Потребление алкоголя и табака в России: повседневные
практики и восприятие
Употребление алкоголя
59% россиян сообщили, что употребляют алкоголь — это
на 5 процентных пунктов больше, чем в августе 2023 года. При этом
39% делают это не чаще нескольких раз в месяц, а 20% — хотя бы раз
в неделю. Доля полностью воздерживающихся от алкоголя снизилась
до 39% (-6 п.п.).
Чаще о регулярном потреблении алкоголя (раз в неделю и чаще) говорят
мужчины, респонденты с доходом свыше 100 тыс. рублей на человека
и жители Северо-Западного федерального округа. Отказ от алкоголя
чаще характерен для жителей малых населённых пунктов, женщин, россиян
старше 60 лет, людей без высшего образования и тех, чей доход не
превышает 20 тыс. рублей.

Предпочтения в алкоголе
Среди употребляющих алкоголь наиболее популярны вино и шампанское
(46%), а также пиво и пивные напитки (44%). Реже называют водку
(20%), коньяк (19%) и виски (11%). Респонденты также называли самогон
(6%), наливки и настойки (3%), барные коктейли (2%), мартини/вермут
(2%), ликер (2%), джин (2%) и ром (1%). Остальные виды алкоголя
(бальзам, текила, портвейн и др.) назвали менее чем по 1% респондентов.
Вино чаще выбирают женщины, россияне старше 45 лет и респонденты
с доходом от 65 до 100 тыс. рублей на человека в семье. Пиво более
популярно у мужчин, людей до 45 лет и тех, чей доход составляет
от 35 до 100 тыс. рублей. Водку чаще упоминают мужчины старше 45
лет, россияне без высшего образования и с доходом 20-35 тыс. рублей.
Коньяк — мужчины старше 60 лет с доходом свыше 100 тыс. рублей.
Виски чаще выбирает молодёжь (18-29 лет) и респонденты с высоким
доходом. Самогон популярнее среди жителей сёл, людей в возрасте
45-59 лет и с низким уровнем дохода.
Вино наиболее популярно в Москве и Санкт-Петербурге, пиво — в Сибирском
ФО, водка — в Северо-Западном, Северо-Кавказском и Дальневосточном
округах, коньяк — в Северо-Западном, а виски — в Дальневосточном.
Самогон чаще упоминается в Центральном ФО.

Курение
Курят 28% опрошенных россиян — это на 6 п.п. меньше, чем годом ранее.
Из них 21% предпочитают сигареты (?3 п.п.), 8% — вэйпы, электронные
сигареты, устройства glo и IQOS (?3 п.п.). Ещё 1% курит кальян.
Остальные виды курения (трубка, сигары, самокрутки и др.) встречаются
реже 1%.
Привычка курить чаще есть у мужчин, респондентов младше 45 лет (особенно
в группе 18-29 лет, где доля курящих достигает 47%), людей без высшего
образования и тех, чей доход превышает 60 тыс. рублей на человека.
Сигареты чаще выбирают мужчины 30-44 лет. Электронные устройства
предпочитают молодёжь и люди с доходом свыше 60 тыс. рублей.

Восприятие курения
Чуть более половины россиян отмечают, что курение обычных сигарет
поблизости не вызывает у них негативных эмоций. Примерно 40% заявляют
обратное. Негативно на курение чаще реагируют женщины, пожилые (60+),
некурящие и люди с высшим образованием. Не испытывают негатива чаще
мужчины, люди моложе 60 лет, курящие и респонденты с высоким доходом
(свыше 100 тыс. рублей).

Схожая картина наблюдается и в отношении вэйпов и аналогичных устройств:
52% опрошенных россиян не испытывают негатива, а 42%, наоборот,
относятся отрицательно. Негативные эмоции чаще возникают у женщин,
респондентов старше 45 лет, людей с доходом ниже 20 тыс. рублей
и тех, кто не курит. Отсутствие негатива чаще отмечают мужчины,
молодёжь до 45 лет, жители городов, курящие и респонденты с доходом
выше 60 тыс. рублей.
Некурящие россияне в несколько раз чаще, чем курящие, сообщают о
негативных эмоциях при курении рядом. При этом обычные сигареты
вызывают большее раздражение, чем электронные. Примечательно, что
почти каждый четвёртый курящий сигареты испытывает негативные эмоции,
когда рядом кто-то курит электронные устройства. То же самое наблюдается
и в обратную сторону — четверть курящих электронные сигареты негативно
воспринимают курящих бумажные сигареты.
Всероссийский телефонный опрос проведен 15-22 июля 2025 г. Контроль
за качеством сбора данных осуществлялся при помощи аудиозаписей
интервью для 100% массива. 1600 респондентов, репрезентативна по
полу, возрасту в рамках РФ и федеральных округов в частности, а
также по типам населенных пунктов по численности населения – в рамках
РФ. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью
95% не превышает 2,44%.
Russian Field
Подробнее см.: https://russianfield.com/badhabits
|