Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1031 - 1032
14 мая - 27 мая 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Преступность в России, 2023 год.
Часть I

В 2023 году было зарегистрировано 1947 тысяч преступлений и 21 тысяча погибших в результате преступных посягательств

Уровень преступности составил в 2023 году 1331 зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек по России, варьируясь от 145 до 2141 в регионах-субъектах РФ

В 2023 году число преступлений против личности сократилось на 5,3%, число преступлений против собственности - на 2,8%

Число пострадавших в ДТП увеличилось в 2023 году: погибших - на 2,3%, раненых – на 4,3%

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Преступность в России, 2023 год. Часть I // Демоскоп Weekly. 2024. № 1031-1032. URL: https://demoscope.ru/weekly/
2024/01031/barom01.php



Google
Web demoscope.ru

Преступность в России,
2023 год
Часть I

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Число пострадавших в ДТП увеличилось в 2023 году: погибших - на 2,3%, раненых - на 4,3%

Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей преимущественно снижается с 2000-х годов, но, тем не менее, остается одной из серьезных социально-экономических и демографических проблем России.

Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[12] резко возросло в России во второй половине 1980-х годов, увеличившись со 166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1991 году, а затем, после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в 2007 году. В 2008-2010 годах оно заметно сократилось (277 тысяч человек в 2010 году), но в 2011-2012 годы вновь несколько увеличилось (287 тысяч человек в 2012 году). С 2013 года число пострадавших в ДТП устойчиво снижалось, опустившись в 2022 году ниже 174 тысяч человек. Это на 4,9% меньше, чем в 2021 году, и на 47% меньше, чем в 2007 году. В 2023 году число пострадавших в ДТП увеличилось на 4,1% по сравнению с 2022 годом, превысив 181 тысячу человек.

В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращалось (за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 126,7 тысячи ДТП в 2022 году, что на 5,0% меньше, чем в 2021 году, и на 46% меньше, чем в 2007 году. В 2023 году число зарегистрированных ДТП увеличилось на 4,6% по сравнению с 2022 годом – до 132,5 тысяч.

Автомобилизация населения, резко ускорившаяся в 1990-е годы, сопровождалась ростом доли ДТП, произошедших по вине водителей - владельцев индивидуальных транспортных средств[13]: в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году возросла до 59%, в 2005 году – 67%, а в 2016-2022 годы составляла порядка 76%, в 2023 году – 74%.

В 2020-е годы вновь несколько возросла доля ДТП, произошедших по вине водителей транспортных средств - физических лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения: В 2020 году она составила 9,6% от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году. В 2021 году она снизилась до 8,4%, в 2022-2023 годах –7,6%.

Наиболее частыми ДТП являются столкновения транспортных средств (44,3% в 2023 году), менее частыми – с наездом на пешеходов (26,4%), на препятствие (4,8%), велосипедиста (4,0%), стоящее транспортное средство (3,0%), при опрокидывании транспортных средств (3,0%) или съездах с дорог (10,5%)[14].

Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6 тысячи в 2003 году (рис. 8). По данным учета умерших по причинам смерти (демографической статистики), в том же 2003 году от всех видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года число погибших в ДТП сокращалось, исключение составили 2007, 2011-2012 и 2023 годы.

Число раненых быстро росло в 2000-2007 годах, и в 2007 году оно превысило 292,2 тысячи человек. Начиная с 2008 года, преобладает тенденция снижения, прерывавшаяся только в 2011-2012 и 2023 годы.

По данным Госавтоинспекции России[15], на автомобильных дорогах и улицах за январь-декабрь 2023 года погибли 14,5 тысячи человек (на 2,3% больше, чем аналогичным данным за январь-декабрь 2022 года), 166,5 тысячи человек (+4,3%) ранены в дорожно-транспортных происшествиях. Доля погибших по вине водителей (из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц, составила в 2023 году 74%, раненых – 77%.

Данные учета умерших по причинам смерти, в том числе от всех видов транспортных несчастных случаев и ДТП, за 2023 год пока не опубликованы Росстатом.

Рисунок 8. Численность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях,
1980, 1985, 1990-2023 годы, тысяч человек

* 2015-2023 годы - по вине водителей (из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц

Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть («летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 9). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно несколько увеличилось (до 140 на 1000 ДТП), а затем снижение возобновилось, с небольшими отклонениями от тренда в 2014 году, - до 103 на 1000 ДТП в 2019 году. В последние четыре года оно вновь немного повысилось, составив 111 погибших на 1000 ДТП в 2020 году, 112 в 2021-2022 годах и 110 в 2023 году.

Число раненых в ДТП устойчиво возрастало до 2013 года (исключение составил только 2008 год), увеличившись с 1099 на 1000 зарегистрированных ДТП в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем оно постепенно снижалось, опустившись до 1257 на 1000 ДТП в 2015 году, но затем вновь стало расти, увеличившись до 1283 на 1000 ДТП в 2019 году. В 2020 году оно снизилось до 1262 раненых на 1000 ДТП, в 2021 году – 1259 на 1000 ДТП. После незначительного повышения в 2022 году (1260 на 1000 ДТП) число раненых в ДТП снизилось до 1256 на 1000 ДТП в 2023 году. В целом, можно говорить об относительной стабилизации на уровне около 1260 раненых в расчете на 1000 ДТП.

Тенденция к снижению «летальности» ДТП и стабилизации числа раненых в ДТП в определенной степени связана с обновлением и изменением парка автомобилей, среди которых до введения санкций росла доля более безопасных современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры. Однако в целом по России доля ДТП, совершению которых сопутствовали неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети[16], высока и еще недавно она увеличивалась, составив 40% в 2017 году и 41% в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах. В 2019 году доля таких ДТП сократилась до 33%, а после небольшого повышения в 2020-2021 годах (до 34%) - до 30,5% в 2022 году и 29,9% в 2023 году.

Рисунок 9. Число погибших и раненых на 1000 дорожно-транспортных происшествий, 1995, 2000-2023 годы

Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России.

В 2023 году число зарегистрированных ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения[17] составило в целом по стране 91, варьируясь от 11 в Чеченской Республике до 201 в Республике Калмыкии (рис. 10). Еще в 5 регионах оно превышало 150 ДТП на 100 тысяч человек – Тюменской области без автономных округов (177), Республике Алтай (159), Амурской, Нижегородской и Омской областях (151-153). Только в 6 регионах - субъектах федерации число ДТП не достигало 50 на 100 тысяч человек (помимо Чечни, в Чукотском и Ненецком автономных округах, Ингушетии, Томской и Московской областях).

При низком относительном числе зарегистрированных ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в 2023 году от 32 в Санкт-Петербурге, 38 в Москве и 46 в Севастополе до 354 в Республике Ингушетии. Несколько ниже соотношение числа погибших и числа дорожно-транспортных происшествий в республиках Чечня (268), Калмыкия (231), Тыва (221), Дагестан и Мордовия (по 207), Забайкальском крае (211). В остальных регионах оно не превышало 180 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов - субъектов федерации это соотношение в 2023 году превышало 111 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов от 95 до 141 погибшего на 1000 ДТП.

Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской Федерации, 2023 год

Список регионов

Источники:

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) -
https://rosstat.gov.ru/

Российский статистический ежегодник. 2023 и предыдущие выпуски ежегодника -
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 ;

Социально положение и уровень жизни населения России. 2023. -
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13212
;

Женщины и мужчины России. 2022 и предшествующие выпуски статистического сборника - https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13215,.

Демографический ежегодник России. 2023 и предыдущие выпуски ежегодника -
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13207;

Оценка численности постоянного населения на 1 января 2024 г. и в среднем за 2023 г. и компоненты ее изменения - (Размещено 22.03.2024) – https://rosstat.gov.ru/folder/12781;

Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2023 года /
Статистический бюллетень. М., 2023 - https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13284

Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Состояние преступности в России за январь-декабрь 2023 года. –
https://мвд.рф/reports/item/47055751/
;

Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности дорожного движения -
http://stat.gibdd.ru/
;


[12] Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП» (до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[13] С 2015 года - по вине водителей транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц.
[14] Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности дорожного движения. Раздел 5. Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие по видам ДТП, январь - декабрь 2023. - http://stat.gibdd.ru/ (Дата обращения: 7 мая 2024).
[15] Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия, январь - декабрь 2023. - http://stat.gibdd.ru/ (Дата обращения: 7 мая 2024).
[16] На месте ДТП зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
[17] Для расчета использовались данные Госавтоинспекции России и оценка численности населения в среднем за 2022 год с учетом итогов ВПН-2020.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887