Для цитирования: Щербакова Е.М.
Старшие поколения россиян, 2025 год // Демоскоп Weekly. 2025. № 1079-1080.
URL: https://demoscope.ru/weekly/
2025/01079/barom01.php
|
 |
Старшие поколения россиян,
2025 год
|
Рубрику ведет
|
 |
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
На 1 января 2025 года на учете в Социальном фонде России
состояли 41,2 миллиона пенсионеров, средний размер назначенных пенсий
превысил 23 тысячи рублей
Число пенсионеров, состоящих на учете в системе Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации[14],
довольно устойчиво росло до 2019 года, увеличившись с 34,0 миллиона
человек на начало 1992 года до 43,9 миллиона человек на начало 2019
года (рис. 15). Незначительное снижение отмечалось только в 1999
году (-0,1%) и более заметное в 2002-2003 годах (-0,5% и -0,7% соответственно).
Особенно быстро число пенсионеров увеличивалось в 1992-1996 годах
(более, чем на 1% в год, от 1,3% до 3,6%). В 2009-2018 годах прирост
числа пенсионеров составлял около 1% в год, более значительным он
был в 2010 году (1,6%), а позже в 2015 году (3,1%) за счет пенсионеров
Крыма.
В 2019-2024 годы число пенсионеров, состоящих на учете
в системе Фонда пенсионного и социального страхования России, сокращалось
– на 0,7% за 2019 год, 1,3% за 2020 год, 2,3% за 2021 год, 0,6%
за 2022 год и 1,7% за 2023 год. К началу 2024 года оно составляло
менее 41,1 миллиона человек (41170 тысяч человек), сократившись
за 5 лет почти на 2,8 миллиона человек, или 6,4%. За 2024 год число
пенсионеров увеличилось на 95 тысяч человек, или 0,2%, составив
на 1 января 2025 года 41170 тысяч человек.
Коэффициент экономической поддержки – число занятых
в экономике в расчете на одного пенсионера – резко снизился в 1990-е
годы, опустившись с 2,21 в 1992 году до 1,66 в 1999 году. В последующие
10 лет его значение повышалось и после некоторого снижения после
кризиса 2008 года повысилось до 1,81 в 2011 году. Затем оно вновь
снижалось, опустившись до 1,61 в 2021 году. К началу 2024 года коэффициент
экономической поддержки повысился до 1,76. По предварительным данным,
к началу 2025 года его значение повысилось до 1,79.

Рисунок 15. Численность пенсионеров, состоящих
на учете в системе Социального фонда Росси*, и число экономически
занятых, приходящихся на 1 пенсионера, на начало года, 1992-2025
годы
* до 2023 года – Пенсионного фонда Российской Федерации;
до 2002 года - в органах социальной защиты населения
Источники: Российский статистический ежегодник. 2024.
Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации
в 1991-2023 гг.»; сайт Росстата: Официальная статистика/Население/Старшее
поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877
(дата обращения: 21 мая 2025)
Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе
Фонда пенсионного и социального страхования России, и число занятых,
приходящихся на одного пенсионера, заметно различаются по регионам-субъектам
федерации. Так, численность пенсионеров на начало 2024 года составляла
от 14 тысяч человек в Ненецком автономном округе до 3009 тысяч человек
в Москве (рис. 16). Помимо Москвы большим числом жителей-пенсионеров
выделяются и другие регионы с большой численностью населения, в
том числе старших возрастов, - Московская область (около 2 миллионов
пенсионеров), Краснодарский край (1,6), Санкт-Петербург (1,5), Свердловская,
Ростовская, Челябинская области, республики Башкортостан и Татарстан
(1,0-1,3 миллиона пенсионеров). В то же время в 8 субъектах федерации
численность пенсионеров не достигает 90 тысяч – помимо Ненецкого
автономного округа в эту группу регионов входят Чукотский автономный
округ (15 тысяч пенсионеров), Еврейская автономная и Магаданская
области (по 41 тысячи), республики Алтай, Калмыкия, Тыва и Камчатский
край (от 58 до 86 тысяч пенсионеров).
Число экономически занятых, приходящихся на одного пенсионера,
различается почти втрое – в 2023 году оно варьировалось от 1,05
в Республике Карелии до 2,85 в Москве. Помимо столицы высоким коэффициентом
экономической поддержки выделяются Ямало-Ненецкий (2,83), Ханты-Мансийский
(2,38), Ненецкий (2,23) и Чукотский (2,18) автономные округа, Санкт-Петербург
(2,33) и Севастополь (2,22). Низкими значениями показателя, помимо
Республики Карелии, отличаются Архангельская, Курганская, Орловская,
Брянская и Кировская области, республики Коми, Адыгея, Чечня (1,2-1,3).
В центральной половине регионов (без 25% регионов с
наиболее низкими и 25% регионов с наиболее высокими значениями показателя)
значение коэффициента экономической поддержки составляло в 2023
году от 1,44 до 1,81 при медианном значении 1,56, что ниже среднего
значения (1,76).

Рисунок 16. Численность пенсионеров, состоящих
на учете в системе Социального фонда России (тысяч человек на начало
2024 года), и число экономически занятых, приходящихся на 1 пенсионера
(в среднем за 2023 год), по регионам-субъектам Российской Федерации
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели.
2024, с. 226-227, 228-229.
О величине пенсионного обеспечения обычно судят по среднему
размеру назначенных пенсий, который получают делением общей суммы
назначенных пенсий на численность пенсионеров. По данным Росстата
средний размер назначенных пенсий в 2024 году составил 20964 рубля,
а за январь-апрель 2025 года - 23 273 рубля[15].
Номинальный размер назначенных пенсий неуклонно растет,
но динамика его реального размера[16]
не так однозначна. В результате череды экономических кризисов он
неоднократно снижался, как и реальный размер заработной платы и
располагаемых денежных доходов на душу населения, более высоких,
прежде всего, за счет социальных трансфертов. Реальный размер назначенных
пенсий только в 2010 году превысил, причем значительно – почти на
30%, - уровень 1990 года (рис. 17). Повышение продолжалось до 2014
года (142% к уровню 1990 года), после чего он несколько сократился
(132% в 2016 году), а затем продолжил умеренно расти, превысив уровень
2014 года в 2021 году (почти 144% к уровню 1990 года) за счет единовременной
выплаты[17]. Без учета этой
выплаты реальный размер пенсии оставался более низким (139% к 1990
году).
В 2022 году реальный размер средней назначенной пенсии
вновь несколько снизился (137%), в 2023 и 2024 году, по предварительным
данным, он повысился примерно до уровня 2013 года (140%).
Тенденция изменения реального размера средней начисленной
заработной платы в целом была аналогичной, хотя превышение уровня
1990 года было достигнуто несколько раньше (в 2007 году), но до
2018 года было, скорее, более умеренным (до 135% в 2014 году), чем
повышение реального размера назначенных пенсий. В 2018-2024 годы
реальная заработная плата стала расти быстрее, превысив в 2021 году
почти в 1,6 раза уровень 1990 года (157%), а в 2024 году в 1,9 раза
(186% к уровню 1990 года).
Реальные располагаемые денежные доходы «проседали» в
меньшей степени и росли быстрее в 1999-2013 годы, но с 2014 года
начали снижаться, опустившись со 167% к уровню 1990 года в 2013
году до 153% в 2017 году и 154% в 2020 году. В 2021 году они повысились
до 160%, в 2022 году составили 166%, в 2023 году – 177%, а в 2024
году – 192% к уровню 1990 года.

Рисунок 17. Реальный размер назначенных пенсий,
начисленной заработной платы и располагаемых денежных доходов, 1990-2024
годы, % (1990=100)
Источники: Российский статистический ежегодник. 2024.
Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации
в 1991-2023 гг.»; Социально-экономическое положение России. 2024
год (№12), Старшее поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877
(дата обращения: 21 мая 2025).
В среднем пенсионное обеспечение в России относительно
невелико. Об этом свидетельствует соотношение среднего размера назначенных
пенсий и прожиточного минимума пенсионера. За период 1991-2024 годов
оно ни разу не достигало 180% от величины прожиточного минимума
пенсионера, а в отдельные годы (1999-2001, 2005-2006) было ниже
100%, то есть средний размер пенсии был ниже прожиточного минимума
пенсионера (рис. 18).
Наиболее высокое соотношение пенсии и прожиточного минимума
было достигнуто в 2012 году – 176%, к 2015 году оно снизилось до
151%, а затем увеличилось до 166% в 2021 году (с учетом единовременной
доплаты). В 2022 году оно снизилось до 149%, но в 2023-2024 годах
вновь повысилось, составив почти 158% к прожиточному минимуму пенсионера.
Соотношение среднего размера назначенных пенсий и среднего
размера начисленной заработной платы (коэффициент замещения) также
было невысоким, варьируясь от 23% в 2007 году до 40% в 1995 году.
С 2015 года (35%) он снижается, опустившись до 26% в 2023 году и,
по предварительным данным, 24% в 2024 году и I квартале 2025 года.

Рисунок 18. Соотношение среднего размера назначенных
пенсий с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП) и средним размером
начисленной заработной платы, 1991-2025 годы, %
Источники: Российский статистический ежегодник. 2024.
Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации
в 1991-2023 гг.»; Социально-экономическое положение России. Январь-
апрель 2025 года (№4), Старшее поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877
(дата обращения: 21 мая 2024).
[14] До 2002
года - в органах социальной защиты населения, в 2003 – 2022 годах
– в Пенсионном фонде Российской Федерации, с 2023 года – в системе
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
(позже Социального фонда России) - https://sfr.gov.ru
[15] Социально-экономическое
положение России. Январь-апрель 2025 года. (№ 4). С. 200.
[16] Реальный размер назначенных
пенсий – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса
номинального размера (фактически сложившегося в отчетном периоде)
пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной
период.
[17] Пенсия с учетом единовременной
денежной выплаты в сентябре 2021 года в размере 10 тысяч рублей,
назначенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 24 августа 2021 г. № 486.
|