Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1025 - 1026
26 марта - 8 апреля 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Миграция в России, предварительные итоги 2023 года

В 2023 году миграционный прирост населения России, по предварительным данным, превысил 204 тысяч человек, в том числе в обмене населением с другими странами – 110 тысяч человек

Заметный миграционный прирост за 2023 год Россия вновь получила только в обмене населением с Таджикистаном – около 82 тысяч человек

Число мигрантов, перемещающихся в пределах России, увеличилось в 2023 году на 0,7%

В 2023 году за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 57 из 85 регионов, за счет обмена с другими регионами России – 29

Число вынужденных переселенцев и беженцев в Россию продолжало снижаться в 2023 году

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2023 года // Демоскоп Weekly. 2024. № 1025-1026. URL: https://demoscope.ru/weekly/
2024/01025/barom01.php



Google
Web demoscope.ru

Миграция в России, предварительные итоги 2023 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

В 2023 году миграционный прирост населения России, по предварительным данным,
превысил 204 тысяч человек, в том числе в обмене населением с другими странами -
110 тысяч человек

По предварительным данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), миграционный прирост населения России (без учета Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей)[1] за 2023 год составил 204,6 тысячи человек, или 14 на 10 тысяч человек постоянного населения[2]. Он компенсировал сократившуюся естественную убыль населения (-495,3 тысячи человек) на 41%.

По итогам международной миграции, в обмене населением с другими странами, миграционный прирост был почти вдвое меньше – 110,1 тысячи человек, или 7,5 на 10 тысяч человек. Учитывая то, что Росстат публикует данные без учета статистической информации по Донецкой и Луганской народным республикам, Запорожской и Херсонской областям, дополнительный миграционный прирост населения России в прежних границах (помимо международной миграции) связан с потоком мигрантов из этих новых регионов[3].

Население России увеличивается за счет миграции с середины 1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики бывшего СССР стали по объему меньше, чем обратные миграционные потоки. В основном это было связано с набиравшим силу возвращением русскоязычного населения в Россию. Миграционный прирост увеличивался до 1986 года, но перед распадом СССР заметно сократился. В начале 1990-х годов сальдо международной миграции быстро увеличивалось, достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (846 тысяч человек, или 57 на 10 тысяч человек в 1994 году[4]), после чего интенсивность международного миграционного обмена, а в результате и миграционного прироста резко снизилась (рис. 1). В первой половине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя на уровне 3-5 на 10 тысяч человек, которая в конце десятилетия сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.

Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую долгосрочную международную миграцию со сменой места постоянного жительства. Ее объем зависит не только от имеющегося миграционного потенциала возможных стран выезда, социально-экономической ситуации в странах въезда и выезда, но и, в значительной степени, от правил регистрации мигрантов и практики их применения. В России эти правила неоднократно изменялись. Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Росстатом, трижды увеличивались ретроспективно в процессе корректировки численности населения по итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002, 2010 и 2020[5] годов. После переписи населения 2010 года критерии долговременной миграции были в очередной раз расширены с целью более полного ее учета: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное место жительства стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более[6].

При публикации оперативных данных помесячной отчетности за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким образом, Росстат опубликовал два ряда данных, один из которых был сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации по месту жительства специально не выделялись[7].

Изменение критериев долговременной миграции первоначально привело к значительному увеличению числа прибывших и чистой миграции (миграционного прироста). В дальнейшем, из-за введенных изменений (прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства), в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[8], но в целом позволило более полно, чем это было до 2011 года, учитывать долговременную миграцию[9].

В 2011 году, после введения новых правил учета, число прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против 139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012-2014 годах число иммигрантов в Россию продолжало увеличиваться (на 15-20% в год). Однако в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов в Россию существенно замедлился - прирост составил всего 3%, а в 2017 году – 2%. В 2016 и 2018 годах число прибывших в Россию даже сокращалось (на 4% и в том, и в другом году).

В 2019 году было учтено более 701 тысячи человек, прибывших в Россию на постоянное жительство или длительное пребывание, что на четверть (24%) больше, чем было зарегистрировано в предшествующем 2018 году. Это стало самым высоким значением показателя с начала XXI века, хотя и уступающим значениям 1980-х и первой половины 1990-х годов. Специалисты Росстата связывали такой рост с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД в результате введения в 2019 году форм федерального статистического наблюдения вместо листков статистического учета прибытия/выбытия, предоставление которых статистическим органам не было строго регламентировано, в результате чего соответствующие данные не всегда поступали в территориальные статистические службы[10].

В то же время отмечалось, что нормативные правовые документы, разработанные в целях реализации Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующие порядок оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство, не содержат порядка составления и передачи первичных документов статистического учета мигрантов в органы государственной статистики. Кроме того, с 1 ноября 2019 года вид на жительство выдается без ограничения срока действия[11], что не может не отразиться на полноте учета по месту пребывания.

В 2020 году объемы миграционных перемещений заметно сократились из-за ограничительных мер в связи с начавшейся пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. В Россию на постоянное жительство или длительное пребывание прибыли 594,1 тысячи человек, что на 15% меньше, чем в 2019 году, но примерно соответствует значениям показателя 2015 и 2017 годов. В 2021 году число прибывших в Россию увеличилось до 667,9 тысячи человек, что на 12% больше, чем в 2020 году, но на 5% меньше, чем в 2019 году.

В 2022 году было учтено 730,3 тысячи человек, прибывших в Россию на постоянное жительство или длительное пребывание из других стран, что больше не только чем в 2021 году (на 9,3%), но и в 2019 году (на 4,2%). По предварительным данным, в 2023 году оно сократилось почти на четверть - до 560,4 тысячи человек (-23,3%).

Число мигрантов, выбывших из России на постоянное жительство (длительное пребывание) в другие страны, увеличивалось после расширения критериев миграции в 2011 году с определенным временным лагом по сравнению с ростом числа иммигрантов. Если в 2011 году число выбывших за пределы России увеличилось на 13%, то в 2012 году возросло в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать мигранты, срок пребывания которых в России закончился согласно разрешительным документам. В 2013-2014 годах число выбывших из России увеличивалось ежегодно в 1,5-1,7 раза, но в 2015 году – только на 15%.

В 2016 году число выбывших из России сократилось на 11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться - на 20% в 2017 году и 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча эмигрантов. В 2019 году число выбывших снизилось до 416 тысяч человек (-6%), а в 2020 году вновь увеличилось, поднявшись почти до 488 тысяч человек (+17%), что стало наибольшим числом учтенных выбытий из России, начиная с 1993 года.

В 2021 году число выехавших из России сократилось вдвое - до 238 тысяч человек, что существенно ниже значений показателя за 2014-2020 годы. Это стало следствием продления в июне 2021 года срока действия документов мигрантов – иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания, до 31 декабря 2021 года (в соответствии с Указом Президента РФ[12]) и, соответственно, переносом регистрации значительной части выбытий (около 200 тысяч) на первое полугодие 2022 года. В итоге за 2022 год было зарегистрировано 668,4 тысячи выбытий из России, что превышает все значения показателя за 1993-2021 годы.

По предварительным данным, в 2023 году объем потока выбытий из России вернулся в обычное русло. Число выехавших из России в связи со сменой места жительства (пребывания) составило 450,4 тысячи человек, что на 32,6% меньше, чем в 2022 году, но примерно соответствует среднему значению показателя за 2018-2020 годы.

После расширения критериев миграции в 2011 году миграционный прирост населения России заметно увеличился из-за опережающего роста учтенных прибытий. Сальдо миграции за 2011 год составило почти 320 тысяч человек, что вдвое превысило значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий оно сократилось на 7,8%, а в 2013 году оставалось практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись всего на 0,3% (296 тысяч человек).

В последующие годы величина чистой международной миграции преимущественно снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч человек. В 2019 году она увеличилась в 2,3 раза - до 285 тысяч человек в связи с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД РФ, но с началом пандемии COVID-19 вновь снизилась, составив 106,5 тысячи человек в 2020 году. Тем не менее, во второй год пандемии и, отметим, год проведения переписи населения (ВПН-2020) миграционный прирост населения России, по данным Росстата, увеличился вчетверо – до 430 тысячи человек, или 29 на 10 тысяч человек постоянного населения. Более высокие значения коэффициента миграционного прироста в период после 1990 года отмечались только в 1993-1995 годах, по данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), хотя в дальнейшем они были существенно повышены в результате корректировки по итогам переписей населения (ВПН-2002 и ВПН-2010). Однако столь значительный миграционный прирост наполовину был обусловлен, как уже говорилось, переносом значительной части выбытий с 2021 на 2022 год. В результате, в 2022 году миграционный прирост населения России (61,9 тысячи человек) оказался занижен примерно на ту же величину, на которую был завышен в 2021 году (около 200 тысяч человек).

В 2023 году, по предварительным данным, миграционный прирост населения России за счет международной миграции увеличился в 1,8 раза, составив, как уже говорилось, 101,1 тысячи человек, или 7,5 на 10 тысяч человек постоянного населения. Однако это заметно ниже значений показателя в 2011-2021 годах, за исключением 2018 года (из-за административных проблем учета миграции) и 2020 года (из-за введения ограничительных мер на передвижение из начавшейся пандемии COVID-19). Более низкие значения коэффициента миграционного прироста наблюдались ранее в 2001-2005 годы по данным текущего учета международной миграции (МП (нетто) на рис. 1), но в дальнейшем они были повышено в результате корректировки по итогам ВПН-2010 (МП с корректировками). По итогам ВПН-2020 также были произведенные корректировки численности населения и миграционного прироста.

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост
(на 10 тысяч человек населения)*, 1980-2023** годы

* Миграционный прирост (МП) рассчитан двумя способами: МП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из нее; МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным приростом населения России[13]

** Данные за 2011 год приведены по прежним (2011) и новым, расширенным (2011н) правилам учета миграции; 2012-2023 годы – оценка по новым правилам с учетом итогов ВПН-2020 (2023 год – по предварительным данным)

Стоит отметить, что расширение критериев миграции со сменой постоянного места жительства (длительного пребывания) привело к росту миграционного оборота – суммы чисел прибывших и выбывших мигрантов. В 2018 году оборот международной миграции в России превысил миллион человек, а в 2019 году превысил 1117 тысяч человек, что на 11% больше, чем в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011 году (393 тысячи человек), когда впервые были применены новые критерии миграции. В период пандемии COVID-19 оборот международной миграции в России сократился, составив около 1082 тысяч человек в 2020 году и 906 тысяч человек в 2021 году. В 2022 году он повысился до 1399 тысяч человек. Если учесть перенос части выбытий с 2021 на 2022 год (около 200 тысяч), можно говорить о возобновившейся тенденции роста миграционного оборота международной миграции в Россию в 2021-2022 годы, хотя в 2023 году, по предварительным данным, оборот международной миграции вновь сократился (1011 тысяч человек).


[1] В связи с действующим статусом переходного периода по урегулированию вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации и невозможностью формирования официальной статистической информации в соответствии с официальной статистической методологией. См., например, Российский статистический ежегодник 2023. С. 90. - https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994
[2] Социально-экономическое положение России. Январь 2024 года (№ 1) - https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 Отметим, по предварительной оценке численности населения России на начало 2024 года ( https://rosstat.gov.ru/folder/12781) и оперативным данным учета естественного движения за январь-декабрь 2023 года (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/EDN_12-2023.html ), миграционный прирост населения, рассчитанный как разность между общим и естественный приростом, превысил 251 тысячу человек, компенсировав 51% потерь населения из-за естественной убыли.
[3] Виноградова Е. Росстат впервые оценил чистый миграционный отток из новых регионов // РБК, 12 февраля 2024 года
[4] В данном случае миграционный прирост населения рассчитан как разность между числом мигрантов, прибывших в Россию, и числом выбывших из нее. Миграционный прирост, принимаемый Росстатом в текущих расчетах численности населения, отличается от этих данных из-за поправок на недоучет некоторых случаев перемены места жительства. В частности, такой скорректированный миграционный прирост населения России (рассчитанный как разность между общим и естественным приростом) превысил за 1994 997 тысяч человек, или 6,7‰. – См.: Российский статистический ежегодник. 2023: Стат. сб./ Росстат. М., 2023. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2022 гг.»; Демографический ежегодник России. 2023: Стат. сб./ Росстат. М., 2023. С. 16, 204-205.
[5] Сроки проведения Всероссийской переписи населения 2020 года дважды переносились из-за пандемии COVID-19. Была проведена осенью 2021 года, в период с 15 октября по 14 ноября по состоянию на 1 октября 2021 года.
[6] До 2011 года первичные статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались, как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России. 2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались территориальными органами статистики и определенным образом учитывались при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам» за 2005-2010 годы.
[7] Согласно методическим пояснениям, приводимым в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое положение Российской Федерации» и ежегодных статистических бюллетенях «Численность и миграция населения Российской Федерации», представляемые данные о миграции получены в результате разработки поступающих от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации форм федерального статистического наблюдения (с 2019 года, ранее - листков статистического учета прибытий и выбытий). Формы статистического наблюдения составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Формирование числа выбывших осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.
[8] Чудиновских О.С. Административная статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация в России // Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[9] Население России 2018: двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 269.
[10] Население России 2018: двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 265.
[11]В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ. Этот закон вступил в силу с 1 ноября 2019 года. – См. Предисловие к статистическому бюллетеню «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году». М., Федеральная служба государственной статистики, 2020, а также выпускам бюллетеня за 2020-2022 годы.
[12] Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2021 г. №364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
[13] Рассчитано по данным, приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику. 2023 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2022 гг.»

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887