Подарки на Новый год и пособия при рождении ребенка
-
как работодатели поддерживают сотрудников с детьми
Большинство работающих россиян (65%) уверены,
что качественные меры корпоративной поддержки семейных сотрудников
могут повлиять на желание женщины завести ребенка. Сегодня какую-либо
дополнительную помощь семейным сотрудникам оказывают 54% российских
работодателей, чаще всего это компании в ИТ-сфере (71%) и крупный
бизнес (62%). Наиболее распространенные практики поддержки – это
подарки или денежные выплаты перед 1 сентября, Новым годом и другими
праздниками (15%), а также пособия при рождении ребенка (13%).
В России с 2025 года запустят новый национальный проект
«Семья». Он предусматривает дополнительные 75 млрд рублей финансирования
для регионов, где коэффициент рождаемости ниже, чем в среднем по
стране. Средства планируют направить, прежде всего, на помощь многодетным
семьям.
Российские коммерческие и государственные организации
подключаются к решению демографического вопроса, выделяя дополнительные
ресурсы на помощь работникам, у которых есть дети. Аналитический
центр НАФИ и ПСБ выяснили, какие корпоративные меры поддержки наиболее
популярны сегодня. Подробности – в новом исследовании.
Запрос россиян на поддержку семей с детьми работодателем
Большая часть трудоустроенных россиян (65%) убеждена,
что поддержка работодателем семей с детьми может положительно сказаться
на их репродуктивных планах. Предоставление такой поддержки в целом
важно для 67% трудоустроенных жителей России еще на стадии выбора
работодателя. Наиболее значим этот аспект для тех, у кого уже есть
дети школьного возраста (77%), опрошенных в возрасте от 35 до 44
лет (74%) и женщин (73%).
Четверть работающих россиян (25%) считают, что меры
корпоративной поддержки должны предоставляться, в первую очередь,
сотрудникам с детьми возрасте от 1 года до 3 лет – когда ребенок
еще не может оставаться на полный день в детском саду. Чуть меньшая
доля опрошенных – 22% – считают, что помощь нужна родителям школьников,
в частности, из-за необходимости обеспечить им присмотр во время
длительных летних каникул.
Еще 18% российских работников выступают за первостепенное
содействие семьям с дошкольниками от 4 до 7 лет.
Необходимость помощи беременным женщинам, родителям
новорожденных и детей до 1 года отмечают по 9% опрошенных.
Мужчины чаще подчеркивают важность дополнительной поддержки
беременных (11% против 6% среди женщин) и мам в первый год жизни
ребенка (11% против 7% среди женщин).
Корпоративные практики поддержки семей с детьми
Более половины трудоустроенных россиян (54%) отметили,
что их работодатель оказывает помощь сотрудникам с детьми. В большинстве
случаев это компании в ИТ-сфере (71%) и крупные предприятия (62%).
Самая распространенная корпоративная практика – это
подарки детям или денежные выплаты сотрудникам с детьми перед 1
сентября, Новым годом и другими праздниками (15%). Также популярна
в российских компаниях финансовая поддержка работника при рождении
ребенка (13%).
Среди других практик:
- содействие в организации летнего отдыха ребенка или компенсация
затрат на него. Введена в 10% компаний;
- корпоративные мероприятия с участием детей, билеты на спектакли,
утренники и др. – 9%;
- возможность гибридной или удаленной занятости для женщин с
детьми (8%);
- компенсации за медицинские расходы (8%);
- предоставление дополнительных отпускных в связи с семейными
обстоятельствами (8%);
- · компенсации образовательных услуг и няни для детей сотрудников
(по 4%).
Исследование показало, что полностью удовлетворены существующими
мерами поддержки сотрудников с детьми со стороны работодателя 23%
работающих россиян. В то же время 74% опрошенных либо не имеют таких
мер поддержки (46%), либо считают их недостаточными (28%).
Выше всего удовлетворенность существующими мерами корпоративной
поддержки семейных сотрудников у молодых мужчин и сотрудников компаний,
в которых выстроена программа социальной корпоративной ответственности.
Ниже – у работников сферы транспорта, здравоохранения и торговли.
В этих отраслях реже всего поддержка семей с детьми встроена в корпоративную
культуру.
Ирина Гильдебрандт, директор направления стратегических
проектов Аналитического центра НАФИ:
«Бизнес обладает высоким ресурсным потенциалом, чтобы разделить
с государством ответственность за решение национального демографического
вопроса – сбережения российского населения, формирования и развития
человеческого капитала. Таким инструментом может стать стандартизированная
семейная политика компаний, выраженная в виде практик материальной
и нематериальной поддержки как семейных сотрудников, так и будущих
родителей. Но, безусловно, диалог с бизнесом относительно внедрения
и расширения мер подобной корпоративной поддержки должен базироваться
на данных о том, какие выгоды – финансовые, имиджевые, производственные
– подобные практики могут принести компании. Результаты наших
исследований свидетельствуют о том, что соблюдение компанией принципов
социальной ответственности в отношении сотрудников повышает их
удовлетворенность и лояльность, укрепляет имидж работодателя,
положительно сказывается на трудовой вовлеченности персонала,
снижении текучки кадров, повышении общей производительности. А
говоря о женщинах, их уверенность в гарантированной дополнительной
материальной поддержке и обеспечении комфорта для осуществления
трудовой деятельности (удалённый и гибкий формат занятости, гибкий
формат отпусков и т.д.) снижает степень неопределенности, тревожности
при планировании рождения ребенка».
Ольга Ерёменко, вице-президент - руководитель центра корпоративной
социальной ответственности ПСБ:
«Исходя из данных опроса, мы можем говорить о большом потенциале
для увеличения вклада работодателей в достижение целей демографической
политики. Другой вывод – очевидно, что российские работодатели
– как из частного, так и государственного сектора, – все активнее
подключаются к программам поддержки семей, выделяя дополнительные
ресурсы на помощь работникам, у которых есть дети, формируя корпоративные
демографические программы и тем самым способствуя повышению рождаемости
в стране. Один из приоритетов ПСБ как социально ответственного
работодателя – корпоративная демографическая политика, поддержка
материнства, отцовства и детства. Мы создаем условия для баланса
между работой и семьей, поддерживаем сотрудников с детьми и делимся
лучшими практиками корпоративной демографической политики с профессиональным
сообществом, вносим предложения на рассмотрение органов государственной
власти, активно участвуем в подготовке рекомендательного корпоративного
демографического стандарта, который будет предложен к внедрению
в российских компаниях, и рассчитываем таким образом обеспечить
повышение уровня социальной защищенности сотрудников российских
компаний».
Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром
НАФИ в марте 2024 г. Опрошены 1500 работающих россиян от 18 лет
из всех регионов РФ. Выборка построена на данных официальной статистики
Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню
образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность
данных не превышает 3,1%.
Аналитический центр НАФИ, 22 марта 2024 г.
Подробнее см.: https://nafi.ru/analytics/podarki-na-novyy-god-i-posobiya-pri-rozhdenii-
rebenka-kak-rabotodateli-podderzhivayut-sotrudnikov-s-/
|