Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1079 - 1080
10 июня - 23 июня 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Читайте книги

World Health Statistics 2024

О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2024 году

Tajikistan. Health Systems in Transition

Демографический ежегодник Республики Таджикистан

Standing up for stillbirth

По страницам журналов «Социологические исследования» и «Здоровье, демография, экология финно-угорских народов»

Содержание журнала «European journal of population»



Google
Web demoscope.ru

Dilorom Sodiqova, Ghafur Muhsinzoda, Husniya Dorghabekova, Parvina Makhmudova, Farrukh Egamov, Ilker Dastan, Bernd Rechel, Susannah Robinson

TAJIKISTAN

Health Systems in Transition

Volume 27 № 1, 2025

WHO, 2025, 188 pages

https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/381430/9789289014540-eng.pdf?sequence=1

Показатели смертности и здоровья, 2000–2022 (отдельные годы) (стр. 8)

Показатель

2000

2005

2010

2015

2020

2021

2022

Ожидаемая продолжительность жизни (лет)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего (международная оценка)

63,3

66,5

67,7

69,3

68,0

71,6

71,3

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины (международная оценка)

60,7

64,2

65,4

67,0

66,0

69,6

69,2

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины (международная оценка)

66,0

69,0

70,4

71,9

70,2

73,7

73,5

Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет, всего (международная оценка)

15,5

16,3

-

-

15,2*

-

-

Смертность (стандартизованные коэффициенты смертности на 100000 населения)

Ишемическая болезнь сердца

230,6

220,9

-

-

138,1*

-

-

Инсульт

62,5

99,7

-

-

133,0*

-

-

Злокачественные новообразования

66,9

72,7

-

-

67,9*

-

-

Болезни органов дыхательной системы

108,2

78,8

-

-

29,4*

-

-

Диабет

14,6

23,3

-

-

48,2*

-

-

Коэффициент младенческой смертности (на 1000 живорождений) - международная оценка

67,6

47,2

37,0

32,6

28,5

27,6

26,7

Коэффициент материнской смертности (на 100000 живорождений) - национальная оценка

18,0

14,0

-

7,0**

-

-

22,4

Коэффициент материнской смертности (на 100000 живорождений) – модельная оценка

68,0

44,0

32,0

20,0

17,0

-

-

Примечания:* данные 2019 г.,** данные 2016 г.

Факторы риска, влияющие на состояние здоровья, 2021 г. (стр. 9)

Текущие расходы на здравоохранение как доля (%) ВВП в Европейском регионе ВОЗ, 2021 г. (стр. 47)

Тенденции расходов на здравоохранение в Таджикистане, 2000–2021 гг. (отдельные годы) (стр. 48)

Расходы

2000

2005

2010

2015

2020

2021

Текущие расходы на здравоохранение (на душу населения в международных долларах США (по паритету покупательной способности)

45,0

89,0

134,0

207,0

313,0

351,0

Текущие расходы на здравоохранение (в % от ВВП)

4,3

5,2

5,7

6,9

8,2

8,0

Государственные расходы на здравоохранение (в % от текущих расходов на здравоохранение)

20

19,0

20,6

29,6

26,3

24,2

Государственные расходы на здравоохранение на душу населения в международных долларах США (по паритету покупательной способности)

6,0

18,0

43,0

64,0

70,0

73,0

Частные расходы на здравоохранение (в % от текущих расходов на здравоохранение)

79,2

67,7

70,5

62,9

65,3

63,7

Государственные расходы на здравоохранение (в % от общих государственных расходов)

4,6

4,3

4,5

6,4

7,4

7,0

Государственные расходы на здравоохранение (в % от ВВП)

0,9

0,9

1,2

2,0

2,2

1,9

Платежи из собственных средств (в % от текущих расходов на здравоохранение)

79,1

66,1

70,4

62,6

65,2

63,5

Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения: время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются, так и находящихся в стадии разработки, Цель обзоров "Системы здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию, необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах Европы, Обзоры систем здравоохранения дают возможность:

  • подробно изучить различные методы организации, финансирования и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников систем здравоохранения;
  • описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации программ реформ здравоохранения и их содержание;
  • обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения, а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
  • предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена опытом по стратегии их реформ;
  • помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.

Составление обзоров сопряжено с рядом методологических трудностей, Во многих странах информации о системах здравоохранения и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой базы данных количественные показатели приходится получать из разных источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных, могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно согласуются между собой.

Наряду с преимуществами составление обзоров в едином формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать, как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры "Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать для сравнительного анализа систем здравоохранения.

Данный обзор посвящен Таджикистану. Управление и администрирование системы здравоохранения в Таджикистане, в основном, централизованы, контролируются национальным правительством и управляются Министерством здравоохранения и социальной защиты. Министерство здравоохранения и социальной защиты управляет службами здравоохранения на национальном уровне, в то время как местные органы власти управляют большинством областных, городских/районных и периферийных медицинских услуг. Государственный сектор продолжает оставаться основным поставщиком медицинских услуг, хотя существует небольшой, но растущий частный сектор. Финансирование здравоохранения в значительной степени зависит от частных расходов. Государственные расходы как доля текущих расходов на здравоохранение являются одними из самых низких в регионе. Таджикистан прилагает постоянные усилия по сокращению чрезмерного количества больничных коек, существовавших в 1990-х годах. Предоставление медицинских услуг в Таджикистане организовано в соответствии с административными уровнями страны и различается в городских и сельских районах. Эффективность системы здравоохранения Таджикистана сдерживается неразвитой финансовой защитой, низким качеством медицинской помощи, а также неэффективностью распределения и технической эффективностью

CONTENTS

Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive summary

1 Introduction

1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status

2 Organization and governance

2.1 Historical background
2.2 Organization
2.3 Decentralization and centralization
2.4 Planning
2.5 Intersectorality
2.6 Health information systems
2.7 Regulation
2.8 Person-centred care

3 Financing

3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms

4 Physical and human resources

4.1 Physical resources
4.2 Human resources

5 Provision of services

5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary care
5.4 Specialized care
5.5 Urgent and emergency care
5.6 Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care

6 Principal health reforms

6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future reforms

7 Assessment of the health system

7.1 Health system governance
7.2 Accessibility
7.3 Financial protection
7.4 Health care quality
7.5 Health system outcomes
7.6 Health system efficiency

8 Conclusion

9 Appendices

9.1 References
9.2 Useful websites
9.3 HiT methodology and production process
9.4 About the authors

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887