Rambler's Top100

№ 23 - 24
4 - 17 июня 2001


О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ГЛАЗАМИ ИХ ПРАВИТЕЛЬСТВ

Секретариат ООН задает вопросы правительствам

Большинство правительств развитых стран удовлетворены темпами роста своего населения

Половина стран с низкой рождаемостью встревожены

Иммиграция: большинство стран относятся к ней спокойно, но число озабоченных ее высоким уровнем, растет

Политика: в развитых странах преобладает позиция невмешательства

Невмешательство не распространяется на иммиграцию

Темы предыдущих номеров

Над темой номера работала Виктория САКЕВИЧ

См. также Архив Темы номеров

 

Невмешательство не распространяется на иммиграцию

Для стран с низкой рождаемостью иммиграция служит важным источником пополнения населения. Тем не менее все они сохраняют настороженность по отношению к иммиграции. Страны, которые принимали иностранцев на постоянное жительство, проявляют все большую селективность по отношению к иммигрантам, вводя те или иные ограничения. Комиссия Европейского Союза в своем документе 1994 года отметила необходимость ограничения приема иностранцев, обосновывая это экономической ситуацией и положением на рынке труда.
В 1999 году из 57 стран с рождаемостью ниже уровня простого воспроизводства только 3 страны (Россия, Молдавия и Сингапур) сообщили, что имеют политику поощрения иммиграции, 46% (26 стран, среди которых большинство стран Восточной и Северной Европы, США и Канада) проводят политику поддержания существующего уровня иммиграции, 32% (18 стран, среди которых Белоруссия, Словения, Греция, Франция, Германия и др.) проводят политику снижения иммиграции и 18% (10 стран, в частности, Грузия, Хорватия, Нидерланды) не вмешиваются в этот процесс.
На примере 8 крупных промышленных стран видно, что, как правило, они предпочитают не расширять легальную иммиграцию, которая сейчас довольно строго контролируется, и противодействовать нелегальной иммиграции. В то же время в 1999 году ни одна страна, за исключением Германии, не ставила задачи снижения количества мигрантов всех видов (см. таблицу).

Политика в отношении иммиграции, которую считали нужным проводить правительства 8 развитых стран в 1999 году

Политика по отношению к:

Россия

Франция

Германия

Италия

Иммиграции на постоянное жительство

Повысить

Снизить

Снизить

Сохранять существующую

Въезду лиц с разрешением на непостоянную работу

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Снизить

Повысить

Въезду иждивенцев лиц, имеющих разрешение на работу

Не вмешиваться

Сохранять существующую

Снизить

Сохранять существующую

Въезду беженцев

Снизить

Сохранять существующую

Снизить

Сохранять существующую

Въезду вынужденных переселенцев

Останавливать

Сохранять существующую

Снизить

Сохранять существующую

Въезду нерегистрируемых или нелегальных мигрантов

Останавливать

Останавливать

Останавливать

Останавливать

Интеграции граждан других национальностей

Да

Да

Да

Да

 

Политика по отношению к:

Япония

Южная Корея

Великобритания

США

Иммиграции на постоянное жительство

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Въезду лиц с разрешением на непостоянную работу

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Въезду иждивенцев лиц, имеющих разрешение на работу

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Въезду беженцев

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Въезду вынужденных переселенцев

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Сохранять существующую

Въезду нерегистрируемых или нелегальных мигрантов

Останавливать

Останавливать

Останавливать

Останавливать

Интеграции граждан других национальностей

Не вмешиваться

Не вмешиваться

Да

Да

Заявления правительств по поводу миграционной политики нельзя понимать слишком буквально. Миграция - предмет острых политических дискуссий, и правительствам, формулирующим свою позицию в отношении иммиграции, всегда приходится оглядываться на общественное мнение. Но в то же время они не могут не учитывать и экономических и демографических реальностей. Значение иммиграции все лучше осознается в связи с процессом старения населения и необходимостью искать источники компенсации убывающих трудовых ресурсов.

Так как во многих странах существует оппозиция иммиграции, правительства, отвечая общественным настроениям, пытаются искать решения возникающих проблем, ориентируясь на внутренние ресурсы, в частности, на повышение производительности труда, гибкий рабочий график, повышение возраста выхода на пенсию, поощрение более широкого вовлечения женщин в производство. Тем не менее, они не могут отказаться и от миграционного ресурса и пытаются найти паллиативные решения, расширяя селективную или временную иммиграцию.

Так, французское правительство выразило желание увеличить приток квалифицированных мигрантов, особенно в научной, технологической и культурной сферах. Германия и Великобритания хотят увеличить приток студентов. Канцлер Германии Шредер объявил в прошлом году, что правительство намеревается выпустить специальные разрешения на работу в Германии в течение 5 лет для специалистов по компьютерам из Азии и Восточной Европы, несмотря на то, что в Германии более 4 миллионов безработных. Правительство Италии при уровне безработицы 11% тоже надеется увеличить квоты для иммигрантов. Великобритания собирается возобновить экономическую миграцию впервые после 1971 года, но только специалистов и на временной основе.

Менялась и продолжает меняться миграционная политика таких традиционных стран иммиграции, как Австралия, Канада, Новая Зеландия и США. Она также становится более селективной, базирующейся на экономических потребностях и условиях принимающей страны. Приоритет отдается квалифицированным, образованным мигрантам. Даже в случае миграции с целью воссоединения семей важным фактором считается трудоспособность претендента на переселение.

В то же время большинство правительств озабочены проблемами интеграции иммигрантов и считают нужным проводить специальную политику в этой области.

 

Вернуться назад
Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most