Для цитирования: Щербакова Е.М.Миграция
в России, предварительные итоги 2024 года // Демоскоп Weekly. 2025.
№ 1071-1072. URL: https://demoscope.ru/weekly/
2025/01071/barom01.php
|
 |
Миграция в России, предварительные
итоги 2024 года
|
Рубрику ведет
|
 |
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
В 2024 году миграционный прирост населения России, по
предварительным данным, увеличился в 2,8 раза, превысив 568
тысяч человек, в том числе 535 тысяч человек в обмене населением
с другими странами
По предварительным данным Федеральной службы государственной
статистики (Росстат), миграционный прирост населения России в 2024
году составил 568,5 тысячи человек, или 38,9 на 10 тысяч человек
постоянного населения[1]. Это
в 2,8 раза больше, чем за 2023 год (203,6 тысячи человек, или 13,9
на 10 тысяч человек). Такой заметно возросший миграционный прирост
смог компенсировать увеличившуюся естественную убыль населения (-599,5
тысячи человек) на 95%, о чем говорилось в предыдущем
выпуске Демографического барометра.
Однако по итогам международной миграции, в обмене населением
с другими странами, чистая миграция оказалась несколько меньше –
535,7 тысячи человек, или 36,6 на 10 тысяч человек. Учитывая то,
что Росстат публикует данные без учета статистической информации
по Донецкой и Луганской народным республикам, Запорожской и Херсонской
областям[2], дополнительный
миграционный прирост населения России в прежних границах (помимо
международной миграции), по всей видимости, связан с потоком мигрантов
из этих территорий.
Население России увеличивается за счет миграции с середины
1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики
бывшего СССР стали по объему меньше, чем обратные миграционные потоки.
В основном это было связано с набиравшим силу возвращением русских
в Россию. Миграционный прирост увеличивался до 1986 года, но в период
«перестройки» заметно сократился. После распада СССР сальдо международной
миграции быстро увеличивалось, достигнув наибольшей величины в середине
1990-х годов (846 тысяч человек, или 57 на 10 тысяч человек в 1994
году[3]), после чего интенсивность
международного миграционного обмена, а в результате и миграционного
прироста резко снизилась (рис. 1). В первой половине 2000-х годов
отмечалась относительная стабилизация показателя на уровне 3-5 на
10 тысяч человек, которая в конце десятилетия сменилась ростом,
а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.
Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую
долгосрочную международную миграцию со сменой места постоянного
жительства. Ее объем зависит не только от имеющегося миграционного
потенциала возможных стран выезда, социально-экономической ситуации
в странах въезда и выезда, но и, в значительной степени, от правил
регистрации мигрантов и практики их применения. В России эти правила
неоднократно изменялись[4].
Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Росстатом,
трижды увеличивались ретроспективно в процессе корректировки численности
населения по итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002,
2010 и 2020[5] годов. После
переписи населения 2010 года критерии миграции были в очередной
раз расширены с целью более полного учета миграции: с 2011 года
в статистический учет миграции на постоянное место жительства стали
включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев
и более[6].
При публикации оперативных данных помесячной отчетности
за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место
жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные
(снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким
образом, были опубликованы два ряда данных, один из которых более
сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации
по месту жительства уже не выделялись[7].
Изменение критериев долговременной миграции первоначально
привело к значительному увеличению числа прибывших и чистой миграции
(миграционного прироста). В дальнейшем, из-за введенных изменений
(прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока
пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства),
в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила
учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению
значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации
и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[8],
но в целом позволило более полно, чем это было до 2011 года, учитывать
долговременную миграцию[9].
В 2011 году после введения новых правил учета число
прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства
или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по
данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против
139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012-2014 годах число
иммигрантов в Россию продолжало увеличиваться (на 15-20% в год).
Однако в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического
кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов
в Россию существенно замедлился - прирост составил всего 3%, а в
2017 году – 2%. В 2016 и 2018 годах число прибывших в Россию даже
сокращалось (на 4% и в том, и в другом году).
В 2019 году число учтенных мигрантов, прибывших в Россию
на постоянное жительство или длительное пребывание, увеличилось
на четверть (24%) по сравнению с предшествующим 2018 годом, превысив
701 тысячу человек Это стало самым высоким значением показателя
с начала XXI века, хотя и уступающим значениям 1980-х и первой половины
1990-х годов. Специалисты Росстата связывали такой рост с более
полным предоставлением информации территориальными органами МВД
в результате введения в 2019 году форм федерального статистического
наблюдения вместо листков статистического учета прибытия/выбытия,
предоставление которых статистическим органам не было строго регламентировано,
в результате чего соответствующие данные не всегда поступали в территориальные
статистические службы[10].
В то же время отмечалось, что нормативные правовые документы,
разработанные в целях реализации Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующие
порядок оформления разрешения на временное проживание и вида на
жительство, не содержат порядка составления и передачи первичных
документов статистического учета мигрантов в органы государственной
статистики. Кроме того, с 1 ноября 2019 года вид на жительство выдавался
без ограничения срока действия[11],
что не могло не отразиться на полноте учета по месту пребывания.
В 2020 году объемы трансграничных миграций заметно сократились
из-за ограничительных мер в связи с начавшейся пандемией COVID-19.
В Россию на постоянное жительство или длительное пребывание прибыли
594,1 тысячи человек, что на 15% меньше, чем в 2019 году, но примерно
соответствует значениям показателя 2015 и 2017 годов. Однако уже
в 2021 году число прибывших в Россию увеличилось до 667,9 тысячи
человек (на 12% больше, чем в 2020 году), а в 2022 году превысило
730,3 тысячи человек, что больше не только, чем в 2021 году (на
9,3%), но и в 2019 году (на 4,2%). В 2023 году число прибывших в
Россию на постоянное жительство или длительное пребывание из других
стран вновь довольно существенно - почти на четверть (-23,3%) –
сократилось, составив 560,4 тысячи человек. В 2024 году, по предварительным
данным, оно довольно неожиданно (если судить по данным за январь-сентябрь[12])
увеличилось на 71% - до 958,9 тысячи человек, что превышает все
значения, начиная с середины 1990-х годов. Одновременно снизился
обратный поток мигрантов из России.
Число мигрантов, выбывших из России на постоянное жительство
(длительное пребывание) в другие страны, после расширения критериев
миграции в 2011 году, увеличивалось с определенным временным лагом
по сравнению с ростом числа иммигрантов. Если в 2011 году число
выбывших за пределы России увеличилось на 13%, то в 2012 году оно
возросло в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета
долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически
попадать мигранты, срок пребывания которых в России закончился согласно
разрешительным документам (т.н. «автовозврат). В 2013-2014 годах
число выбывших из России увеличивалось ежегодно в 1,5-1,7 раза,
но в 2015 году – только на 15%.
В 2016 году число выбывших из России сократилось на
11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться - на 20%
в 2017 году и 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча
эмигрантов. В 2019 году число эмигрантов снизилось до 416 тысяч
человек (-6%), но в 2020 году вновь увеличилось, поднявшись почти
до 488 тысяч человек (+17%), что стало наибольшим числом учтенных
выбытий из России, начиная с 1993 года.
В 2021 году число выехавших из России сократилось вдвое
- до 238 тысяч человек, что существенно ниже значений показателя
за 2014-2020 годы. Это стало следствием продления срока действия
документов мигрантов – иностранных граждан, зарегистрированных по
месту пребывания, до 31 декабря 2021 года (в соответствии с Указом
Президента РФ[13]) и, соответственно,
переносом регистрации значительной части выбытий (около 200 тысяч)
на первое полугодие 2022 года. В итоге за 2022 год было зарегистрировано
668,4 тысячи выбытий из России, что превышает все значения показателя
за 1993-2021 годы.
В 2023 году объем потока выбытий из России вернулся
в обычное русло. Число выехавших из России в связи со сменой места
жительства (пребывания) составило 450,5 тысячи человек, что на 33%
меньше, чем в 2022 году, но примерно соответствует среднему значению
показателя за 2018-2020 годы.
В 2024 году, по предварительным данным, число выехавших
из России в связи со сменой места жительства (пребывания) продолжало
снижаться, составив 423,2 тысячи человек (на 6,1% меньше, чем в
2023 году).
Что касается миграционного прироста, то после расширения
критериев миграции в 2011 году он заметно увеличился из-за опережающего
роста учтенных прибытий. Сальдо миграции за 2011 год составило почти
320 тысяч человек, что вдвое превысило значение показателя за 2010
год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий оно сократилось
на 7,8%, а в 2013 году оставалось практически на том же уровне,
что и в 2012 году, увеличившись всего на 0,3% (296 тысяч человек).
В последующие годы величина чистой международной миграции
преимущественно снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч
человек. В 2019 году она увеличилась в 2,3 раза - до 285 тысяч человек
в связи с более полным предоставлением информации территориальными
органами МВД РФ, но с началом пандемии COVID-19 вновь снизилась,
составив 106,5 тысячи человек в 2020 году. Тем не менее, во второй
год пандемии миграционный прирост населения России, по данным Росстата,
увеличился вчетверо – до 430 тысячи человек, или 29 на 10 тысяч
человек постоянного населения. Более высокие значения коэффициента
миграционного прироста в период после 1990 года отмечались только
в 1993-1995 годах по данным текущего учета миграции (МП (нетто)
на рис. 1), хотя в дальнейшем они были существенно повышены в результате
корректировки по итогам переписей населения (ВПН-2002 и ВПН-2010).
Однако столь значительный миграционный прирост наполовину был обусловлен,
как уже говорилось, переносом значительной части выбытий с 2021
на 2022 год. В результате, в 2022 году миграционный прирост населения
России, составивший 61,9 тысячи человек, оказался заниженным примерно
на ту же величину, на которую он был завышен в 2021 году (около
200 тысяч человек). В расчете на 10 тысяч человек он составил всего
4,2, что заметно ниже значений показателя в 2011-2021 годы. Более
низкие значения коэффициента миграционного прироста наблюдались
ранее только в 2001-2005 годах по данным текущего учета международной
миграции (МП (нетто) на рис. 1), но позднее они были повышены в
результате корректировки по итогам ВПН-2010 (МП с корректировками).
По итогам ВПН-2020 также были корректировки численности населения
и миграционного прироста.
В 2023 году миграционный прирост населения России за
счет международной миграции увеличился в 1,8 раза, составив 110
тысяч человек, или 7,5 на 10 тысяч человек постоянного населения,
хотя и это значение не очень высоко.
По предварительным данным за 2024 год, миграционный
прирост населения России увеличился почти в 5 раз, превысив 535,7
тысячи человек, или 36,6 на 10 тысяч человек. С учетом миграции
в пределах России значение коэффициента миграционного прироста составило
38,9 на 10 тысяч человек. примерно такое значение отмечалось в 2021
году, более высокие – в первой половине 1990-х годов.

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших
из нее (тысяч человек) и коэффициент миграционного прироста (на
10 тысяч человек постоянного населения)*, 1980-2024** годы
* Коэффициент миграционного прироста (КМП) рассчитан
двумя способами: КМП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию
и выбывших из нее; КМП (с корректировками) - как разность между
общим и естественным приростом населения России[14]
** Данные за 2011 год приведены по прежним (2011) и новым, расширенным
(2011н) правилам учета миграции; 2012-2024 годы – оценка по новым
правилам с учетом итогов ВПН-2020 (2024 год – по предварительным
данным)
Стоит отметить, что расширение критериев миграции со
сменой постоянного места жительства (длительного пребывания) привело
к росту миграционного оборота – суммы числа прибывших и выбывших
мигрантов. В 2018 году оборот международной миграции в России превысил
миллион человек, а в 2019 году - 1117 тысяч человек, что на 11%
больше, чем в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011 году (393
тысячи человек), когда впервые были применены новые критерии миграции.
В период пандемии COVID-19 оборот международной миграции в России
сократился, составив около 1082 тысяч человек в 2020 году и 906
тысяч человек в 2021 году. В 2022 году он повысился до 1399 тысяч
человек. Если учесть перенос части выбытий с 2021 на 2022 год (около
200 тысяч), можно говорить о сохранении тенденции роста миграционного
оборота международной миграции в Россию в 2021-2022 годы. В 2023
году оборот международной миграции вновь сократился (1011 тысяч
человек), но в 2024 году, по предварительным данным, повысился почти
до уровня 2022 года, превысив 1382 тысячи человек.
[1] Социально-экономическое
положение России. Январь 2025 года (№ 1) - https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801
[2] В связи с действующим статусом
переходного периода по урегулированию вопросов интеграции новых
субъектов Российской Федерации и невозможностью формирования официальной
статистической информации в соответствии с официальной статистической
методологией. См., например, Российский статистический ежегодник
2024. С. 83. - https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994
[3] В данном случае миграционный
прирост населения рассчитан как разность между числом мигрантов,
прибывших в Россию, и числом выбывших из нее. Миграционный прирост,
принимаемый Росстатом в текущих расчетах численности населения,
отличается от этих данных из-за поправок на недоучет некоторых случаев
перемены места жительства. В частности, такой скорректированный
миграционный прирост населения России (рассчитанный как разность
между общим и естественным приростом) превысил за 1994 год 997 тысяч
человек, или 6,7‰. – См.: Российский статистический ежегодник. 2024:
Стат. сб./ Росстат. М., 2024. Приложение «Социально-экономические
показатели Российской Федерации в 1991-2023 гг.»; Демографический
ежегодник России. 2023: Стат. сб./ Росстат. М., 2023. С. 16, 204-205.
[4] Подробнее см., например,
Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад
/ отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный
демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей
школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[5] Сроки проведения Всероссийской
переписи населения 2020 года дважды переносились из-за пандемии
COVID-19. Была проведена осенью 2021 года, в период с 15 октября
по 14 ноября по состоянию на 1 октября 2021 года.
[6] До 2011 года первичные
статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных
по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались,
как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России.
2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов,
зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались
территориальными органами статистики и определенным образом учитывались
при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось
в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность
населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа
и районам» за 2005-2010 годы.
[7] Согласно методическим пояснениям,
приводимым в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое
положение Российской Федерации» и ежегодных статистических бюллетенях
«Численность и миграция населения Российской Федерации», представляемые
данные о миграции получены в результате разработки поступающих от
территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации
форм федерального статистического наблюдения (с 2019 года, ранее
- листков статистического учета прибытий и выбытий). Формы статистического
наблюдения составляются при регистрации и снятии с регистрационного
учета населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания
на срок 9 месяцев и более. Формирование числа выбывших осуществляется
автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции
населения при перемещениях в пределах Российской Федерации,
а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо
от места прежнего жительства.
[8] О.С.Чудиновских. Административная
статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация
в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[9] Население России 2018:
двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.
В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 269.
[10] Население России 2018:
двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.
В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 265.
[11]В соответствии со статьей
3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных
граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание
и вида на жительство» от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ. Этот закон
вступил в силу с 1 ноября 2019 года. – См. Предисловие к статистическому
бюллетеню «Численность и миграция населения Российской Федерации
в 2019 году». М., Федеральная служба государственной статистики,
2020, а также выпускам бюллетеня за 2020-2023 годы.
[12]По данным, опубликованным
в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое положение
России» (№10 и №11 2024 года), за январь-сентябрь 2024 года в Россию
прибыли 354,3 тысячи человек, а за январь-октябрь –643,7 тысячи
человек, то есть только за октябрь 289,4 тысячи человек или, возможно,
что-то изменилось в практике учета долговременной миграции.
[13] Указ Президента Российской
Федерации от 16 июля 2021 г. №364 «О временных мерах по урегулированию
правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации в период преодоления последствий распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
[14] Рассчитано по данным,
приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику.
2024 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в
1991-2023 гг.»
|