнением к уже имеющимся трудовым ресурсам, ограничена, тогда как потенциальное предложение развивающихся стран практически безгранично. Согласно оценкам мировой потребности в рабочих местах, основанным на прогнозах численности населения в рабочих возрастах на период до 2050 года, для трудоустройства населения развитых странах в 2050 году нужно будет 513 миллионов рабочих мест - на 84 миллионов меньше, чем в 1995. Населению же развивающихся стран понадобится 3928 рабочих мест - на 1806 миллионов больше, чем в 1995 . Даже если рассматривать эти оценки как в высшей степени приблизительные, нельзя усомниться в разительном несоответствии величин и вытекающей отсюда неспособности развитых стран "Севера" удовлетворить сколько-нибудь значительную часть исходящего из развивающихся стран "Юга" спроса на работу на "Севере".

Дело, однако, далеко не только в емкости рынка рабочей силы развитых стран, существуют и другие пределы их миграционной емкости. Они связаны с ограниченными возможностями социальной адаптации в странах приема иммигрантов, являющихся носителями других культурных традиций, стереотипов и т.д. До тех пор, пока количество таких иммигрантов относительно невелико, они достаточно быстро ассимилируются местной культурной средой, растворяются в ней, и серьезных проблем межкультурного взаимодействия не возникает. Когда же абсолютное и относительное число иммигрантов становится значительным, а главное, быстро увеличивается, и они образуют в странах прибытия более или менее компактные социокультурные анклавы, ассимиляционные процессы замедляются и возникают межкультурные напряжения, усиливающиеся объективно существующим экономическим и социальным неравенством "местного" и "пришлого" населения.

Есть и еще один чрезвычайно важный фактор, резко повышающий конфликтогенность ситуации и связанный с самим процессом адаптации носителей традиционных сельских культур стран Третьего мира к современной городской культуре промышленных стран. Такая адаптация с неизбежностью порождает культурную маргинализацию иммигрантов, по крайней мере, временную, кризис их культурной идентичности. Положение обостряется еще и тем, что такой кризис нарастает и в самих странах Третьего мира, постепенно продвигающихся по пути модернизации. Все они вступают в крайне болезненный этап внутреннего культурного конфликта, жесткого противостояния ценностей традиционализма и модернизма.

Этот конфликт развивается на фоне быстро нарастающих притязаний новых, порождаемых модернизацией социальных слоев и сохраняющегося, а иногда и увеличивающегося экономического и социального неравенства, всеобщей бедности и т. д. Рано или поздно он затрагивает и основную массу крестьянского населения. Оно также все явственнее испытывает давление модернизационных перемен (к числу которых, кстати сказать, относятся быстрое снижение смертности и ускорившийся рост населения). Неготовность поколений, социализировавшихся в традиционных условиях, принять перемены, без которых нельзя жить в современном мире, выливается в массовое неприятие всего нового, в агрессивное отторжение всех "городских", "западных" нововведений. Повсеместно ширится смутное общественное недовольство, создающее идеальную почву для политического, идеологического, религиозного экстремизма, который может быть легко использован в любых политических целях, совместимых с неразборчивостью в средствах.

Эмигрантские анклавы в развитых странах, нередко представляющие собой слепки с тех обществ, из которых они вышли, сохраняющие с ними связь и в то же время особенно раздираемые противоречиями культурной идентификации, маргинальные в странах приема, часто оказываются весьма чувствительными к упрощенным "фундаменталистским" идеям, помогающим избавиться от культурной раздвоенности и, как кажется, вновь обрести свое целостное "я". Но при этом процесс ассимиляции блокируется, и многие (хотя, конечно, не все) иммигранты оказываются в оппозиции к принимающим их обществам.

Эта противоречивая ситуация, равно как и несоответствие спроса и предложения на рынке труда все больше ощущаются уже сейчас. Промышленные страны, использующие иностранную рабочую силу, начинают осознавать ограниченность своей иммиграционной ёмкости, в них возникает конкуренция "своих" и "чужих" за рабочие места, разворачиваются дебаты вокруг проблемы иммиграции, которая становится важной картой в политической игре, нарастают антииммиграционные настроения и усиливаются меры по ограничению притока мигрантов.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most