|
В пользу безалкогольного: россияне о потреблении пива
Коротко о главном:
- Группа, которая выбирает для себя только безалкогольное пиво,
употребляет алкоголь (включая крепкие напитки и вино), а также
сладкие газировки реже, чем другие группы.
- Безалкогольное пиво воспринимается потребителями как полноценный,
самостоятельный напиток.
По итогам февральского исследования ВЦИОМ можно выделить следующие
группы потребителей пива:
«Традиционалисты» (39%) — предпочитают только
алкогольное пиво. Как правило, это мужчины в возрасте 35-59 лет
и активные телезрители.
«Ценители» (12%) — пьют и алкогольное, и безалкогольное
пиво. Это и мужчины, и женщины чаще в возрасте 25-44 лет, а также
любители общепита (ресторанов).
«Трезвенники» (5%) — предпочитают только безалкогольное
пиво. Чаще женщины в возрасте 25-44 лет, с более высоким, чем в
остальных группах, доходом.
«Пивные аскеты» (44%) — совсем не пьют пиво. Чаще
других это женщины старшего возраста (60+), проживающие в селах
и имеющие доход ниже среднего.
Несмотря на то, что россияне чаще отдают предпочтение
алкогольному пиву, годовой темп прироста доли потребителей безалкогольного
аналога вдвое выше, чем алкогольного (15% пьющих безалкогольное
пиво заявили, что за последний год стали пить чаще безалкогольное,
7% пьющих алкогольное пиво заявили, что стали пить чаще алкогольное).
Примечательно, что безалкогольное пиво воспринимается потребителями
как полноценный, самостоятельный напиток: в ситуации выбора (пригласили
в гости и угощают пивом) среди пьющих алкогольное пиво предпочли
бы выбрать алкогольное пиво 69%, безалкогольное — 10%, а среди пьющих
безалкогольное пиво ответы распределились противоположным образом:
36% выбрали бы алкогольное и 42% — безалкогольное. В целом, по данным
исследования, пьющие только безалкогольное пиво реже потребляют
алкоголь (включая крепкие напитки и вино) и сладкие газировки.
Большая часть наших сограждан сталкивалась с рекламой
безалкогольного пива за последний год, почти в половине случаев
речь шла о рекламе на ТВ (45%). Россияне демонстрируют высокую информированность
о правилах рекламы пивоваренной продукции: шесть из десяти опрошенных
знают, что на российском телевидении можно встретить рекламу только
безалкогольного пива (60%), в общей сложности только 7% ошибочно
полагают, что российским законодательством разрешена реклама алкогольного
пива.
Топ-5 критериев выбора безалкогольного пива (от числа
потребителей, доля группы — 17%): вкусовые качества, состав (в т.ч.
натуральность ингредиентов), ценовая доступность, содержание алкоголя
и бренд. «Ценители» и «трезвенники» (см. сегментацию выше) в целом
руководствуются схожими критериями выбора этого безалкогольного
напитка. Впрочем, некоторые различия все же имеются: любители только
безалкогольного пива чаще обращают внимание на низкое содержание
алкоголя, а те, кто сочетает потребление алкогольного пива с безалкогольным,
смотрят на цену и доступность напитка.
Анна Сутырина, Директор Института проблем правового регулирования
НИУ Высшая школа экономики:
«Категория безалкогольного пива активно развивается, становится
все более актуальной среди потребителей, стремительно наращивая
долю. Продажи безалкогольного пива в 2024 году, по данным NielsenIQ,
выросли на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Исследование подтверждает, что потребители воспринимают эту категорию
как самостоятельный сегмент рынка. Данные Росстата свидетельствуют
о том, что на фоне роста безалкогольного пива, потребление алкогольного
— сокращается. Такая динамика в совокупности с высокой информированностью
аудиторией о правилах рекламы безалкогольного пива, результаты
которой отражены в исследовании, позволяет сделать вывод о том,
что реклама безалкогольного пива не влияет на рост потребления
алкогольных сортов».
Как часто лично Вы…? (закрытый вопрос, один ответ
по строке, % от всех опрошенных)
|
Несколько раз в неделю и чаще
|
Раз в неделю
|
2-3 раза в месяц
|
Раз в месяц
|
Раз в 2-3 месяца и реже
|
Раньше делал это, а сейчас нет
|
Не делаю этого / затрудняюсь ответить
|
Пьете алкогольное пиво
|
5
|
8
|
11
|
9
|
19
|
14
|
34
|
Пьете безалкогольное пиво
|
0
|
1
|
2
|
3
|
11
|
9
|
74
|
Пьете крепкие алкогольные напитки (коньяк, водка, виски и
пр.)
|
3
|
7
|
8
|
9
|
25
|
16
|
32
|
Пьете алкогольное вино
|
2
|
6
|
10
|
12
|
32
|
13
|
25
|
Пьете сладкие газированные напитки (газировка)
|
10
|
8
|
12
|
10
|
18
|
15
|
27
|
Пьете энергетические напитки (энергетики)
|
4
|
2
|
2
|
3
|
8
|
9
|
72
|
Пьете кофе
|
69
|
7
|
5
|
3
|
4
|
4
|
8
|
Посещаете кафе или рестораны
|
4
|
7
|
12
|
13
|
33
|
15
|
16
|
Сегментация потребителей пива*, %
Пьют только алкогольное пиво
|
39
|
Пьют только безалкогольное пиво
|
5
|
Пьют и алкогольное, и безалкогольное пиво
|
12
|
Не пьют пиво
|
44
|
*Рассчитана на основе вопросов «Как часто лично Вы пьете алкогольное
пиво?» и «Как часто лично Вы пьете безалкогольное пиво?».
Портрет групп по видам потребления пива
|
|
Все опрошенные
|
Пьют только алкогольное пиво (39%)
|
Пьют только безалкогольное пиво (5%)
|
Пьют и алкогольное, и безалкогольное пиво
(12%)
|
Не пьют пиво (44%)
|
Пьют крепкие алкогольные напитки
|
Да
|
51
|
72
|
16
|
74
|
30
|
Нет
|
49
|
28
|
84
|
26
|
70
|
Пьют алкогольное вино
|
Да
|
62
|
77
|
35
|
84
|
46
|
Нет
|
38
|
23
|
65
|
16
|
54
|
Пьют сладкие газированные напитки
|
Да
|
59
|
65
|
53
|
82
|
48
|
Нет
|
41
|
35
|
47
|
18
|
52
|
Пьют энергетические напитки
|
Да
|
18
|
21
|
17
|
37
|
10
|
Нет
|
82
|
79
|
83
|
63
|
90
|
Пьют кофе
|
Да
|
88
|
91
|
88
|
91
|
84
|
Нет
|
12
|
9
|
12
|
9
|
16
|
За последний год Вы стали пить безалкогольное пиво чаще,
реже или пьете примерно столько же? (закрытый вопрос, один
ответ, % от потребителей безалкогольного пива)
Чаще
|
15
|
Примерно столько же
|
53
|
Реже
|
25
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
А если говорить про алкогольное пиво, за последний год
Вы стали пить алкогольное пиво чаще, реже или пьете примерно столько
же? (закрытый вопрос, один ответ, % от потребителей алкогольного
пива)
Чаще
|
7
|
Примерно столько же
|
44
|
Реже
|
44
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
Вы видели или нет рекламу безалкогольного пива за последний
год? Если да, то где Вам попадалась такая реклама? (закрытый
вопрос, неограниченное число ответов, в % от всех опрошенных)
По телевидению (рекламные ролики между передачами)
|
45
|
В интернете (социальные сети, баннеры, видео платформы)
|
17
|
Магазины (рекламные стенды, акции)
|
14
|
Наружная реклама (билборды, плакаты на улице)
|
10
|
Супермаркеты (дегустации, специальные предложения)
|
7
|
В мобильных приложениях
|
5
|
На маркетплейсах
|
3
|
В транспорте (метро, автобусы, трамваи)
|
3
|
В печатной прессе (газеты, журналы)
|
2
|
На радио
|
2
|
Видел, но не могу точно сказать, где
|
13
|
Нигде, не смотрю рекламу
|
19
|
Другое
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
11
|
Как Вы думаете, в настоящее время по ТВ разрешено рекламировать
пиво или нет? Если да, то какое? (закрытый вопрос, один
ответ, в % от всех опрошенных)
Только алкогольное
|
2
|
Только безалкогольное (содержащее менее 0.5% алкоголя)
|
60
|
Как алкогольное, так и безалкогольное
|
5
|
Запрещено рекламировать любое пиво
|
18
|
Затрудняюсь ответить
|
15
|
Всероссийский интернет-опрос «ВЦИОМ-Онлайн» проведен
21-23 февраля 2025 г. В опросе приняли участие 2540 россиян в возрасте
от 18 лет. Респонденты, отобранные по стратифицированной случайной
выборке из вероятностной панели, заполняли вопросник онлайн. Участники
вероятностной панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского
телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной
выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров,
задействованных на территории РФ.
ВЦИОМ, 19 марта 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-polzu-bezalkogolnogo-rossijane-o-potreblenii-piva
|