Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1079 - 1080
10 июня - 23 июня 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Старшие поколения россиян, 2025 год

На начало 2025 года люди 65 лет и старше составляли почти 18% от общей численности населения России, к середине века их доля может повыситься до 24%

Демографическая нагрузка старшими возрастами составляет 436 человек старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста

Доля населения старше трудоспособного возраста варьируется от 9% до 29% населения регионов-субъектов РФ

Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 55 лет повысилась в 2023 года в России до 24 лет

На 1 января 2025 года на учете в Социальном фонде России состояли 41,2 миллиона пенсионеров, средний размер назначенных пенсий превысил 23 тысячи рублей

Число получателей страховых пенсий по старости на начало 2025 года составило 33,4 миллиона человек

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Старшие поколения россиян, 2025 год // Демоскоп Weekly. 2025. № 1079-1080. URL: https://demoscope.ru/weekly/
2025/01079/barom01.php



Google
Web demoscope.ru

Старшие поколения россиян, 2025 год

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

На 1 января 2025 года на учете в Социальном фонде России состояли 41,2 миллиона пенсионеров, средний размер назначенных пенсий превысил 23 тысячи рублей

Число пенсионеров, состоящих на учете в системе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации[14], довольно устойчиво росло до 2019 года, увеличившись с 34,0 миллиона человек на начало 1992 года до 43,9 миллиона человек на начало 2019 года (рис. 15). Незначительное снижение отмечалось только в 1999 году (-0,1%) и более заметное в 2002-2003 годах (-0,5% и -0,7% соответственно). Особенно быстро число пенсионеров увеличивалось в 1992-1996 годах (более, чем на 1% в год, от 1,3% до 3,6%). В 2009-2018 годах прирост числа пенсионеров составлял около 1% в год, более значительным он был в 2010 году (1,6%), а позже в 2015 году (3,1%) за счет пенсионеров Крыма.

В 2019-2024 годы число пенсионеров, состоящих на учете в системе Фонда пенсионного и социального страхования России, сокращалось – на 0,7% за 2019 год, 1,3% за 2020 год, 2,3% за 2021 год, 0,6% за 2022 год и 1,7% за 2023 год. К началу 2024 года оно составляло менее 41,1 миллиона человек (41170 тысяч человек), сократившись за 5 лет почти на 2,8 миллиона человек, или 6,4%. За 2024 год число пенсионеров увеличилось на 95 тысяч человек, или 0,2%, составив на 1 января 2025 года 41170 тысяч человек.

Коэффициент экономической поддержки – число занятых в экономике в расчете на одного пенсионера – резко снизился в 1990-е годы, опустившись с 2,21 в 1992 году до 1,66 в 1999 году. В последующие 10 лет его значение повышалось и после некоторого снижения после кризиса 2008 года повысилось до 1,81 в 2011 году. Затем оно вновь снижалось, опустившись до 1,61 в 2021 году. К началу 2024 года коэффициент экономической поддержки повысился до 1,76. По предварительным данным, к началу 2025 года его значение повысилось до 1,79.

Рисунок 15. Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Социального фонда Росси*, и число экономически занятых, приходящихся на 1 пенсионера, на начало года, 1992-2025 годы

* до 2023 года – Пенсионного фонда Российской Федерации; до 2002 года - в органах социальной защиты населения

Источники: Российский статистический ежегодник. 2024. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2023 гг.»; сайт Росстата: Официальная статистика/Население/Старшее поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 21 мая 2025)

Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Фонда пенсионного и социального страхования России, и число занятых, приходящихся на одного пенсионера, заметно различаются по регионам-субъектам федерации. Так, численность пенсионеров на начало 2024 года составляла от 14 тысяч человек в Ненецком автономном округе до 3009 тысяч человек в Москве (рис. 16). Помимо Москвы большим числом жителей-пенсионеров выделяются и другие регионы с большой численностью населения, в том числе старших возрастов, - Московская область (около 2 миллионов пенсионеров), Краснодарский край (1,6), Санкт-Петербург (1,5), Свердловская, Ростовская, Челябинская области, республики Башкортостан и Татарстан (1,0-1,3 миллиона пенсионеров). В то же время в 8 субъектах федерации численность пенсионеров не достигает 90 тысяч – помимо Ненецкого автономного округа в эту группу регионов входят Чукотский автономный округ (15 тысяч пенсионеров), Еврейская автономная и Магаданская области (по 41 тысячи), республики Алтай, Калмыкия, Тыва и Камчатский край (от 58 до 86 тысяч пенсионеров).

Число экономически занятых, приходящихся на одного пенсионера, различается почти втрое – в 2023 году оно варьировалось от 1,05 в Республике Карелии до 2,85 в Москве. Помимо столицы высоким коэффициентом экономической поддержки выделяются Ямало-Ненецкий (2,83), Ханты-Мансийский (2,38), Ненецкий (2,23) и Чукотский (2,18) автономные округа, Санкт-Петербург (2,33) и Севастополь (2,22). Низкими значениями показателя, помимо Республики Карелии, отличаются Архангельская, Курганская, Орловская, Брянская и Кировская области, республики Коми, Адыгея, Чечня (1,2-1,3).

В центральной половине регионов (без 25% регионов с наиболее низкими и 25% регионов с наиболее высокими значениями показателя) значение коэффициента экономической поддержки составляло в 2023 году от 1,44 до 1,81 при медианном значении 1,56, что ниже среднего значения (1,76).

Рисунок 16. Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Социального фонда России (тысяч человек на начало 2024 года), и число экономически занятых, приходящихся на 1 пенсионера (в среднем за 2023 год), по регионам-субъектам Российской Федерации

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024, с. 226-227, 228-229.

О величине пенсионного обеспечения обычно судят по среднему размеру назначенных пенсий, который получают делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров. По данным Росстата средний размер назначенных пенсий в 2024 году составил 20964 рубля, а за январь-апрель 2025 года - 23 273 рубля[15].

Номинальный размер назначенных пенсий неуклонно растет, но динамика его реального размера[16] не так однозначна. В результате череды экономических кризисов он неоднократно снижался, как и реальный размер заработной платы и располагаемых денежных доходов на душу населения, более высоких, прежде всего, за счет социальных трансфертов. Реальный размер назначенных пенсий только в 2010 году превысил, причем значительно – почти на 30%, - уровень 1990 года (рис. 17). Повышение продолжалось до 2014 года (142% к уровню 1990 года), после чего он несколько сократился (132% в 2016 году), а затем продолжил умеренно расти, превысив уровень 2014 года в 2021 году (почти 144% к уровню 1990 года) за счет единовременной выплаты[17]. Без учета этой выплаты реальный размер пенсии оставался более низким (139% к 1990 году).

В 2022 году реальный размер средней назначенной пенсии вновь несколько снизился (137%), в 2023 и 2024 году, по предварительным данным, он повысился примерно до уровня 2013 года (140%).

Тенденция изменения реального размера средней начисленной заработной платы в целом была аналогичной, хотя превышение уровня 1990 года было достигнуто несколько раньше (в 2007 году), но до 2018 года было, скорее, более умеренным (до 135% в 2014 году), чем повышение реального размера назначенных пенсий. В 2018-2024 годы реальная заработная плата стала расти быстрее, превысив в 2021 году почти в 1,6 раза уровень 1990 года (157%), а в 2024 году в 1,9 раза (186% к уровню 1990 года).

Реальные располагаемые денежные доходы «проседали» в меньшей степени и росли быстрее в 1999-2013 годы, но с 2014 года начали снижаться, опустившись со 167% к уровню 1990 года в 2013 году до 153% в 2017 году и 154% в 2020 году. В 2021 году они повысились до 160%, в 2022 году составили 166%, в 2023 году – 177%, а в 2024 году – 192% к уровню 1990 года.

Рисунок 17. Реальный размер назначенных пенсий, начисленной заработной платы и располагаемых денежных доходов, 1990-2024 годы, % (1990=100)

Источники: Российский статистический ежегодник. 2024. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2023 гг.»; Социально-экономическое положение России. 2024 год (№12), Старшее поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 21 мая 2025).

В среднем пенсионное обеспечение в России относительно невелико. Об этом свидетельствует соотношение среднего размера назначенных пенсий и прожиточного минимума пенсионера. За период 1991-2024 годов оно ни разу не достигало 180% от величины прожиточного минимума пенсионера, а в отдельные годы (1999-2001, 2005-2006) было ниже 100%, то есть средний размер пенсии был ниже прожиточного минимума пенсионера (рис. 18).

Наиболее высокое соотношение пенсии и прожиточного минимума было достигнуто в 2012 году – 176%, к 2015 году оно снизилось до 151%, а затем увеличилось до 166% в 2021 году (с учетом единовременной доплаты). В 2022 году оно снизилось до 149%, но в 2023-2024 годах вновь повысилось, составив почти 158% к прожиточному минимуму пенсионера.

Соотношение среднего размера назначенных пенсий и среднего размера начисленной заработной платы (коэффициент замещения) также было невысоким, варьируясь от 23% в 2007 году до 40% в 1995 году. С 2015 года (35%) он снижается, опустившись до 26% в 2023 году и, по предварительным данным, 24% в 2024 году и I квартале 2025 года.

Рисунок 18. Соотношение среднего размера назначенных пенсий с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП) и средним размером начисленной заработной платы, 1991-2025 годы, %

Источники: Российский статистический ежегодник. 2024. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2023 гг.»; Социально-экономическое положение России. Январь- апрель 2025 года (№4), Старшее поколение – https://rosstat.gov.ru/folder/13877 (дата обращения: 21 мая 2024).


[14] До 2002 года - в органах социальной защиты населения, в 2003 – 2022 годах – в Пенсионном фонде Российской Федерации, с 2023 года – в системе Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (позже Социального фонда России) - https://sfr.gov.ru
[15] Социально-экономическое положение России. Январь-апрель 2025 года. (№ 4). С. 200.
[16] Реальный размер назначенных пенсий – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (фактически сложившегося в отчетном периоде) пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
[17] Пенсия с учетом единовременной денежной выплаты в сентябре 2021 года в размере 10 тысяч рублей, назначенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2021 г. № 486.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887