|

|
Mamas Theodorou, Chrystala Charalambous,
Gemma A Williams
CYPRUS
Health Systems in Transition
Volume 26 № 5, 2024
WHO, 2024, 176 pages
|
https://eurohealthobservatory.who.int/publications/i/cyprus-health-system-review-2024
Показатели смертности и здоровья, отдельные
годы (стр.9)
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2020
|
2022
|
Ожидаемая продолжительность жизни (лет)
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего
|
77,4
|
77,7
|
78,7
|
81,5
|
81,8
|
82,31
|
81,71
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
|
75,1
|
75,4
|
76,5
|
79,2
|
79,9
|
80,31
|
79,91
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
|
79,6
|
80,1
|
80,8
|
83,9
|
83,7
|
84,31
|
83,61
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
мужчины
|
15,8
|
15,9
|
16,7
|
18,3
|
18,4
|
18,91
|
19,11
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
женщины
|
18,4
|
18,3
|
19,0
|
21,0
|
20,8
|
21,41
|
21,51
|
Смертность, СКС на 100000 населения
|
Болезни системы кровообращения
|
-
|
-
|
510,70
|
386,50
|
372,76
|
292,68
|
280,802
|
Злокачественные новообразования
|
-
|
-
|
206,4
|
197,1
|
206,72
|
204,56
|
213,22
|
Инфекционные и паразитарные заболевания
|
-
|
-
|
11,40
|
11,30
|
25,77
|
27,5
|
27,52
|
Внешние причины заболеваемости и смертности
|
-
|
-
|
66,3
|
44,8
|
41,2
|
45,2
|
45,22
|
Все причины смерти
|
-
|
1240,0
|
1226,0
|
979,6
|
1047,48
|
944,02
|
944,022
|
Коэффициент младенческой смертности
|
8,5
|
5,6
|
4,6
|
3,2
|
2,7
|
2,63
|
2,63
|
Коэффициент материнской смертности
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
модельная оценка, на 100000 живорождений
|
-
|
14
|
12
|
8
|
7
|
64
|
64
|
национальная оценка, на 100000 живорождений
|
-
|
-
|
0
|
8
|
0
|
05
|
05
|
Примечания: 1 — предварительная оценка, 2
- 2021 — предварительная оценка, 3 - 2019, 4
- 2017, 5 - 2016; СКС - стандартизированный коэффициент
смертности.

Факторы риска, влияющие на состояние здоровья
на Кипре, 2019 г. (стр. 10)
Тенденции расходов на здравоохранение
на Кипре, 2000–2021 (отдельные годы) (стр. 37)
Расходы
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2020
|
2021
|
Текущие расходы на здравоохранение на душу населения
в международных долларах США (ППС)
|
1136
|
1520
|
2208
|
2150
|
3219
|
4206
|
Текущие расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
5,3
|
5,4
|
6,5
|
6,7
|
8,1
|
9,4
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от общих
расходов на здравоохранение
|
41,1
|
41,8
|
46,1
|
42,5
|
78,3
|
84,7
|
Государственные расходы на здравоохранение на душу
населения в международных долларах США (ППС)
|
473
|
631
|
1018
|
914
|
2618
|
3587
|
Частные расходы на здравоохранение в % от общих расходов
на здравоохранение
|
58,4
|
58,2
|
53,5
|
56,7
|
21,9
|
14,7
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от общих
государственных расходов
|
-
|
5,8
|
7,2
|
7,1
|
14,1
|
18,4
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
2,2
|
2,2
|
3,0
|
2,8
|
4,0
|
8,0
|
Платежи из собственных средств в % от общих текущих
расходов на здравоохранение
|
56,0
|
49,8
|
43,1
|
43,5
|
14,0
|
10,0
|
Платежи из собственных средств в % от частных расходов
на здравоохранение
|
-
|
11,3
|
17,1
|
21,4
|
36,1
|
-
|
Частное страхование в % от частных расходов на здравоохранение
|
-
|
85,7
|
80,5
|
76,7
|
63,9
|
-
|
Примечания: ВВП: валовой внутренний продукт; ППС: паритет
покупательной способности.

Тенденции текущих расходов на здравоохранение
как доли (%) ВВП на Кипре и в отдельных странах, 2000–2021
гг. (стр. 39)
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки, Цель обзоров "Системы
здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить
организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию,
необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах
Европы, Обзоры систем здравоохранения дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей, Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных,
могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно
согласуются между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор посвящен Кипру. В июне 2019 года на Кипре
система общего здравоохранения была преобразована, была введена
комплексная система общего здравоохранения, которая обеспечивает
покрытие для всего населения и бесплатный доступ для всех бенефициаров.
Новая система здравоохранения представляет собой смесь Национальной
службы здравоохранения и схемы социального медицинского страхования,
финансируемой за счет взносов бенефициаров и работодателей, а также
государственного бюджета. На Кипре относительно большое количество
врачей, но мало медсестер по сравнению со средними показателями
по ЕС.. Существует серьезный дисбаланс рабочей силы между государственным
и частным секторами, поскольку врачи в основном работают в частном
секторе, а медсестры - в государственном. Данные о предотвратимой
и излечимой смертности указывают на хорошие результаты в отношении
здоровья на Кипре и предполагают, что Кипр обеспечивает хороший
уровень здравоохранения в целом.
CONTENTS
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive summary
1 Introduction
1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2 Organization and governance
2.1 Historical background
2.2 Organization
2.3 Decentralization and centralization
2.4 Planning
2.5 Intersectorality
2.6 Information systems
2.7 Regulation
2.8 Person-centred care
3 Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4 Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5 Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary care
5.4 Specialized care
5.5 Urgent and emergency care
5.6 Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care
6 Principal health reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future developments
7 Assessment of the health system
7.1 Health system governance
7.2 Accessibility
7.3 Financial protection
7.4 Health care quality
7.5 Health system outcomes
7.6 Health system efficiency
8 Conclusions
9 Appendices
9.1 References
9.2 Useful websites
9.3 HiT methodology and production process
|