Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1069 - 1070
1 апреля - 14 апреля 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Каждую пятую женщину все еще спрашивают о планах на детей при трудоустройстве

Семейное древо: чаще всего россияне знают только три поколения предков

Столкновение с изменой: как, с кем и почему россияне изменяют друг другу?

В пользу безалкогольного: россияне о потреблении пива

Большинству россиян нравится их населенный пункт



Google
Web demoscope.ru

В пользу безалкогольного: россияне о потреблении пива

Коротко о главном:

  • Группа, которая выбирает для себя только безалкогольное пиво, употребляет алкоголь (включая крепкие напитки и вино), а также сладкие газировки реже, чем другие группы.
  • Безалкогольное пиво воспринимается потребителями как полноценный, самостоятельный напиток.

По итогам февральского исследования ВЦИОМ можно выделить следующие группы потребителей пива:

«Традиционалисты» (39%) — предпочитают только алкогольное пиво. Как правило, это мужчины в возрасте 35-59 лет и активные телезрители.

«Ценители» (12%) — пьют и алкогольное, и безалкогольное пиво. Это и мужчины, и женщины чаще в возрасте 25-44 лет, а также любители общепита (ресторанов).

«Трезвенники» (5%) — предпочитают только безалкогольное пиво. Чаще женщины в возрасте 25-44 лет, с более высоким, чем в остальных группах, доходом.

«Пивные аскеты» (44%) — совсем не пьют пиво. Чаще других это женщины старшего возраста (60+), проживающие в селах и имеющие доход ниже среднего.

Несмотря на то, что россияне чаще отдают предпочтение алкогольному пиву, годовой темп прироста доли потребителей безалкогольного аналога вдвое выше, чем алкогольного (15% пьющих безалкогольное пиво заявили, что за последний год стали пить чаще безалкогольное, 7% пьющих алкогольное пиво заявили, что стали пить чаще алкогольное). Примечательно, что безалкогольное пиво воспринимается потребителями как полноценный, самостоятельный напиток: в ситуации выбора (пригласили в гости и угощают пивом) среди пьющих алкогольное пиво предпочли бы выбрать алкогольное пиво 69%, безалкогольное — 10%, а среди пьющих безалкогольное пиво ответы распределились противоположным образом: 36% выбрали бы алкогольное и 42% — безалкогольное. В целом, по данным исследования, пьющие только безалкогольное пиво реже потребляют алкоголь (включая крепкие напитки и вино) и сладкие газировки.

Большая часть наших сограждан сталкивалась с рекламой безалкогольного пива за последний год, почти в половине случаев речь шла о рекламе на ТВ (45%). Россияне демонстрируют высокую информированность о правилах рекламы пивоваренной продукции: шесть из десяти опрошенных знают, что на российском телевидении можно встретить рекламу только безалкогольного пива (60%), в общей сложности только 7% ошибочно полагают, что российским законодательством разрешена реклама алкогольного пива.

Топ-5 критериев выбора безалкогольного пива (от числа потребителей, доля группы — 17%): вкусовые качества, состав (в т.ч. натуральность ингредиентов), ценовая доступность, содержание алкоголя и бренд. «Ценители» и «трезвенники» (см. сегментацию выше) в целом руководствуются схожими критериями выбора этого безалкогольного напитка. Впрочем, некоторые различия все же имеются: любители только безалкогольного пива чаще обращают внимание на низкое содержание алкоголя, а те, кто сочетает потребление алкогольного пива с безалкогольным, смотрят на цену и доступность напитка.

Анна Сутырина, Директор Института проблем правового регулирования НИУ Высшая школа экономики:

«Категория безалкогольного пива активно развивается, становится все более актуальной среди потребителей, стремительно наращивая долю. Продажи безалкогольного пива в 2024 году, по данным NielsenIQ, выросли на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Исследование подтверждает, что потребители воспринимают эту категорию как самостоятельный сегмент рынка. Данные Росстата свидетельствуют о том, что на фоне роста безалкогольного пива, потребление алкогольного — сокращается. Такая динамика в совокупности с высокой информированностью аудиторией о правилах рекламы безалкогольного пива, результаты которой отражены в исследовании, позволяет сделать вывод о том, что реклама безалкогольного пива не влияет на рост потребления алкогольных сортов».

Как часто лично Вы…? (закрытый вопрос, один ответ по строке, % от всех опрошенных)


Несколько раз в неделю и чаще

Раз в неделю

2-3 раза в месяц

Раз в месяц

Раз в 2-3 месяца и реже

Раньше делал это, а сейчас нет

Не делаю этого / затрудняюсь ответить

Пьете алкогольное пиво

5

8

11

9

19

14

34

Пьете безалкогольное пиво

0

1

2

3

11

9

74

Пьете крепкие алкогольные напитки (коньяк, водка, виски и пр.)

3

7

8

9

25

16

32

Пьете алкогольное вино

2

6

10

12

32

13

25

Пьете сладкие газированные напитки (газировка)

10

8

12

10

18

15

27

Пьете энергетические напитки (энергетики)

4

2

2

3

8

9

72

Пьете кофе

69

7

5

3

4

4

8

Посещаете кафе или рестораны

4

7

12

13

33

15

16

Сегментация потребителей пива*, %

Пьют только алкогольное пиво

39

Пьют только безалкогольное пиво

5

Пьют и алкогольное, и безалкогольное пиво

12

Не пьют пиво

44

*Рассчитана на основе вопросов «Как часто лично Вы пьете алкогольное пиво?» и «Как часто лично Вы пьете безалкогольное пиво?».

Портрет групп по видам потребления пива



Все опрошенные

Пьют только алкогольное пиво (39%)

Пьют только безалкогольное пиво (5%)

Пьют и алкогольное, и безалкогольное пиво

(12%)

Не пьют пиво (44%)

Пьют крепкие алкогольные напитки

Да

51

72

16

74

30

Нет

49

28

84

26

70

Пьют алкогольное вино

Да

62

77

35

84

46

Нет

38

23

65

16

54

Пьют сладкие газированные напитки

Да

59

65

53

82

48

Нет

41

35

47

18

52

Пьют энергетические напитки

Да

18

21

17

37

10

Нет

82

79

83

63

90

Пьют кофе

Да

88

91

88

91

84

Нет

12

9

12

9

16

За последний год Вы стали пить безалкогольное пиво чаще, реже или пьете примерно столько же? (закрытый вопрос, один ответ, % от потребителей безалкогольного пива)

Чаще

15

Примерно столько же

53

Реже

25

Затрудняюсь ответить

7

А если говорить про алкогольное пиво, за последний год Вы стали пить алкогольное пиво чаще, реже или пьете примерно столько же? (закрытый вопрос, один ответ, % от потребителей алкогольного пива)

Чаще

7

Примерно столько же

44

Реже

44

Затрудняюсь ответить

5

Вы видели или нет рекламу безалкогольного пива за последний год? Если да, то где Вам попадалась такая реклама? (закрытый вопрос, неограниченное число ответов, в % от всех опрошенных)

По телевидению (рекламные ролики между передачами)

45

В интернете (социальные сети, баннеры, видео платформы)

17

Магазины (рекламные стенды, акции)

14

Наружная реклама (билборды, плакаты на улице)

10

Супермаркеты (дегустации, специальные предложения)

7

В мобильных приложениях

5

На маркетплейсах

3

В транспорте (метро, автобусы, трамваи)

3

В печатной прессе (газеты, журналы)

2

На радио

2

Видел, но не могу точно сказать, где

13

Нигде, не смотрю рекламу

19

Другое

1

Затрудняюсь ответить

11

Как Вы думаете, в настоящее время по ТВ разрешено рекламировать пиво или нет? Если да, то какое? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Только алкогольное

2

Только безалкогольное (содержащее менее 0.5% алкоголя)

60

Как алкогольное, так и безалкогольное

5

Запрещено рекламировать любое пиво

18

Затрудняюсь ответить

15

Всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн» проведен 21-23 февраля 2025 г. В опросе приняли участие 2540 россиян в возрасте от 18 лет. Респонденты, отобранные по стратифицированной случайной выборке из вероятностной панели, заполняли вопросник онлайн. Участники вероятностной панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

ВЦИОМ, 19 марта 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-polzu-bezalkogolnogo-rossijane-o-potreblenii-piva


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887