Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1107 - 1108
17 февраля - 2 марта, 2026

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Любовь с расчетом: россияне о финансовых отношениях в паре

Самые близкие для россиян люди — матери, вторые половины и дети

Может ли женщина успешно сочетать карьеру и материнство?

О работе как призвании чаще говорят женщины, как карьере — мужчины

4 из 10 взрослых россиян курят

Боли и запросы российского общества: исследование эффективности социальной политики в России



Google
Web demoscope.ru

Любовь с расчетом: россияне о финансовых отношениях в паре

Коротко о главном:

  • 50% россиян считают, что финансовый достаток в паре укрепляет отношения; 34% — что не влияет.
  • Если основной доход в паре приносит мужчина, это абсолютно приемлемо для 51% россиян, а если женщина — для 12%.
  • 76% мужчин и 48% женщин имеют опыт, когда они приносили основной доход в паре.
  • А опыт, когда основной доход в паре приносил партнер, имеют 28% мужчин и 62% женщин.

Не в деньгах счастье?

Известная фраза гласит: «Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда», и она не только про приоритет физиологических потребностей, но и о том, что в отношениях деньги всегда больше, чем просто деньги.

Половина россиян уверены: финансовый достаток в паре укрепляет чувства — когда не надо думать о «хлебе», можно подумать и о любви. Каждый третий, впрочем, полагает, что высокие доходы не влияют на взаимоотношения, а мнение о том, что деньги добавляют ссор, встречается крайне редко.

Кто платит, тот и заказывает музыку

Россияне по-разному видят экономическую роль мужчины и женщины в паре. Ситуация, при которой основной доход приносит мужчина, воспринимается как естественная, приемлемая для большинства независимо от возраста, а мужчины даже чаще женщин считают это допустимым всегда.

Напротив, модель, в которой финансовым лидером оказывается женщина, воспринимается скорее нетерпимо: как вынужденная или временная мера, но не равноправная альтернатива. С возрастом эта логика только усиливается: для старших поколений традиционная мужская финансовая роль важнее вариативности жизненных сценариев в паре.

Но среди молодых россиян (поколение цифры и младшие миллениалы) гибкость в этом вопросе выше, отрицание такой модели минимально, а признание ее как возможной «всегда» достигает максимума. Пока нельзя однозначно сказать, стоит ли за этим грядущая смена ценностей в «экономике пары» или это адаптивные изменения, лояльность к альтернативным моделям отношений.

В целом общество сравнительно легко принимает экономическое неравенство внутри пары, если оно совпадает с традиционным гендерным сценарием, и значительно сложнее, когда этот сценарий переворачивается. И речь здесь не столько про деньги, сколько про ожидаемую от мужчин ответственность за материальное положение в паре.

Мужчины, которые имеют (и признают) опыт, когда они уступали финансовое лидерство в паре партнерше, в два раза чаще считают такую ситуацию абсолютно приемлемой (20% vs 12% среди тех, у кого нет такого опыта).

А вот женский опыт финансового лидерства меньше влияет на их установки относительно ситуации, когда женщина становится добытчиком в паре. Личный опыт не делает такие практики нормальными для женщин — скорее, повышается готовность к ним в исключительных случаях.

«Одолжи до зарплаты?»

Несовпадение по финансовым аспектам гендерных ролей, хоть и в более мягкой форме, проявляется и в бытовых ситуациях — например, когда речь заходит о деньгах в долг внутри отношений. Женщина, занимающая у мужчины, — более приемлемый в глазах общества вариант, чем мужчина, берущий взаймы у своей партнерши. Видимо, здесь россияне видят символическую потерю мужской роли: способности обеспечивать, быть независимым и брать на себя материальную ответственность.

Мужчины чаще, чем женщины, готовы принимать изменения в собственной экономической роли. Они легче воспринимают ситуацию, в которой женщина зарабатывает больше, или когда мужчине приходится брать в долг у второй половины. Женщины же более категоричны к изменению традиционных ролевых позиций в паре и готовы к такому лишь в виде исключения. Причин такого «неравенства» может быть много: от психологических (женская тревога о будущем отношений) до социальных (неловкость женщин перед осуждением окружающих) и прагматических (неготовность пересматривать привычные траты, платить за мужчину).

Важнее, что такие данные показывают: гендерное равенство в России чаще звучит и реализуется как расширение женских ролей, а не как симметричное перераспределение мужской ответственности. Общество одновременно поддерживает идею равных возможностей для полов и сохраняет ожидание, что мужчина должен быть экономической опорой в паре.

От сумы не зарекайся…

Практически восемь из десяти мужчин и половина женщин признают, что состояли в отношениях в роли основного добытчика. Это значит, что на практике мужчины значительно чаще оказываются в роли кормильца, а женщины в финансовой зависимости от партнера.

При этом есть принципиальное несовпадение мужских и женских описаний одного и того же опыта. Почти половина женщин говорят, что находились в отношениях, где они приносили основной доход, тогда как среди мужчин опыт финансовой зависимости от партнерши заметно ниже, чуть более четверти. И скорее всего такой разрыв говорит про разное понимание самой ситуации: женщины чаще интерпретируют свой вклад как «содержание партнера», тогда как мужчины часто не воспринимают тот же самый период как финансовую зависимость от партнерши (неясно, однако, кто преувеличивает, а кто умаляет). В результате один и тот же экономический расклад в паре по-разному осмысливается сторонами и может создавать напряжение.

Привет из 90-х

Пик женского экономического лидерства, судя по всему, связан не с ценностями или личным выбором, а с объективными экономическими кризисами и вынужденной адаптацией к реальности. Максимум женщин-добытчиц приходится не на самых молодых, а на женщин реформенного поколения. Именно среди тех, чья активная взрослая жизнь пришлась на 1990-е и начало 2000-х, чаще всего встречается опыт, когда женщина брала на себя основной доход в паре. Это поколение входило в рынок труда в условиях кризиса, разрушения традиционных мужских сфер занятости, а потому высокой мужской безработицы, нестабильных заработков и необходимости «тащить семью» вне зависимости от гендерных ожиданий.

Более старшие поколения женщин заметно реже принимали на себя роль добытчиц — видимо, потому, что тогда сильнее работала традиционная модель семьи. А более молодые поколения женщин (миллениалы), хотя и реже становятся добытчицами, чем реформенное поколение, все же делают это довольно часто (каждая вторая имеет такой опыт). Но эта история уже не про выживание семьи, а про вариативность экономических моделей в современных отношениях полов.

Татьяна Смак, Эксперт Аналитического центра ВЦИОМ:

«Результаты опроса хорошо показывают, насколько глубоко укоренены в российском обществе традиционные экономические ожидания от мужчин. Мужчины по-прежнему воспринимаются как главные носители финансовой ответственности, а неравенство в финансовом вкладе нормально воспринимается только в одном направлении, когда больше зарабатывает мужчина. Но если расклад меняется, и женщина становится добытчиком, даже временно, это уже вызывает напряжение.

Что здесь особенно интересно? Мужчины и женщины по-разному проживают этот опыт. Если мужчина оказывается в ситуации, когда партнерша приносит больший доход, он реже фиксируется на этом, чаще считает это нормальным, не видит в этом зависимости (или не готов это признавать). Тогда как женщины отчетливо фиксируют момент, когда именно они «тащили» семью, такой опыт они озвучивают гораздо чаще и он не влияет на восприятие его как нормального. Эти несостыковки вполне могут объяснять часть конфликтов в паре, ожидания не совпадают, рождается ссора. Проще говоря: женщины не очень готовы давать мужчинам время пережить непростые финансовые периоды, здесь логика такая: если ты — мужчина, обеспечивай здесь и сейчас!

И у мужчин, к сожалению, нет оснований надеяться, что молодые поколения женщин будут более лояльны к собственному финансовому лидерству. Такими были наши мамы, бабушки, кому довелось пережить непростые 90-е, но это время ушло. Тогда роль добытчика женщинами воспринималась как вынужденная и потому терпимая, экономический хаос снимал с мужчин обязательство быть кормильцем. У молодых поколений такого «оправдания» уже нет: стабильность и внешние культурные образцы повысили планку ожиданий, и финансовые запросы к мужчинам растут. Это приводит к тому, то девушка, которая выросла в семье, где мама могла подстраховать папу в финансах, где-то даже продолжительное время, не думая при этом о разводе, будет опираться не на семейный опыт, а на то, что видит в сети и ждать, что мужчина априори будет ее обеспечивать, дарить дорогие подарки и всегда зарабатывать больше».

По Вашему опыту и наблюдениям, финансовый достаток в паре…?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Мужской

Женский

Укрепляет отношения, ссор меньше

50

50

51

Чаще создает новые проблемы, ссор больше

6

6

7

Не влияет на отношения

34

35

34

Затрудняюсь ответить

10

9

8

В жизни бывают разные ситуации: иногда оба партнера зарабатывают примерно одинаково, иногда один зарабатывает больше. Если говорить в целом, как Вы думаете, приемлемо или нет, когда основной доход в паре приносит мужчина, а женщина зарабатывает значительно меньше или не работает совсем?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Приемлемо всегда

51

59

45

56

50

53

56

46

46

Приемлемо в отдельных случаях или непродолжительное время

37

29

43

43

42

36

34

38

32

Неприемлемо

5

4

6

0

6

6

5

6

9

Затрудняюсь ответить

7

8

6

1

2

5

5

10

13

А приемлемо или нет, когда основной доход в паре приносит женщина, а мужчина зарабатывает значительно меньше или не работает совсем?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Мужской

Женский

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Приемлемо всегда

12

14

10

15

17

12

12

9

9

Приемлемо в отдельных случаях или непродолжительное время

60

54

64

67

62

60

62

58

42

Неприемлемо

25

26

24

16

18

25

24

28

37

Затрудняюсь ответить

3

6

2

2

3

3

2

5

12

Как Вы думаете, если в отношениях женщина берет в долг у мужчины, это приемлемо или нет?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Мужской

Женский

Приемлемо всегда

19

24

14

Приемлемо в отдельных случаях

39

33

44

Неприемлемо

36

35

36

Затрудняюсь ответить

6

8

6

А если в отношениях мужчина берет в долг у женщины, это приемлемо или нет?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Мужской

Женский

Приемлемо всегда

11

14

9

Приемлемо в отдельных случаях

41

38

44

Неприемлемо

44

43

44

Затрудняюсь ответить

4

5

3

А Вы когда-нибудь состояли или, может быть, состоите сейчас в отношениях, в которых Вы приносили основной доход, а Ваш(-а) партнер(-ша) зарабатывал(-а) значительно меньше Вас или не зарабатывал(-а) вовсе? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

Да

61

76

48

Нет

35

19

49

Затрудняюсь ответить

4

5

3

А Вы когда-нибудь состояли или состоите сейчас в отношениях, в которых Ваш(-а) партнер(-ша) приносили основной доход, а Вы зарабатывали значительно меньше или не зарабатывали вовсе?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Мужской

Женский

Да

47

28

62

Нет

50

69

34

Затрудняюсь ответить

3

3

4

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник проведен 28 декабря 2025 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Татьяна Смак, ВЦИОМ, 4 февраля 2026 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ljubov-s-raschetom


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887