|
Антиалкогольные кампании: вчера и сегодня
Коротко о главном:
- 39% россиян отрицательно относятся к антиалкогольной кампании
1980-х годов (2005 г. — 37%).
- Поддержать новую кампанию готовы 53%, не готовы — 43% (+18
п.п. к 2009 г.).
- 39% уверены, сегодня люди пьют меньше, чем во времена М. Горбачева
(+35 п.п. к 2005 г.).
- Главным способом борьбы с алкоголизмом россияне называют пропаганду
ЗОЖ (60%, +21 п.п. 2005 г.).
Пьянству — бой? Но без боя…
С начала прошлого века Россия пережила несколько антиалкогольных
кампаний. Одна из самых масштабных и неоднозначных — «горбачевская»
— стартовала 40 лет назад. Первоначальные быстрые успехи в долгосрочной
перспективе привели к тяжелым социальным и экономическим последствиям
(рост теневого рынка, увеличение смертности от отравлений суррогатами,
ущерб бюджету и пр.). И хотя в тот период инициатива М. С. Горбачева
в целом совпала с запросом общества, «сухой закон» быстро обрел
противников. Спустя почти полвека россияне по-прежнему неоднозначны
в оценках антиалкогольной кампании 1980-х годов: четверо из десяти
считают ее ошибочной, около половины одобряют, но с оговорками о
перегибах и незаконченности. Чаще других негативные оценки ставят
те, кто хорошо помнит времена «сухого закона» — реформенное поколение
и поколения застоя и оттепели. Молодежь, зная о кампании понаслышке,
настроена лояльнее (по-видимому, она оценивает не столько кампанию,
сколько саму идею).
В последние годы терпимость россиян к запретительным
мерам в отношении алкоголя снижалась. Готовность поддержать антиалкогольную
кампанию, если бы таковая была объявлена, находится на минимальном
уровне за все время измерений: четверо из десяти выступают против
таких мер, это почти в два раза больше, чем в 2009 г. Политика тотальных
запретов вызывает скепсис, особенно у тех, кто уже пережил аналогичный
опыт и видел неэффективность и побочные эффекты прошлых запретов.
Возможно также, что такие данные говорят не столько об алкоголе
(в последние годы ситуация довольно благополучная), сколько об усталости
от жестких запретов и запрос на мягкие, добровольные формы профилактики.
Впрочем, арифметическое большинство все-таки одобряет
«сухой закон». Основная поддержка традиционно исходит от женщин
как принимающих на себя «последствия» мужского алкоголизма, но также
и от молодежи. Среди зумеров, например, готовы одобрить борьбу с
пьянством три четверти, высокий процент поддержки среди молодежи
показывает устойчивость тренда на снижение потребления алкоголя.
Трезвость — норма жизни
В отличие от «горбачевской» кампания, стартовавшая в
2010 г. («медведевская»), была более мягкой, комплексной и поэтапной:
не резкие запреты, а длительно действующие ограничения наряду с
просветительскими мерами. И это принесло положительные плоды: по
данным доклада Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 2003
по 2016 г. потребление алкоголя в России сократилось на 43%. ВОЗ
прямо связала падение потребления алкоголя в РФ с принятыми государством
мерами и назвала это примером успешной политики.
Недавний опрос ВЦИОМ также показал двукратный рост доли
трезвенников за последние 20 лет. Текущий замер подтверждает тренд:
за 20 лет в десять раз выросла доля россиян, которые считают, что
сейчас люди стали пить меньше, чем во времена М. Горбачева (4% в
2005 г. и 39% в 2025 г.). А те, кто лично застал времена «сухого
закона», говорят об этом еще чаще.
Представления россиян о способах борьбы с пьянством
сильно изменились за двадцать лет. Если в 2005 г. наши сограждане
предлагали бороться с «бутылкой» прежде всего через запрет рекламы
алкоголя и его продажи молодежи до 21 года, то сегодня они предлагают
бороться за ценности — пропаганду здорового образа жизни. За 20
лет также двукратно вырос запрос на развитие современных медицинских
методов лечения алкоголизма и организацию обществ трезвости. К запретам
за это время россияне стали относиться более скептично, а вот к
ограничительным мерам, напротив, лучше.
Таким образом, россияне демонстрируют переход в борьбе
с алкоголем от запретительной модели к мотивационно-просветительской.
Скепсис к запретам и поддержка ЗОЖ подчеркивают, что сегодня эффективной
будет политика добровольного выбора, основанная на образовании и
формировании культурных норм, а не на административных ограничениях.
В самом начале перестройки широкий резонанс получила так
называемая антиалкогольная кампания. Каково Ваше отношение к ней
сегодня? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
2005*
|
2025
|
Положительное, это было необходимо и многого удалось добиться
|
15
|
12
|
Задумано правильно, но допускались перегибы и ошибки
|
32
|
26
|
Задумано правильно, но под напором противников не удалось
довести до конца
|
11
|
9
|
Отрицательное, это была ошибочная акция с самого начала
|
37
|
39
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
14
|
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face
интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая
с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует
население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту,
образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600
респондентов.
В самом начале перестройки широкий резонанс получила так
называемая антиалкогольная кампания. Каково Ваше отношение к ней
сегодня? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Поколение цифры (2001 г. и позднее)
|
Младшие миллениалы (1992—2000)
|
Старшие миллениалы (1982—1991)
|
Реформенное поколение (1968—1981)
|
Поколение застоя (1948—1967)
|
Поколение оттепели (до 1947)
|
Положительное, это было необходимо и многого удалось добиться
|
15
|
20
|
17
|
7
|
10
|
9
|
Задумано правильно, но допускались перегибы и ошибки
|
29
|
19
|
30
|
27
|
23
|
27
|
Задумано правильно, но под напором противников не удалось
довести до конца
|
5
|
16
|
11
|
9
|
9
|
5
|
Отрицательное, это была ошибочная акция с самого начала
|
28
|
22
|
26
|
44
|
54
|
45
|
Затрудняюсь ответить
|
23
|
23
|
16
|
13
|
4
|
14
|
Если бы сегодня была объявлена антиалкогольная кампания,
то Вы бы поддержали ее или нет?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
2005*
|
2009*
|
2018
|
2025
|
Безусловно да
|
32
|
34
|
27
|
26
|
Скорее да
|
26
|
31
|
40
|
27
|
Скорее нет
|
21
|
17
|
18
|
21
|
Безусловно нет
|
15
|
8
|
11
|
22
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
10
|
4
|
4
|
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face
интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая
с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует
население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту,
образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600
респондентов.
Если бы сегодня была объявлена антиалкогольная кампания,
то Вы бы поддержали ее или нет?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Поколение цифры (2001 г. и позднее)
|
Младшие миллениалы (1992—2000)
|
Старшие миллениалы (1982—1991)
|
Реформенное поколение (1968—1981)
|
Поколение застоя (1948—1967)
|
Поколение оттепели (до 1947)
|
Безусловно да
|
29
|
38
|
33
|
21
|
18
|
30
|
Скорее да
|
44
|
27
|
30
|
26
|
22
|
23
|
Скорее нет
|
14
|
19
|
18
|
23
|
25
|
16
|
Безусловно нет
|
10
|
12
|
16
|
25
|
30
|
25
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
4
|
3
|
5
|
5
|
6
|
Если сравнить ситуацию с алкоголизмом во времена Михаила
Горбачева (1985-1991) и сейчас, то как она, по Вашему мнению, изменилась?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
2005*
|
2009*
|
2025
|
Сейчас люди стали пить меньше
|
4
|
7
|
39
|
Сейчас люди стали пить больше
|
61
|
55
|
13
|
Ситуация практически не изменилась, люди пьют не больше и
не меньше, чем тогда
|
33
|
30
|
37
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
8
|
11
|
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face
интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая
с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует
население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту,
образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600
респондентов.
Какие конкретно меры для борьбы с алкоголизмом Вы бы поддержали?
(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)
|
2005*
|
2025
|
Пропаганда здорового образа жизни
|
39
|
60
|
Запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года
|
56
|
54
|
Запрет рекламы алкоголя
|
55
|
45
|
Введение уголовной и административной ответственности за
распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного
опьянения в общественных местах
|
39
|
39
|
Развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма,
в том числе нетрадиционных
|
19
|
34
|
Ограничение продажи алкоголя в утреннее время
|
25
|
31
|
Принудительное лечение от алкоголизма
|
27
|
31
|
Организация обществ трезвости, анонимных алкоголиков
|
15
|
30
|
Повышение цен на алкогольную продукцию
|
13
|
21
|
Больше бесплатных кружков для молодежи, организация доступного
досуга для населения (из другого)
|
-
|
2
|
Повысить уровень жизни населения, обеспечить рабочими местами
(из другого)
|
-
|
2
|
Уменьшить количество мест продажи алкоголя (из другого)
|
-
|
2
|
Государство должно контролировать качество алкогольной продукции
(из другого)
|
-
|
2
|
Ничего предпринимать не надо, государство не должно в это
вмешиваться
|
3
|
2
|
Другие меры
|
2
|
4
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
3
|
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face
интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая
с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует
население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту,
образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600
респондентов.
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
4 мая 2025 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от
18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ.
ВЦИОМ, 20 мая 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/antialkogolnye-kampanii-vchera-i-segodnja
|