Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1063 - 1064
18 февраля - 3 марта 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Профессия - исследователь 

Измерение результативности демографической политики (на примере федерального материнского капитала). Заседание Статистической секции Центрального Дома ученых

95 лет со дня рождения Леонида Евсеевича Дарского

 

Google
Web demoscope.ru

Измерение результативности демографической политики (на примере федерального материнского капитала). Заседание Статистической секции Центрального Дома ученых

6 февраля 2025 года состоялось очередное заседание Статистической секции им. Б.Т. Рябушкина Центрального дома ученых РАН.

Заседание открыла Е.С. Заварина, председатель статистической секции и представила докладчиков В.Н. Архангельского, к.э.н. зав. сектором теоретических проблем воспроизводства и политики населения Научно-исследовательской лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и О.А. Золотареву, к.э.н. директора Центра демографии и статистики Института экономических стратегий, г.н.с. НИИ статистики Росстата, доцент МИРЭА-Российского технологического университета. При этом Е.С. Заварина отметила, что тема сегодняшнего заседания "Измерение результативности демографической политики (на примере федерального материнского капитала)" во многом определяет сегодня совместное заседание секций статистики и демографии.

Далее первую часть доклада представила О.А. Золотарева, а затем выступил В.Н. Архангельский. Тезисы доклада представлены ниже.

В последнее время оценке результативности мер, направленных на рост рождаемости, уделяют все возрастающее внимание. Среди наиболее значимых из них, бесспорно, выделяют федеральный материнский (семейный) капитал, что предопределяет полезность выработки методических подходов к измерению влияния конкретных мер демографической политики, в частности, материнского капитала, на динамику рождаемости.

В России федеральный материнский (семейный) капитал является не просто значимой мерой, но носит критически важный характер. Реализация этой меры началась с 1 января 2007 года в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Среди работ, посвященных оценке результативности материнского капитала особого внимания заслуживают работы: (1) Слонимчик Ф. и Юрко А.В., в которой приводится оценка влияния программы материнского капитала на изменения рождаемости на базе модели "до-после" и "разность-разностей", однако, в ней не учитывается зависимость вторых рождений от среднего числа первых рождений у реальных поколений женщин в том или ином возрасте, что позволяет более корректнее оценить влияние демографической политики именно на вторые рождения; (2) Архангельского В.Н., Ивановой А.Е., Рыбаковского Л.Л., в которой, в частности, приводится подход к измерению отдельных мер, направленных на рост рождаемости, включая федеральный материнский (семейный) капитал. Второй из указанных источников (монография авторов) послужил основой для более глубокой проработки вопроса оценки результативности внедрения и применения федерального материнского (семейного) капитала в целях повышения рождаемости.

Целью исследования является формирование методики и измерение результативности федерального материнского капитала на базе официальной статистической информации (текущего учета).

Оценивая возможное влияние мер демографической политики на изменение рождаемости на основе статистической информации, необходимо максимально корректно выделить влияние именно этого фактора, элиминируя влияние остальных детерминант. В какой-то степени это возможно, если реализуемые меры ориентированы не на все рождения, а дифференцировано по очередности рождения и/или возрасту матери. В этом случае, с определенной степенью условности, можно будет судить о влиянии мер на изменение показателей рождаемости именно той очередности рождения или того возраста матери, на которые они ориентированы.

Кроме того, при оценке влияния мер демографической политики на изменение уровня рождаемости можно ориентироваться на сроки, на интервал времени между началом реализации мер и повышением показателей рождаемости. Практически все меры в отношении повышения рождаемости, ориентированы на создание более благоприятных условий для реализации потребности в детях, а не на изменение самой этой потребности. Опыт показывает, что в этом случае реакция населения в своем репродуктивном поведении на реализацию этих мер происходит сразу, а не откладывается (имеется в виду, что не откладывается начало этой реакции, но она, в той или иной степени, может сохраняться в течение всего периода реализации данной меры демографической политики). При этом целесообразно использовать показатели рождаемости не только в целом за год, но и по кварталам, по месяцам.

При оценке влияния мер демографической политики на изменение рождаемости важно определить, в какой степени это влияние сказывается только на "тайминговых" сдвигах, т.е. на более раннем рождении детей (в более молодом возрасте, с меньшим интервалом после вступления в брак (первый ребенок) или рождения предыдущего ребенка), а в какой степени оно сказывается на повышении итогового числа рожденных детей в реальных поколениях женщин.

Устойчивое значительное увеличение числа родившихся в 2007 году по сравнению с 2006 годом началось в июле и наибольшим было в октябре-декабре (в январе прирост составил 5,5%; в феврале - 3,6%; в марте - 3,8%; в апреле - 4,4%; в мае - 9,2%; в июне - 3,1%; в июле - 10,6%; в августе - на 9,6%; в сентябре - на 10,0%; в октябре - на 14,3%; в ноябре - на 15,7%; в декабре - на 16,4%).

Казалось бы, нет оснований связывать существенное повышение числа родившихся в июле-сентябре 2007 года с началом реализации мер поддержки семей с детьми с 1 января. Однако нужно иметь в виду, что о введении этих мер с 1 января 2007 года Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года. Т.е. семьи, предполагавшие для себя рождение ребенка, знали об этих мерах заранее. Возможно, часть женщин, дождавшись в начале января 2007 года подтверждения реализации новых мер поддержки семей с детьми, не стали прерывать беременность (тем, кто рожал в период до июня 2007 года, принимать решение о сохранении или не сохранении беременности в начале 2007 года было уже поздно).

Федеральный материнский (семейный) капитал первоначально с 2007 года предоставлялся при рождении второго или последующего (если не получали ранее) ребенка. В 2020 году он начал предоставляться и при рождении первого ребенка. Поэтому для оценки влияния этой меры на динамику рождаемости можно и целесообразно использовать показатели, дифференцированные по очередности рождения, и, прежде всего, суммарный коэффициент рождаемости (см. табл. 1).

Таблица 1. Суммарный коэффициент рождаемости по очередности рождения в России в 1999-2023 годах
(с учетом данных переписи населения 2020 года)

Годы

Первые

Вторые

Третьи

Четвертые

Пятые и последующие

1999

0,679

0,344

0,087

0,026

0,018

2000

0,706

0,357

0,089

0,024

0,017

2001

0,718

0,369

0,090

0,026

0,017

2002

0,744

0,396

0,099

0,027

0,018

2003

0,758

0,412

0,102

0,028

0,018

2004

0,757

0,413

0,102

0,028

0,017

2005

0,728

0,398

0,098

0,027

0,016

2006

0,738

0,401

0,098

0,026

0,015

2007

0,742

0,469

0,123

0,033

0,019

2008

0,767

0,506

0,140

0,036

0,020

2009

0,800

0,535

0,147

0,038

0,021

2010

0,784

0,565

0,156

0,040

0,021

2011

0,779

0,573

0,164

0,041

0,022

2012

0,807

0,618

0,183

0,047

0,025

2013

0,807

0,621

0,197

0,048

0,025

2014

0,783

0,644

0,207

0,052

0,027

2015

0,781

0,682

0,217

0,055

0,028

2016

0,756

0,679

0,222

0,057

0,029

2017

0,696

0,597

0,219

0,058

0,030

2018

0,634

0,574

0,227

0,065

0,035

2019

0,626

0,523

0,225

0,068

0,036

2020

0,611

0,514

0,237

0,073

0,040

2021

0,593

0,513

0,245

0,077

0,042

2022

0,595

0,462

0,237

0,079

0,043

2023

0,597

0,441

0,240

0,087

0,045

Суммарный коэффициент рождаемости по вторым рождениям в 2007 году увеличился, по сравнению с 2006 годом, на 0,068. Это значительно больше, чем в предшествующие годы (до 2007 года наибольший прирост был в 2002 году - на 0,027). Лишь чуть больше был прирост этого показателя в целом за 2000-2004 годы (на 0,069).

Суммарный коэффициент рождаемости по третьим и последующим рождениям в 2007 году увеличился на 0,036 (для сравнения, в целом за 2000-2003 годы прирост составил только 0,017 (в 2004-2006 годы показатель снижался).

Таким образом, во-первых, имеет место совпадение по срокам начала предоставления федерального материнского (семейного) капитала и значительного повышения суммарного коэффициента рождаемости по вторым и третьим и последующим рождениям. Во-вторых, если бы это повышение было связано не с началом реализации этой меры, а с какими-либо другими факторами, то, вероятно, оно проявилось бы и в отношении первых рождений. Однако прирост суммарного коэффициента рождаемости по первым рождениям в 2007 году был совсем небольшим (на 0,004). Существенное повышение этого показателя в 2008 (на 0,025) и 2009 (на 0,033) годах, вероятно, было связано со значительным повышением показателей брачности в 2007 году: общий коэффициент брачности повысился на 12,8% (наибольший прирост за период с начала 1960-х годов); число первых браков у женщин возросло на 12,4%; коэффициент брачности у женщин в возрастной группе 18-24 года повысился на 9,2%, в 25-34 года - на 18,4%.

Постоянное повышение суммарного коэффициента рождаемости по вторым рождениям в период до 2015 года дает основание говорить об отсутствии, по крайней мере, приоритетного влияния "тайминговых" сдвигов на значительное повышение этого показателя в начале реализации программы федерального материнского (семейного) капитала. Если бы таковые были, то после них был бы неизбежен "тайминговый" провал, т.е. существенное снижение показателя из-за того, что дети, которые могли бы родиться в последующие годы, уже родились ранее.

Видимо, "тайминговые" сдвиги по вторым рождениям были в 2015 году и, вероятно, в 2016 году в связи с приближавшимся завершением первоначально установленного срока реализации программы федерального материнского (семейного) капитала (до конца 2016 года). В этом случае, после них имел место "тайминговый" провал.
Более корректно оценить наличие или отсутствие "тайминговых" сдвигов позволяет использование показателей рождаемости для реальных поколений.

Прежде всего, можно проанализировать возрастные коэффициенты рождаемости (в данном случае, по вторым рождениям) в реальных поколениях женщин и оценить, в каких поколениях и каких возрастах было их повышение по сравнению с коэффициентами в тех же возрастах в предыдущих поколениях. Если это повышение было, но в более старших возрастах в этих же поколениях коэффициенты были ниже, чем в предыдущих поколениях, то есть основания говорить о "тайминговых" сдвигах.

Возрастные коэффициенты рождаемости в реальных поколениях - это обычные коэффициенты, только отнесенные не к календарным годам, а к поколениям. Например, для поколения женщин 2000 года рождения для возраста 15 лет берется коэффициент рождаемости в возрасте 15 лет в 2015 г., для возраста 16 лет - в возрасте 16 лет в 2016 г. и т.д.

Для оценки влияния предоставления федерального материнского (семейного) капитала на показатели рождаемости в реальных поколениях целесообразно также использовать среднее число вторых рождений как в тех или иных возрастных периодах, так и к тому или иному возрасту. Для расчета этого показателя суммируются возрастные коэффициенты рождаемости в рамках поколения (с последующим делением на 1000), а не в рамках календарного года, как при расчете суммарного коэффициента рождаемости.

Основываясь на анализе динамики разных показателей рождаемости по вторым рождениям, можно сказать, что предоставление федерального материнского (семейного) капитала способствовало повышению показателей рождаемости по вторым и последующим рождениям. Оно имело место как в календарных показателях (суммарный и возрастные коэффициенты рождаемости по вторым, третьим и последующим рождениям), так и в реальных поколениях женщин. Повышение рождаемости по вторым рождениям в 2007 году, т.е. в начале реализации этой программы, скорее всего, не сопровождалось "тайминговыми" сдвигами (т.е. случаи более раннего рождения второго ребенка, вероятно, были, но на уровне статистических показателей они компенсировались реализацией откладывавшихся ранее рождений). Большая вероятность влияния "тайминговых" сдвигов на изменение показателей в 2015 году и, видимо, в первой половине 2016 года, т.е. в преддверии первоначально установленного срока завершения программы федерального материнского (семейного) капитала. Более корректную оценку для реальных поколений дает анализ изменения доли родивших второго ребенка среди родивших первого. Этот показатель не зависит от среднего числа первых рождений, которое снижается в более молодых поколениях, способствуя тем самым снижению и среднего числа вторых рождений.

Презентация доклада В.Н. Архангельского и О.А. Золотаревой представлена в PDE-файле.

Доклад был выслушан с большим интересом и вызвал многочисленные вопросы и обсуждение, в котором приняли участие А.И. Антонов, А.Б. Синельников, О.Д. Воробьева, А. Ракша и другие.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887