|
|
Право на здоровье: под защитой или под вопросом?
Коротко о главном:
- 82% россиян считают необходимой независимую систему внешнего
контроля за качеством медпомощи по ОМС.
- 75% ничего не знают о возможных поправках в закон об ОМС.
- В случае спорной ситуации по оказанию медпомощи по ОМС 44%
уверены, что их интересы смогут лучше защитить сотрудники страховой
организации, 13% — что сотрудники территориального фонда ОМС,
24% не видят разницы.
Право на независимость
Право на здоровье — одно из базовых социальных прав,
гарантирующих каждому гражданину доступ к медицинской помощи и защиту
его интересов в системе здравоохранения. Однако реализация этого
права во многом зависит не только от объема финансирования, но и
от того, насколько открытой остается система.
Почти все россияне (97%) обращаются за медицинской помощью
по полису ОМС, в том числе две трети (67%) делали это в текущем
году, а значит, система остается основным каналом взаимодействия
с государственным здравоохранением. В то же время три четверти (74%)
за последние пару лет сталкивались с различными сложностями при
получении медицинских услуг по полису ОМС. Чаще всего это долгое
ожидание записи (59%) и отсутствие талонов к нужным специалистам
(48%), каждый четвертый (23%) остался недоволен качеством лечения,
а каждому десятому (10%) предлагали оплатить медицинские услуги.
При этом у россиян есть понимание, что в спорных медицинских
ситуациях отстоять свои права и интересы самостоятельно у них бы
вряд ли получилось: только 15% уверены в этом, тогда как 63% отмечают,
что своими силами этого не добиться. И барьеры здесь не только в
отсутствии необходимых знаний, но и в заведомой неготовности к такому
противостоянию.
На этом фоне запрос на независимость контроля в системе
здравоохранения выглядит логичным: подавляющее большинство россиян
(82%) считают, что качество медицинской помощи должно оцениваться
внешней, а не внутренней структурой. Люди хотят, чтобы судья был
независим от игроков, им важна прозрачность, защита интересов пациента,
а не ведомственных.
Пациент и система
Тема возможной реформы системы ОМС фактически отсутствует
в публичной повестке: большинство россиян впервые услышали о планируемых
изменениях в системе ОМС (75%) в ходе опроса, и лишь единицы уже
были «в теме» (3%). То есть уровень информированности по вопросу,
напрямую касающемуся прав и гарантий россиян в сфере здоровья, оказался
крайне низким, следовательно, и возможные структурные изменения
могут недополучить общественной оценки.
В то же время большинство россиян в вопросах защиты
прав пациентов (67%), рассмотрения жалоб (65%), а также контроля
качества медицинской помощи (59%) и применения мер ответственности
(51%) доверяют именно независимым страховым компаниям, а не государственным
фондам. То есть общество воспринимает страховые организации как
более эффективный и объективный инструмент контроля, чем структуры,
входящие в ту же систему, которую им предстоит проверять.
Контроль под вопросом
Общественное мнение по поводу передачи функций страховых
компаний территориальным фондам остается настороженным. Большинство
граждан не верят, что подобная реформа приведет к улучшению качества
и доступности медицины: добрая треть в такой реформе видит шаг к
ухудшению ситуации (37%), еще треть (32%) считает, что реформа ничего
не изменит, и лишь немногие ожидают улучшений (12%).
Скепсис обозначился и в оценках того, как реформа повлияет
на строгость и объективность контроля за качеством медицинской помощи:
каждый восьмой россиянин ожидает от территориальных фондов большей
объективности (12%), тогда как треть опасается, что проверки, напротив,
станут мягче, а оценка качества — менее независимой (34%), еще треть
(39%) никаких изменений от реформы не ожидает.
Таким образом, чаша весов общественного мнения явно
склоняется в пользу внешней, неподконтрольной ведомству системе
оценки медицинской помощи. В подтверждение этого говорит и тот факт,
что в гипотетической проблемной ситуации россияне чаще готовы доверить
защиту своих интересов специалистам страховых компаний, а не территориальных
фондов.
Наталья Даудрих, Руководитель исследовательского блока
Аналитического центра ВЦИОМ:
«Результаты исследования о возможных изменениях в системе
ОМС показывают ряд рисков, связанных с соблюдением гарантий независимости
контроля и качества медицинской помощи.
Главный риск — ухудшение доступного механизма защиты. В настоящее
время почти две трети опрошенных выражают запрос на профессиональную
поддержку в спорах, связанных с медицинской помощью, т.е. исчезновение
независимого страхового представителя лишает пациентов привычного
формата защиты своих прав в этой сфере, ставит под вопрос возможность
обратной связи.
Еще один риск – слияние контролера и подконтрольной системы, что
часто ведет к снижению эффективности защиты прав пациентов. При
этом для большинства россиян при получении медицинских услуг по
полису ОМС независимость надзорных структур воспринимается как
важный приоритет, а две трети прямо отмечают, что в ситуации выбора
предпочтут защиту своих прав не вовлеченными страховыми организациями.
Среди коммуникационных рисков стоит отметить низкую осведомленность
россиян о возможных изменениях: только четверть отметили, что
знакомы с поправками хотя бы на общем уровне, в то время как с
проблемами при получении медицинской помощи по ОМС сталкиваются
большинство. Но даже при фоновой осведомленности актуален страх
ухудшения качества медицинской помощи, более трети ждут снижения
объективности контроля».
Припомните, пожалуйста, когда в последний раз Вы обращались
за медицинской помощью в государственные или муниципальные медицинские
учреждения по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
В этом году
|
67
|
|
1-2 года назад
|
19
|
|
3-5 лет назад
|
7
|
|
6 лет назад и более
|
4
|
|
Не обращался по полису ОМС
|
2
|
|
У меня нет полиса ОМС / не знаю, есть ли у меня полис ОМС
|
0
|
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
За последние 1-2 года Вы лично или члены Вашей семьи сталкивались
или нет со сложностями при получении медицинской помощи по полису
ОМС? (закрытый вопрос, любое кол-во ответов, % от всех
опрошенных)
|
Долгое ожидание записи к специалистам
|
59
|
|
Не было талонов на прием нужных специалистов
|
48
|
|
Остались недовольны качеством лечения
|
23
|
|
Предлагали оплатить медицинские услуги
|
10
|
|
Другие сложности
|
8
|
|
Не сталкивался с нарушениями
|
19
|
|
Не обращался за медицинской помощью
|
3
|
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
Если бы Вы столкнулись со спорной ситуацией при получении
медицинской помощи по полису ОМС, то, по Вашей оценке, Вы смогли
бы или нет самостоятельно отстоять свои права и интересы?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Да, смог бы полностью самостоятельно
|
15
|
|
Да, смог бы при дополнительной профессиональной поддержке
|
26
|
|
Нет, у меня нет необходимых медицинских и юридических знаний
|
37
|
|
Нет, не стал бы вступать в спор с медицинским учреждением
|
14
|
|
Затрудняюсь ответить
|
8
|
Как Вы считаете, нужно или нет, чтобы была независимая
система внешнего контроля за качеством медицинской помощи, предоставляемой
по полису ОМС? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех
опрошенных)
|
Определенно нужно
|
47
|
|
Скорее нужно
|
35
|
|
Скорее не нужно
|
7
|
|
Определенно не нужно
|
2
|
|
Затрудняюсь ответить
|
9
|
В настоящее время в Госдуму внесены поправки в закон об
ОМС, принятие которых позволит передавать функции страховых медицинских
организаций в территориальные фонды ОМС. Это госорган при регионе,
который отвечает за финансирование и контроль системы ОМС на региональном
уровне. Сейчас страховые компании выступают «третьей стороной» между
пациентом и больницей, следят за качеством помощи и защищают интересы
людей. В новых поправках предлагается убрать этот «промежуточный
уровень» и передать все функции (и оказание медицинской помощи,
и контроль ее качества) одной структуре — территориальному фонду
ОМС. Вы знаете об этих поправках в закон хорошо, что-то слышали
или узнали сейчас впервые? (закрытый вопрос, один ответ,
% от всех опрошенных)
|
Знаю хорошо
|
3
|
|
Что-то слышал, без подробностей
|
22
|
|
Впервые узнал сейчас
|
75
|
Если выбирать между независимой от государства страховой
компанией и территориальным фондом ОМС, то какую организацию Вы
бы предпочли в следующих ситуациях, связанных с медицинской помощью
по полису ОМС? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех
опрошенных)
|
Независимая страховая компания
|
Территориальный фонд ОМС
|
Мне все равно
|
Затрудняюсь ответить
|
|
Представлять интересы пациента в рассмотрении спорных ситуаций
с медицинской организацией
|
67
|
18
|
5
|
10
|
|
Помогать пациенту оформить обращение или жалобу или претензию
на качество медицинской помощи
|
65
|
19
|
7
|
9
|
|
Контролировать качество медицинской помощи, оказываемой по
полису ОМС
|
59
|
20
|
8
|
13
|
|
Применять меры ответственности (штрафы) при выявлении нарушений
со стороны медицинских учреждений
|
51
|
26
|
8
|
15
|
Сейчас обсуждается предложение, по которому функции страховых
компаний в системе ОМС могут перейти к территориальным фондам, т.е.
работу с обращениями пациентов и контроль качества медицинской помощи
будет осуществлять только территориальный фонд ОМС. Как Вы считаете,
это повлияет на качество и доступность медицинской помощи или нет?
Если повлияет, то как? (закрытый вопрос, один ответ, %
от всех опрошенных)
|
Скорее улучшится
|
12
|
|
Скорее ухудшится
|
37
|
|
Практически не изменится
|
32
|
|
Другое
|
3
|
|
Затрудняюсь ответить
|
16
|
Есть разные мнения о том, как может измениться контроль
за качеством медицинской помощи со стороны территориальных фондов
ОМС. Какое из следующих суждений ближе к Вашему мнению?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Со стороны фонда контроль станет более объективным и строгим,
чем сейчас
|
12
|
|
Контроль останется примерно на том же уровне, что и сейчас
|
39
|
|
Контроль станет менее объективным и строгим, чем сейчас
|
34
|
|
Затрудняюсь ответить
|
15
|
Представьте ситуацию: Вы обратились с жалобой относительно
получения медицинской помощи по полису ОМС (например, отказ предоставления,
требование оплаты, низкое качество и пр.). Как Вы считаете, кто
сможет лучше защитить Ваши интересы и обеспечить более объективное
и справедливое разрешение спорной ситуации с медицинской организацией?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Специалисты страховой медицинской организации
|
44
|
|
Специалисты территориального фонда ОМС
|
13
|
|
Не важно, кто представляет мои интересы, это не влияет
на результат
|
24
|
|
Другое
|
5
|
|
Затрудняюсь ответить
|
14
|
Всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн» проведен
14-15 октября 2025 года. В опросе приняли участие 1614 россиян
в возрасте от 18 лет. Метод опроса — интернет-опрос по формализованной
анкете на базе вероятностной панели «ВЦИОМ-Онлайн». Участники
панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного
(CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD)
выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров,
задействованных на территории РФ.
Татьяна Смак, ВЦИОМ, 22 октября 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pravo-na-zdorove-pod-zashchitoi-ili-pod-voprosom
|