|

|
Dilorom Sodiqova, Ghafur Muhsinzoda,
Husniya Dorghabekova, Parvina Makhmudova, Farrukh Egamov,
Ilker Dastan, Bernd Rechel, Susannah Robinson
TAJIKISTAN
Health Systems in Transition
Volume 27 № 1, 2025
WHO, 2025, 188 pages
|
https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/381430/9789289014540-eng.pdf?sequence=1
Показатели смертности и здоровья, 2000–2022
(отдельные годы) (стр. 8)
Показатель
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2020
|
2021
|
2022
|
Ожидаемая продолжительность жизни (лет)
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего
(международная оценка)
|
63,3
|
66,5
|
67,7
|
69,3
|
68,0
|
71,6
|
71,3
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
(международная оценка)
|
60,7
|
64,2
|
65,4
|
67,0
|
66,0
|
69,6
|
69,2
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
(международная оценка)
|
66,0
|
69,0
|
70,4
|
71,9
|
70,2
|
73,7
|
73,5
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
всего (международная оценка)
|
15,5
|
16,3
|
-
|
-
|
15,2*
|
-
|
-
|
Смертность (стандартизованные коэффициенты
смертности на 100000 населения)
|
Ишемическая болезнь сердца
|
230,6
|
220,9
|
-
|
-
|
138,1*
|
-
|
-
|
Инсульт
|
62,5
|
99,7
|
-
|
-
|
133,0*
|
-
|
-
|
Злокачественные новообразования
|
66,9
|
72,7
|
-
|
-
|
67,9*
|
-
|
-
|
Болезни органов дыхательной системы
|
108,2
|
78,8
|
-
|
-
|
29,4*
|
-
|
-
|
Диабет
|
14,6
|
23,3
|
-
|
-
|
48,2*
|
-
|
-
|
Коэффициент младенческой смертности (на 1000 живорождений)
- международная оценка
|
67,6
|
47,2
|
37,0
|
32,6
|
28,5
|
27,6
|
26,7
|
Коэффициент материнской смертности (на 100000 живорождений)
- национальная оценка
|
18,0
|
14,0
|
-
|
7,0**
|
-
|
-
|
22,4
|
Коэффициент материнской смертности (на 100000 живорождений)
– модельная оценка
|
68,0
|
44,0
|
32,0
|
20,0
|
17,0
|
-
|
-
|
Примечания:* данные 2019 г.,** данные 2016 г.

Факторы риска, влияющие на состояние здоровья,
2021 г. (стр. 9)

Текущие расходы на здравоохранение как
доля (%) ВВП в Европейском регионе ВОЗ, 2021 г. (стр. 47)
Тенденции расходов на здравоохранение в Таджикистане,
2000–2021 гг. (отдельные годы) (стр. 48)
Расходы
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2020
|
2021
|
Текущие расходы на здравоохранение (на душу населения
в международных долларах США (по паритету покупательной
способности)
|
45,0
|
89,0
|
134,0
|
207,0
|
313,0
|
351,0
|
Текущие расходы на здравоохранение (в % от ВВП)
|
4,3
|
5,2
|
5,7
|
6,9
|
8,2
|
8,0
|
Государственные расходы на здравоохранение (в % от
текущих расходов на здравоохранение)
|
20
|
19,0
|
20,6
|
29,6
|
26,3
|
24,2
|
Государственные расходы на здравоохранение на душу
населения в международных долларах США (по паритету
покупательной способности)
|
6,0
|
18,0
|
43,0
|
64,0
|
70,0
|
73,0
|
Частные расходы на здравоохранение (в % от текущих
расходов на здравоохранение)
|
79,2
|
67,7
|
70,5
|
62,9
|
65,3
|
63,7
|
Государственные расходы на здравоохранение (в % от
общих государственных расходов)
|
4,6
|
4,3
|
4,5
|
6,4
|
7,4
|
7,0
|
Государственные расходы на здравоохранение (в % от
ВВП)
|
0,9
|
0,9
|
1,2
|
2,0
|
2,2
|
1,9
|
Платежи из собственных средств (в % от текущих расходов
на здравоохранение)
|
79,1
|
66,1
|
70,4
|
62,6
|
65,2
|
63,5
|
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки, Цель обзоров "Системы
здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить
организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию,
необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах
Европы, Обзоры систем здравоохранения дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей, Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных,
могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно
согласуются между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор посвящен Таджикистану. Управление и администрирование
системы здравоохранения в Таджикистане, в основном, централизованы,
контролируются национальным правительством и управляются Министерством
здравоохранения и социальной защиты. Министерство здравоохранения
и социальной защиты управляет службами здравоохранения на национальном
уровне, в то время как местные органы власти управляют большинством
областных, городских/районных и периферийных медицинских услуг.
Государственный сектор продолжает оставаться основным поставщиком
медицинских услуг, хотя существует небольшой, но растущий частный
сектор. Финансирование здравоохранения в значительной степени зависит
от частных расходов. Государственные расходы как доля текущих расходов
на здравоохранение являются одними из самых низких в регионе. Таджикистан
прилагает постоянные усилия по сокращению чрезмерного количества
больничных коек, существовавших в 1990-х годах. Предоставление медицинских
услуг в Таджикистане организовано в соответствии с административными
уровнями страны и различается в городских и сельских районах. Эффективность
системы здравоохранения Таджикистана сдерживается неразвитой финансовой
защитой, низким качеством медицинской помощи, а также неэффективностью
распределения и технической эффективностью
CONTENTS
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive summary
1 Introduction
1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2 Organization and governance
2.1 Historical background
2.2 Organization
2.3 Decentralization and centralization
2.4 Planning
2.5 Intersectorality
2.6 Health information systems
2.7 Regulation
2.8 Person-centred care
3 Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4 Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5 Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary care
5.4 Specialized care
5.5 Urgent and emergency care
5.6 Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care
6 Principal health reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future reforms
7 Assessment of the health system
7.1 Health system governance
7.2 Accessibility
7.3 Financial protection
7.4 Health care quality
7.5 Health system outcomes
7.6 Health system efficiency
8 Conclusion
9 Appendices
9.1 References
9.2 Useful websites
9.3 HiT methodology and production process
9.4 About the authors
|