Образ семьи в современном российском кинематографе
Коротко о главном:
- 78% россиян смотрят российские фильмы и сериалы.
- Чаще всего россиян раздражают в изображении семьи в фильмах
и сериалах повторяющиеся штампы (алкоголик-отец, жертвенная мать)
(27%) и неправдоподобно счастливые (идеализированные) семьи (21%).
Динамика образа семьи в российском кинематографе
за последние 20 лет
2000-е годы: семья как фактор травмы, а не поддержки
Лозунг этого периода — «каждый сам за себя». Семейные
узы ослаблены, на первый план выходят герои одиночки с часто травматичными
семейными связями (алкоголизм, насилие, уход одного из родителей
из семьи), много потерянных отцов и холодных матерей. На экране
часто демонстрировалось постперестроечное поколение, которое выросло
без стабильности и в какой-то степени утратило доверие к институту
семьи.
2010- 2018 гг.: семья — это выбор
На экранах происходит переход к семье как зоне компромисса,
она показывается со своими проблемами и сломами, однако, несмотря
на все сложности и испытания, герои готовы бороться и хотя бы попробовать
остаться вместе. Фокус — на прощении, принятии и поддержке друг
друга. Усложняются образы супругов: женщины показываются более самостоятельными,
а мужчины — уязвимыми и эмоциональными.
2019-2025 гг.: семья — опора в нестабильное время
Патриархальный нарратив возвращается в новом формате:
глава семьи уже не столько авторитарный, сколько заботливый и неравнодушный.
Женщина может совмещать и самореализацию, и семейные обязанности.
Семья — это ежедневный труд, совместное преодоление трудностей и
даже иногда выживание. Одна из причин демонстрации именно такого
образа — социальная и геополитическая турбулентность периода. Вследствие
чего семья представляется как одна из немногих устойчивых структур
(но, конечно, не без внутренних конфликтов).
Многодетная и многопоколенная семья становится эталонной.
Кинематограф предлагает нам новую интерпретацию образов старшего
поколения: бабушки и дедушки становятся носителями традиций, которые
сплачивают семью.
Образ родителей в российском кинематографе за рассматриваемый
период прошел путь от демонстрации отчужденных и деструктивных,
сложных личностей, до сильных, заботливых и жертвенных. А образ
ребенка — от зависимого и часто страдающего до несущего в себе мотивацию
для родителей (в том числе сделать правильный моральный выбор),
запускающего позитивные изменения. А еще в экранных историях начала
2000-х годов семейные ритуалы как неотъемлемая часть существования
семьи были представлены реже, нежели сейчас.
Опрос россиян, проведенный ВЦИОМ, показал, что сегодня
при выборе контента о семье зритель ищет баланс между понятностью,
узнаваемостью образов и достоверностью, между легкостью восприятия
и смысловой глубиной. Его отталкивают клишированность, крайняя идеализация
персонажей и их взаимодействий, как и излишняя драматизация.
Отвечая на вопрос «Какие семейные сюжеты в кино и сериалах
Вам нравятся больше всего?», треть россиян (32%) выбрали комедии
о повседневной семейной жизни (среди молодежи 18-24 лет — 43%).
Вероятно, речь идет о запросе на легкость и некоторую самоиронию,
возможность посмеяться над повседневностью без серьезной драмы.
Зрители устали от конфликтов и неопределенности в реальной жизни,
хотят видеть на экране позитивную модель семьи.
Далее в рейтинге следуют сюжеты, которые дают ощущение
единства и партнерства, где семья становится опорой и движущей силой.
Это приключенческие сюжеты, где главные герои — супруги или дети
(18%, среди 25-44-летних — 24%) и истории о совместном преодолении
испытаний (самопожертвование, взаимопомощь ради выживания) (15%).
В меньшей мере выражены запросы на трогательные истории
любви (только 13% заявили об интересе к ним, однако 18% женщин и
21% 18-24-летних) и семейные драмы с их конфликтами и кризисами
(10%, показатель выше в поколении оттепели и среди активных телезрителей
— по 15% соответственно).
Говоря о том, что раздражает в изображении семьи в фильмах
и сериалах, четверть опрошенных (27%) назвали повторяющиеся штампы
(алкоголик-отец, жертвенная мать и т.д.). Избитые образы, кочующие
из проекта в проект, теряют эмоциональный отклик (среди поколения
цифры о недовольстве заявили 46%, среди активных интернет-пользователей
— 34%). Шаблонность и «затертость» образов, сюжетов вызывают отторжение
у значительной части аудитории.
На втором месте среди раздражающих факторов с небольшим
отрывом — идеализация и изображение неправдоподобно счастливых семей
(21%). Возможной причиной может быть желание увидеть на экране себя
и свои отношения, «живую семью», в которой есть место трудностям,
преодолению и партнерству.
В целом российский зритель чувствительно относится к
схематизму в демонстрации образа семьи на экране, ему не нужны ни
карикатуры, ни утопии.
На фоне этого отмечается ностальгия по уже родным советским
образам.
А у каждого восьмого зрителя (12%) вызывает недовольство
замалчивание реальных проблем (чаще об этом говорят 18-24-летние
и оценивающие свое материальное положение как плохое — по 19% соответственно).
Смещение фокуса внимания зрителя с серьезных и актуальных для него
тем может восприниматься как игнорирование и даже обман со стороны
создателей контента.
Среди аутсайдеров рейтинга кинорешений, вызывающих раздражение,
— показ семьи как источника страданий (6%) и излишнее морализаторство
(5%).
Образы родителей в российском кинематографе
Сегодня водораздел между образами хорошего и плохого
родителя зрители видят в количестве и качестве времени, уделяемого
детям, готовности подавать личный позитивный пример.
Экранный образ хорошего родителя считывается через проявление
эмпатии, любви, вовлеченности в повседневную жизнь ребенка, однако
не забывающего о справедливом наказании при нарушении правил, что
регулярно озвучивается на разных фокус-группах:
«Внимательные, понимающие, любящие, доверяющие»
«Сергеев постоянно ходит в садик и взаимодействует
с воспитательницей своего ребенка. Это подчеркивает, какие они хорошие
родители, они увлечены воспитанием ребенка»
«Заботятся о детях. Уделяют время. Воспитывают.
Добропорядочные. Разговаривают с ребенком»
«Строгие. Спрашивают с детей. Могут и поругать,
и похвалить»
«Подают пример своим поведением, патриоты. Воспитывают
правильно своих детей: не мусорить на улице, например, не хамить»
Если говорить об образе плохого родителя, то ключевой
его признак — безразличие к семье, игнорирование процесса воспитания
детей по различным причинам: увлеченность зарабатыванием денег (обычно
— сверх реальных потребностей), зависимости. Чаще такой родитель
подает аморальный пример, не умеет общаться с ребенком и не хочет
его понимать:
«Таких родителей интересуют только деньги. Им проще
дать мешок денег своему ребенку, чем заняться им»
«Если они богатые, если они ездят отдыхать,
забывают о детях. Зачем? Они же богатые»
«Деспоты, тираны»
«Родители, которые плохо воспитывают своих детей.
Гуляющие родители»
«Пьющие, которые могут бросить детей и запереть,
уйти гулять. Много таких было в кино»
«В “Трудных подростках” показывают сюжет, где родители-алкаши»
Мы попросили зрителей российских фильмов и сериалов
(78% россиян) рассказать, какие образы матерей и отцов они чаще
всего встречают на экране.
В относительно большей степени респонденты рефлексируют
положительные образы. С одной стороны, образ самоотверженной, жертвенной
матери, живущей ради семьи и детей (27% ответов). С другой — образ
заботливого и вовлеченного в семью отца (23%).
Говоря подробнее о кинообразе матери, в первую очередь
респонденты упоминают примеры сильных, самореализующихся героинь,
проходящих через испытания (в том числе абьюз). Особо рефлексируется
увеличение доли сюжетов с матерями-одиночками.
«Женщина-врач, мать-одиночка, но заботливая мать.
Как-то совмещает работу, карьеру» (пример — героиня сериала «Тест
на беременность»)
«Просто готова порвать всех за ребенка» (пример
— героиня сериала «Мерзлая земля»)
«Многодетная Золушка»
Каждый пятый зритель российского кинематографа (21%)
говорит, что чаще всего мать изображается как уставшая и перегруженная
женщина.
«Мать такая жертвенная, уставшая, она одна воспитывает
сына»
Реже матери на экране воспринимаются как независимые
и состоявшиеся женщины (15%); добрые, но пассивные и зависимые (10%)
или строгие и требовательные (5%).
Негативные образы матерей связываются зрителями с крайними
формами дистанции с детьми: либо полное отстранение, либо тесная
связь, гиперопека.
«Бизнес-леди, ребенок — с няней»
«Родной ребенок уходит из дома, потому что его мать
одержима идеей сделать мир лучше, но в то же время забывает про
своего собственного ребенка»
«К сыну относится: „Сыночка-пре-сыночка мой“! Гиперопекун»
«Слишком позитивное отношение к детям. Гиперопека,
вседозволенность»
Если говорить об отцах, то зрители рефлексируют чаще
негативную подачу образа. По мнению респондентов, в фильмах и сериалах
преобладает безучастность отцов в воспитании своих детей, что в
большинстве случаев воспринимается соответствующим реальности.
«Много отсутствующих отцов. Но при условии большого
количества матерей-одиночек это отражает реальность»
«Гулена, изменщик»
«Приходящий папа»
18% зрителей российских фильмов и сериалов чаще всего
видят образ отца как эмоционально отстраненного или отсутствующего.
Одно из частых проявлений данного типажа — «занятый карьерист» (уделяет
много времени работе и недостаточно внимания ребенку, что приводит
к проблемам в воспитании, предпринимает попытки исправить ситуацию:
восстановить отношения и повлиять на моральный облик ребенка, пример
— фильм «Холоп»).
«Отец решил сына перевоспитать, но уже было поздно
— все нужно делать вовремя»
«Отец полууставший. Только работает»
«В основном бизнесмены. Деловитые. Добытчик в семье»
Упоминается также негативный образ отца с алкогольной
зависимостью.
«Есть отцы-алкаши, такое тоже показывают,
которые пьют. Жена тянет семью»
Реже опрошенные замечают образ веселого и безответственного
отца (14%) или авторитарного, контролирующего главу семейства (11%).
Об образе мягкого, но слабого и неуверенного в себе вспомнили лишь
9% зрителей.
Среди периферийных типажей зрители также выделили:
· «Строгий воспитатель» / «наставник» (сам воспитывался
в строгости и сейчас придерживается тех же взглядов, передает жизненные
правила, традиционные семейные ценности, пример — фильм «Батя»).
«Пусть и со строгостью, но все равно есть опора»
· Отец-одиночка (образ воспринимается как скорее редко
встречающийся в реальности, однако признается польза в разборах
проблемных ситуаций и предложении вариантов их решений).
«„Родком-2“ — там очень реалистичная история воспитания
отцом-одиночкой ребенка»
«В „Невском“ главный герой один начинает воспитывать
детей. Проходит много сложных жизненных испытаний»
· Отец-неудачник, аморальный тип (подобная подача осуждается
даже в комедийном контексте).
«На развлекательных каналах часто встречаются такие
семьи, как в „Счастливы вместе“. Они показывают родителей как неудачников,
чтобы было над чем посмеяться — ради своих шуточек… детям такое,
конечно, не стоит смотреть. Если задуматься, там показано аморальное
поведение»
«Либо нет, либо негативный персонаж. Козни строит
матери»
Декларируемый доминантный образ отца в российском кинематографе
зависит от преобладающего типа медиапотребления. Среди активных
телезрителей 33% рефлексируют экранный образ как «заботливый и вовлеченный».
В то время как среди активных интернет-пользователей возглавляет
рейтинг вариант «эмоционально отстраненный или отсутствующий» (20%).
Причинами могут быть:
· Разные типы контента. Телевизионный контент чаще традиционалистский,
репрезентация отцов идет через образы зрелых мужчин, защитников,
пусть и не всегда идеальных (сериалы «Судьба человека», «Склифосовский»
и т.д.). А в интернет-контенте и онлайн-платформах борьба за внимание
зрителя идет в том числе через предложение проектов с социальной
напряженностью, проблематизацией семьи, кризисом родительский ролей
(«Слово пацана», «Контейнер», «Мир! Дружба! Жвачка!» и т.д.).
· Специфика поколений респондентов, влияние образа отца,
заложенного в детстве. Зрители видят в фильмах и сериалах преимущественно
то, что ближе им по жизненному опыту или картине мира.
Что дальше?
Можно предположить, что в следующие 5-10 лет образ семьи
в российском кинематографе будет трансформироваться следующим образом:
- Позиционирование семьи как «фундамента смыслов». Именно семье
будет отводиться роль в воспитании идентичности, гражданственности,
патриотизма.
- Семья как «активный субъект». Возможно, у нее появится своя
особая миссия на уровне общества, нации, истории государства.
Фокус сместится от конфликтов и преодолений внутри ячейки к единству
и сплоченности перед общим внешним вызовом.
- Часто героями будут становиться расширенные, многопоколенные
семьи (с приемными детьми, пожилыми родственниками и т.д.). Более
того — возможна популяризация добрососедских отношений (формирование
«сети поддержки»).
- Усиление фокуса на эмоциональной вовлеченности отцов, переосмысление
их роли в воспитании детей (на питчинге Министерства культуры
в конце июня ряд проектов уже поднимал эту тему).
- Повышение возрастной границы главных героев. Возможно, увеличение
внимания к темам одиночества пожилых родителей, «второго шанса»
/ «исправления ошибок молодости», заботы и «обратной ответственности».
- Рефлексия влияния информационных технологий на уклад семьи:
снижение количества и качества живого общения, родительский контроль
или его отсутствие, соцсети как новые носители смыслов, формирующих
личность. Но в то же время — оценка возможного позитивного вклада
в сохранение и укрепление взаимоотношений.
Какие семейные сюжеты в кино и сериалах Вам нравятся больше
всего? Что из перечисленного Вы бы выбрали посмотреть в ближайшие
выходные? (закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех
опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
Комедия о повседневной семейной жизни
|
32
|
28
|
35
|
Приключения, где главные герои — супруги, дети
|
18
|
13
|
22
|
История о преодолении испытаний (самопожертвование, взаимопомощь
ради выживания)
|
15
|
16
|
14
|
Трогательная история о любви
|
13
|
7
|
18
|
Семейная драма (конфликты, кризисы)
|
10
|
7
|
13
|
Другое
|
13
|
15
|
11
|
Не интересуют семейные сюжеты
|
19
|
25
|
13
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
7
|
5
|
Что Вас чаще всего раздражает в изображении семьи в фильмах
и сериалах? (закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех
опрошенных)
|
Все опрошенные
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Повторяющиеся штампы (алкоголик-отец, жертвенная мать и так
далее)
|
27
|
45
|
35
|
30
|
22
|
21
|
Идеализация / неправдоподобные счастливые семьи
|
21
|
24
|
26
|
21
|
24
|
15
|
Замалчивание реальных проблем
|
12
|
19
|
14
|
15
|
9
|
9
|
Показ семьи как источника страданий
|
6
|
3
|
9
|
7
|
6
|
5
|
Слишком много морализаторства
|
5
|
7
|
7
|
4
|
5
|
4
|
Другое
|
8
|
4
|
4
|
6
|
12
|
10
|
Ничего не раздражает
|
27
|
23
|
27
|
28
|
27
|
28
|
Затрудняюсь ответить
|
13
|
4
|
6
|
11
|
12
|
20
|
Какой образ матери Вы чаще всего встречаете в российских
фильмах и сериалах? (закрытый вопрос, один ответ, в % от
тех, кто смотрит российские фильмы и сериалы)
Самоотверженная, живёт ради семьи и детей
|
27
|
Уставшая, перегруженная
|
21
|
Независимая и состоявшаяся женщина
|
15
|
Добрая, но пассивная и зависимая
|
10
|
Строгая, требовательная
|
5
|
Затрудняюсь ответить
|
22
|
Какой образ отца Вы чаще всего встречаете в российских
фильмах и сериалах? (закрытый вопрос, один ответ, в % от
тех, кто смотрит российские фильмы и сериалы)
Заботливый и вовлечённый
|
23
|
Эмоционально отстранённый или отсутствующий
|
18
|
Весёлый и безответственный
|
14
|
Авторитарный, контролер
|
11
|
Мягкий, но слабый и неуверенный
|
9
|
Затрудняюсь ответить
|
25
|
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
3 июля 2025 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ.
Мария Атаева, ВЦИОМ, 27 августа 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obraz-semi-v-sovremennom-rossiiskom-kinematografe
|