|
Обзор последних изменений миграционного
законодательства в ряде зарубежных стран
Хараева О.А.[1]
– специально для Демоскопа
В предлагаемой статье рассмотрены последние изменения
миграционного законодательства в некоторых зарубежных странах. На
примере Великобритании, Канады, США и стран ЕС показано, что в странах
приема активно идет пересмотр подходов к представлению иностранцам
убежища, права на постоянное проживание, натурализации и противодействию
незаконной миграции.
Великобритания
Основные изменения в миграционной политике.
Главные направления законотворческой деятельности в сфере миграции
в Великобритании в 2022-2023 гг. были связаны с реформированием
системы убежища и борьбой с нелегальной миграцией. Согласно политическому
заявлению о новом плане иммиграции (New Plan for Immigration), озвученному
в марте 2022 г., правительство стремилось достичь нескольких целей:
1) побудить лиц, ищущих убежище в Великобритании, пользоваться безопасными
и законными маршрутами, 2) предотвратить незаконный въезд в страну
и тем самым разрушить бизнес-модель сетей контрабанды людей, а также
3) облегчить выдворение из Великобритании тех, кто не имеет права
на пребывание на ее территории[2].
Основные положения нового плана нашли воплощение в Законе о гражданстве
и границах (Nationality and Border Act,) принятом в апреле 2022
г.[3], в котором, в частности,
предусматривалось:
- ужесточение наказания (с 14 лет до пожизненного заключения)
за контрабанду и торговлю людьми, а также (с 6 месяцев до 4 лет)
за незаконный въезд в Великобританию или просрочку визы,
- формирование двухуровневой системы предоставления убежища,
предполагающей дифференцированное обращение с беженцами (лица,
прибывшие в Великобританию непосредственно из страны, где их жизни
или свободе угрожала опасность, и без промедления подавшие заявление
о предоставлении убежища, будут отнесены к «Группе 1»; все остальные
попадут в «Группу 2»). Различия могут касаться продолжительности
предоставляемого разрешения на проживание, требований к поселению,
воссоединения семьи и обращения к государственным фондам;
- упрощение процедуры высылки, предоставляющее возможность выдворения
в третью безопасную страну в период, когда заявление о предоставлении
убежища находится на рассмотрении;
- наделение министра внутренних дел полномочиями лишения британского
гражданства без предварительного уведомления, если это представляется
целесообразным в интересах национальной безопасности;
- введение требования получения электронного разрешения на поездку
(Electronic Travel Authorization - ETA) для всех желающих посетить
Великобританию (за исключением граждан Великобритании и Ирландии).
- вводим универсальное требование "разрешение на поездку", которое
потребует от всех желающих поехать в Великобританию (за исключением
граждан Великобритании и Ирландии) запрашивать разрешение до поездки.
В рамках планов по сдерживанию просителей убежища, въезжающих
в Великобританию незаконным путем, в апреле 2022 г. правительство
Бориса Джонсона согласовало партнерское соглашение в области предоставления
убежища с правительством Руанды[4],
в рамках которого Руанда обязалась принимать лиц, ищущих убежище,
из Великобритании и рассматривать их заявления.
Закон о гражданстве и границах вызвал ожесточенные дебаты
в парламенте и широкое обсуждение в средствах массовой информации.
Отмечалась направленность его действий на наказание просителей убежища
при отсутствии предложений по расширению безопасных и законных маршрутов,
несовместимость ряда мер закона с международным правом[5].
Однако, спустя немногим более года, в связи с растущей
обеспокоенностью по поводу прибытия мигрантов на небольших лодках[6]
(премьер-министр Риши Сунак назвал проблему «малых судов» одним
из пяти ключевых приоритетов своего пребывания в должности[7])
был принят второй крупный законодательный акт - Закон о нелегальной
миграции (Illegal Migration Act), - который, как утверждает правительство,
«идет значительно дальше, чем любой предыдущий иммиграционный закон»[8]
и «однозначно разъясняет, что за нелегальным въездом в Великобританию
последует задержание и быстрое выдворение[9].
Основные положения Закона о нелегальной миграции 2023
г. касаются высылки лиц, въехавших в страну с нарушением иммиграционного
законодательства[10]:
- на министра внутренних дел налагается обязанность принять меры
по выдворению лиц, прибывающих в Великобританию нелегальным путем
через безопасную третью страну;
- предусматривается возможность задержания их на 28 дней без
доступа к залогу и права подать апелляцию;
- заявления о предоставлении убежища, поданные нелегально прибывшими,
считаются неприемлемыми для британской системы убежища. Также
исключаются претензии на основании того, что высылаемые стали
жертвами современного рабства и торговли людьми;
- предусматривается выдворение в государство, из которого прибыли
нелегальные мигранты, либо в страну их гражданства или третью
страну, где, по мнению министра внутренних дел, нет серьезного
риска преследования;
- лица, подлежащие высылке, лишаются возможности когда-либо получить
разрешение на въезд, пребывание или проживание в Великобритании,
а также права вступления в британское гражданство.
Новый закон характеризуется как наиболее радикальная
составляющая иммиграционного законодательства[11].
Как отмечается, одним из последствий его реализации может стать
формирование новой группы лиц, не имеющих легального статуса в Великобритании,
при ограниченных перспективах быть выдворенными[12].
В настоящее время Великобритания имеет соглашение с одной страной,
желающей принять просителей убежища - Руандой, и ее возможности
по приему в 2022 г. оценивались в 200 человек[13].
Кроме того, само соглашение между Великобританией и Руандой по оценке
УВКБ ООН «не соответствует требуемым стандартам в отношении законности
и уместности двусторонних передач лиц, ищущих убежища»[14].
В целом, по мнению исследователей, эффект политики сдерживания бывает,
как правило, незначителен, поскольку потенциальные просители убежища
не всегда знают, с какой политикой они столкнутся по прибытии[15].
Политика в сфере легальной миграции. Среди
значимых изменений иммиграционного законодательства в области легальной
миграции можно выделить следующие:
- замена с апреля 2023 г. визы новатора визой основателя-новатора
(Innovator Founder visa)[16].
Новые условия не требуют 50000 фунтов стерлингов для инвестирования
в инновационный новый бизнес. Получатели визы смогут работать
и вне сферы своего бизнеса при условии, что любая дополнительная
работа будет квалифицированной по своему характеру;
- пересмотр в апреле 2023 г. требований к пороговым значениям
заработной платы для получения визы квалифицированного работника[17]:
минимальная заработная плата увеличена с 25600 до 26200 фунтов
стерлингов;
- вступление в силу в июне 2023 г. изменений в Схеме мобильности
молодежи, расширяющих возможности участия в программе граждан
Новой Зеландии. Была поднята верхняя планка возрастного диапазона
(с 18 до 35 лет, ранее было с 18 до 30 лет), определяющего возможность
участия и увеличен (с двух до трех лет) срок действия визы[18];
- пересмотр в апреле 2023 г. правил определения периодов пребывания,
учитываемых при подаче заявления на получение вида на жительство
на основании законного проживания в Великобритании в течение 10
лет[19]. Были исключены
периоды времени, проведенные в стране по краткосрочным временным
визам - визе сезонного рабочего, гостевой и краткосрочной студенческой
визе, а также разрешению на пребывание, полученное на время рассмотрения
заявления о представлении убежища или гуманитарной защиты.
В декабре 2023 г. правительство Великобритании объявило
о серьезных изменениях в политике легальной миграции, оценивая текущий
уровень чистой миграции как слишком высокий, и предложило план из
пяти пунктов по ее сокращению, предусматривающий[20]:
- повышение порогового уровня заработной платы для иностранных
квалифицированных работников с 26200 до 38700 фунтов стерлингов;
- повышение требования к минимальному доходу для получения семейной
визы с 18600 до 38700 фунтов стерлингов;
- лишение права лиц, осуществляющих уход, привозить в Великобританию
иждивенцев;
- отмену пониженного порогового значения заработной платы для
дефицитных специальностей;
- ограничение количества студентов, которым разрешено приглашать
по линии воссоединения семьи в Великобританию родственников, находящихся
на их иждивении.
Общественное мнение. Согласно данным Миграционной
обсерватории Оксфордского университета, обеспокоенность по поводу
иммиграции в Великобритании снизилась после референдума по Брекзиту[21].
В 2015 – 2016 гг. иммиграция называлась одной из наиболее значимых
проблем, стоящих перед страной – так считали 56% респондентов, в
2023 г. об этом сообщили 21% опрошенных.
В то же время 52% британцев в апреле 2023 г. высказали
мнение о том, что число иммигрантов следует сократить[22].
32% оценили иммиграцию как «плохое» и «очень плохое» явление для
Великобритании. Британские граждане проводят различия между типами
миграции, высказывая предпочтение высококвалифицированным специалистам,
и выступают за содействие иммиграции работников здравоохранения.
37% опрошенных считают, что политику в отношении просителей убежища
следует ужесточить, но только 14% согласились с подобными действиями
в отношении украинцев.
Страны ЕС
Основные изменения миграционной политики. В
2023 гг. страны-члены ЕС достигли значительного успеха в реализации
Нового пакта о миграции и убежище (New Pact on Migration and Asylum)[23],
комплексного пакета реформ в области миграции, убежища, интеграции
и управления границами, предложенного Европейской комиссией в сентябре
2020 г., и направленного на формирование общего подхода к миграции
и предоставлению убежища, основанного на солидарности, ответственности
и уважении прав человека[24].
Процесс обсуждения законодательных инициатив продвигался
неравномерно. В 2021 г. Европарламент и Совет пришли к соглашению
о преобразовании Европейского бюро поддержки беженцев (European
Asylum Support Office) в Агентство Европейского Союза по предоставлению
убежища (European Union Agency fir Asylum) с расширенным мандатом
[25] (постановление вступило
в силу в декабре 2021 г.) и пересмотре Директивы о Голубой карте
2009 г. Новые правилах приема высококвалифицированных специалистов,
вступившие в силу в октябре 2021 г., предусматривали[26]:
- смягчение требований приема: снижение порога заработной платы
до 100% -160% среднегодовой брутто-зарплаты (ранее – минимум 150%
без верхнего предела), сокращение с 12 до 6 месяцев минимальной
продолжительности трудового договора, признание профессионального
опыта эквивалентным высшему образованию для профессий в секторе
информационных и коммуникационных технологий;
- расширение прав бенефициаров: ускоренная процедура воссоединения
с членами семьи (включая родителей) и их доступ к рынку труда,
возможность смены должности или работодателя, разрешение беженцам,
проживающим в ЕС, подать заявку на участие в программе;
- упрощение правил мобильности внутри Евросоюза для обладателей
Голубой карты и членов их семей: возможность переезда в другую
страну ЕС через 12 месяцев (ранее 18 месяцев) пребывания в государстве,
которое выпустило Голубую карту первоначально, учет периодов времени,
проведенных в разных странах ЕС, при получении статуса долгосрочного
резидента ЕС, возможность обратиться за получением Голубой карты
ЕС в другой стране-члене бенефициарам международной защиты.
В апреле 2022 г. Комиссия выступила с предложениями
по дальнейшему реформированию политики трудовой миграции («Привлечение
навыков и талантов в ЕС» - “Attracting skills and talent to the
EU”) для решения проблем дефицита рабочей силы на фоне демографических
изменений в Европе[27]. Эти
предложения, в частности, включают:
- пересмотр законодательства: упрощение процедуры получения единого
разрешения на работу и проживание (сроком до двух лет) и предоставление
работникам права сменить место работы (Директива о единых разрешениях
2011 г.); облегчение приобретения статуса долгосрочного резидента
ЕС (после трех лет легального проживания вместо пяти), расширение
прав его обладателей, включая право на передвижение и работу в
других странах-членах ЕС (Директива о долгосрочных резидентах
2003 г.);
- активизацию оперативного сотрудничества на уровне ЕС со странами-партнерами,
(ключевые инициативы - Партнерства по поддержке мобильности талантов
(Talent Partnership), которые могут касаться различных секторов
экономики и всех уровней квалификации по согласованию сторон,
и Резерв талантов ЕС (EU Talent Pool) - общеевропейская платформа
и инструмент подбора кадров),
- определение приоритетных направлений действий в среднесрочной
и долгосрочной перспективе: 1) привлечение низко- и среднеквалифицированных
рабочих из стран за пределами ЕС в секторы, испытывающие значительную
нехватку рабочей силы, например, длительный уход, 2) содействие
мобильности молодежи на уровне (Европейская схема мобильности
молодежи), 3) содействие приему основателей стартапов на уровне
ЕС.
Одно из предложений пакета «Навыки и таланты» - пересмотр
Директивы о единых разрешениях - в настоящее время находится на
этапе обсуждений. Депутаты Европарламента согласились начать переговоры
с Советом 19 апреля 2023 г. [28]
8 июня 2023 г. Совет согласовал свою позицию на переговорах с парламентом
для утверждения окончательного текста[29].
Сложности достижения консенсуса между странами-членами
ЕС по вопросам предоставления убежища, центральным из которых являлся
вопрос справедливого распределения ответственности за рассмотрение
заявлений об убежище, тормозили продвижение пакета из пяти законодательных
актов, представленных вместе с Новым пактом о миграции и убежище.
Однако, с началом французского председательства в январе 2022 г.
ЕС был предложен поэтапный подход и приоритетное рассмотрение тех
предложений, согласие по которым представлялось достижимым[30].
Началом его реализации стало утверждение Советом 22 июня 2022 г.
мандата на переговоры о процедурах проверки и регистрации на внешних
границах. [31]
Положение о скрининге (Screening Regulation)[32]
вводит процедуру предварительной проверки всех лиц, не соответствующих
условиям въезда, включающую: оценку работоспособности и уязвимости,
идентификацию личности на основе информации в европейских базах
данных, регистрацию биометрических данных, проверку безопасности
путем запроса соответствующих национальных баз данных и баз данных
Евросоюза. Срок прохождения проверки составляет 5 дней при применении
на внешней границе (3 дня внутри страны). Процедуре скрининга подлежат
граждане третьих стран, 1) задержанные в связи с незаконным пересечением
внешней границы, 2) высаживающиеся после поисково-спасательной операции,
3) обращающиеся за международной защитой в пунктах пересечения внешней
границы или в транзитных зонах. Лица, прошедшие проверку, будут
направляться на прохождение соответствующей процедуры – предоставления
убежища или возвращения.
Предложения об изменении регламента Евродак (Eurodac
Regulation)[33] предусматривают
увеличение объема фиксируемых биометрических данных, смещение акцента
с регистрации отдельных заявлений о предоставлении убежища на наблюдение
за заявителями, включение специальной категории для идентификации
лиц, доставленных на берег в результате поисково-спасательных операций
на море, а также обязательство регистрировать бенефициаров временной
защиты. Новый Евродак будет полностью совместим с другими европейскими
информационными системами. Европарламент принял решение начать межинституциональные
переговоры - по Евродак 12 декабря 2022 г., а по скринингу 20 апреля
2023 г.[34]
7 сентября 2022 г. Европарламент и пять сменяющих друг
друга президентов Совета подписали соглашение о проведении переговоров
между коллегами-законодателями с целью завершения реформы законодательной
базы ЕС в области убежища и миграции к февралю 2024 г., отметив,
что Новый пакт о миграции является главный приоритетом в работе
Европарламента и Совета ЕС[35].
8 июля 2023 г. Совет достиг соглашения по двум наиболее
важным законодательным актам миграционной реформы. Один из них -
Положение о процедуре предоставления убежища (Asylum Procedures
Regulation)[36], которое
устанавливает общую процедуру предоставления убежища в ЕС и вводит
систему мероприятий (процедур), выполняемых при пересечении границ,
с целью быстрой оценки на внешних границах ЕС обоснованности или
приемлемости заявлений. Эти процедуры будут применяться, если заявление
о поиске убежища подается на внешнем пункте пересечения границы
после задержания в связи с незаконным пересечением границы или после
поисково-спасательной операции, также в случае, если заявитель представляет
угрозу национальной безопасности, предоставил ложные сведения или
имеет гражданство страны с уровнем признания беженцев ниже 20%.
Срок рассмотрения заявления в рамках пограничной процедуры не должен
превышать 12 недель. Продолжительность процедуры возвращения также
ограничена 12 неделями. Лицам, подлежащим пограничной процедуре
предоставления убежища, не разрешается въезжать на территорию ЕС.
Второй - Положение об управлении убежищем и миграцией (Asylum Migration
Management Regulation)[37]
предлагает новый механизм солидарности с государством-членом, оказавшимся
под миграционным давлением, который сочетает обязательность участия
с гибкостью в отношении выбора формы взносов. Это может быть переселение,
финансовые взносы, спонсорство процедур возвращения отклоненных
заявителей в страну происхождения, меры по расширению возможностей
приема и возвращения. Устанавливается минимальное ежегодное число
переселений из стран-членов, подверженных наибольшему притоку просителей
убежища - 30000 и единовременный платеж за каждого отклоненного
заявителя – 20000 евро.
4 октября 2023 г. на заседании комитета постоянных представителей
Совета ЕС было достигнуто соглашения по Постановлению о кризисных
и форс-мажорных обстоятельствах (Crisis and Force majeure Regulation),
заключительному компоненту реформы системы предоставления убежища.
Кризисный регламент определяет возможность соответствующих процедурных
отступлений и ускоренное применение мер солидарности, включая переселение,
финансовые взносы или передачу ходатайств о предоставлении убежища
между странами-членами с целью оказания помощи стране прибытия[38].
Продолжавшиеся в течение трех лет переговоры о Новом
пакте о миграции и убежище завершились достижением соглашения между
Европейским парламентом и Советом 20 декабря 2023 г.[39].
За официальным принятием положений Нового пакта последует разработка
соответствующих законодательных актов на уровне ЕС и дальнейшее
внедрение новых правил в национальное законодательство стран-членов.
Новый пакт о миграции и убежище вызвал много замечаний
в экспертной среде[40] и
у представителей неправительственных организаций.[41]
Отмечается, что большая часть предложений Пакта посвящена управлению
внешними границами, безопасности и мерам по возвращению. Недостаточно
внимания уделяется легальным каналам миграции и интеграции граждан
стран, не входящих в ЕС[42].
Высказываются сомнения в действенности механизма избирательной солидарности
при отсутствии стимулов участия для стран-членов[43]
и опасения того, что задержания мигрантов на длительные сроки (в
том числе, детей в возрасте 12-18 лет) станут широкой практикой[44].
Общественное мнение. По данным стандартного
опроса Евробарометра, проведенного осенью 2023 гг., иммиграцию назвали
в числе одной из двух главных проблем, стоящих перед ЕС, - об этом
упомянули 28% респондентов[45].
Специальное обследование Евробарометра, посвященное интеграции иммигрантов
в Евросоюзе[46], показало
что люди склонны переоценивать долю граждан третьих стран в населении
своей страны (68%). Мнение о том, что иммиграция – это скорее проблема,
чем возможность чаще высказывают лица старших возрастов (таких взглядов
придерживаются 38% опрошенных в возрасте 55 лет старше и 18% респондентов
в возрастной группе от 15 до 24 лет). В то же время 70% европейцев
рассматривают интеграцию как двусторонний процесс, в котором важную
роль играют как принимающие общества, так и иммигранты.
Канада
Основные изменения в миграционной политике.
Канада расширяет иммиграционную программу, рассчитывая таким образом
помочь предприятиям найти работников и привлечь навыки, необходимые
в ключевых секторах экономики и социального развития. Правительство
постановило к 2025 г. довести уровень приема иммигрантов до 500
тыс. человек (целевой показатель на 2023 г. и 2024 г. – 465 тыс.
чел. и 485 тыс. чел., соответственно)[47].
План иммиграции на 2023-2025 гг. также предусматривает:
- расширение экономической иммиграции – более 60% приема к 2025
г;
- использование новых функций в системе Express Entry для приема
иммигрантов с необходимыми навыками и квалификацией в секторах,
испытывающих острую нехватку рабочей силы, таких как здравоохранение,
производство, строительство и STEM (наука, технология, инженерия
и математика);
- увеличение количества региональных программ для удовлетворения
целевых потребностей местного рынка труда;
- содействие воссоединению семей;
- расширение франкоязычной иммиграции;
- предоставление убежища лицам, сталкивающимся с преследованиями,
в том числе, путем расширения пилотного проекта «Пути экономической
мобильности».
В мае 2023 г. министр по вопросам иммиграции, беженцев
и гражданства (Immigration, Refugees and Citizenship Canada - IRCC)
объявил о проведении новых раундов отбора иммигрантов в экономическом
классе (отбор на основе категорий, т.н. сategory-based selection,
предполагающий принадлежность соискателей к определенным группам
профессий и знание французского языка), чьи профессиональные навыки
соответствуют экономическим приоритетам Канады[48].
В 2023 г. преимущество получили кандидаты, имеющие хорошее знание
французского языка или опыт работы в следующих секторах: здравоохранение,
STEM, транспорт, строительство, сельское хозяйство и производство
продуктов питания. Категории отбора определялись на основе консультаций
с властями провинций и территорий, представителями промышленности,
профсоюзами, работодателями, работниками, группами защиты прав работников,
исследователями иммиграции и рынка труда. По итогам года IRCC должно
представить парламенту отчет, включающий обоснование выбора категорий
и результаты процесса отбора[49].
Признавая важность поддержки потребностей рынка труда
агропродовольственного сектора, ключевым элементом которой является
содействие канадским фермерам в привлечении и удержании квалифицированной
рабочей силы, правительство Канады в мае 2023 г. продлило на два
года действие агропродовольственного пилотного проекта (Agri-Food
Pilot), облегчающего доступ к постоянному месту жительства для опытных
работников и их семей[50].
Также были отменены ограничения на количество кандидатов, которые
могут подать заявку на конкретную профессию в рамках пилотного проекта.
Изменения, внесенные в проект в августе 2023 г., предусматривали
предоставление членам семей его участников права на получение открытого
разрешения на работу, а также возможность предоставления рекомендательного
письма от профсоюза в качестве доказательства опыта работы при подаче
заявления на участие в программе[51].
В августе 2023 г. был запущен новый трехлетний пилотный
проект «Признанный работодатель» (“Recognized Employer Pilot”),
целью которого было сокращение бюрократической и административной
нагрузки, связанной с наймом временных иностранных рабочих[52].
Для участия в программе работодатели должны иметь как минимум три
положительных LMIA (оценки воздействия на рынок труда) для одной
и той же профессии за последние пять лет из списка профессий, которые
были определены как дефицитные. Для признанных работодателей срок
действия LMIA увеличивается с 18 до 36 месяцев, кроме того им предоставляется
право на упрощенную процедуру получения LMIA для найма иностранных
работников в будущем. Проект будет внедряться в два этапа. Первый
этап начался в сентябре 2023 г. для работодателей направления «Первичное
сельское хозяйство». Второй – начнется в январе 2024 г. для других
секторов промышленности.
26 мая 2023 г. были введены новые меры, направленные
на содействие процессам воссоединения семей, в том числе[53]:
- ускоренное (в течение 30 дней) оформление визы временного резидента
для супругов и иждивенцев во время обработки заявления на воссоединение
семьи в рамках спонсорской иммиграции;
- предоставление открытого разрешения на работу для претендентов
на получение иммиграционной визы в семейном классе, проживающих
в Канаде со своим спонсором, и имеющим статус временного резидента;
- продление открытых разрешений на работу для заявителей-супругов
и других обладателей, срок действия которых истекает 1 августа
2023 г., еще на 18 месяцев.
Начиная с января 2023 г. в рамках временной двухлетней
меры право на работу в Канаде для супругов и детей трудоспособного
возраста, ранее доступное для супругов высококвалифицированных специалистов,
предполагалось распространить посредством поэтапного перехода на
работников всех уровней квалификации[54].
На первом этапе подавать заявление на получение открытого разрешения
на работу будет разрешено членам семей работников, прибывающих в
Канаду по программе высокооплачиваемых иностранных работников и
программе международной мобильности, на втором этапе - членам семей
работников из низкооплачиваемого потока, на третьем этапе – сельскохозяйственных
рабочих.
Стремление не только заполнить текущие вакансии, но
и привлечь навыки и бизнес-таланты для создания рабочих мест завтрашнего
дня определило формирование новой стратегии Канады в области технических
талантов, о которой было заявлено в июне 2023 г., включающей четыре
ключевых направления:
- расширение путей привлечения талантливых людей в рамках Международной
программы мобильности;
- продвижение Канады как места назначения цифровых кочевников;
- улучшение мобильности рабочей силы в Северной Америке путем
создания упрощенного разрешения на работу для владельцев профессиональных
виз Н-1В в США, которые могут подать заявку на приезд в Канаду;
- улучшение существующих программ, ориентированных на работников
высокотехнологичных профессий (Глобальная стратегия развития навыков
и Стартап-визовая программа).
В июне 2023 г. Канада ввела новый федеральный иммиграционный
маршрут в рамках пилотного проекта «Пути экономической мобильности»
(“Economic Mobility Pathways Pilot”) для квалифицированных беженцев
и других перемещенных лиц, как обладающих предложением о найме от
канадского работодателя, так и при его отсутствии. По словам министра
по вопросам иммиграции, беженцев и гражданства, «Канада продолжит
разрабатывать и расширять подобные инновационные меры, которые позволят
приветствовать более уязвимых людей, одновременно помогая предприятиям
находить квалифицированную рабочую силу, необходимую им для роста»[55].
Кандидаты на участие с предложением о работе должны соответствовать
минимальным требованиям к знанию языка, опыту работы и образованию.
Им не нужно предъявлять подтверждение аттестата об образовании или
доказательство наличия средств для урегулирования ситуации. Потенциальные
участники, не обладающие предложением о трудоустройстве, должны
соответствовать более высоким требованиям к языку, опыту работы
и образованию. Им также необходимо предъявить подтверждение получения
образования и иметь определенную сумму средств, чтобы доказать,
что они могут обосноваться в Канаде. Предусмотренные условиями программы
меры содействия беженцам включают отмену некоторых сборов, упрощение
подтверждения опыта работы и предоставление кандидатам возможности
использовать кредиты для покрытия транспортных расходов, расчетных
потребностей, стартовых затрат и сборов, от которых нельзя отказаться[56].
17 ноября 2023 г. было объявлено об открытии нового
гуманитарного маршрута к постоянному месту жительства в Канаде для
граждан Колумбии, Гаити и Венесуэлы, имеющих расширенные семейные
связи в Канаде[57]. В рамках
программы предполагается принять 11000 чел. (в соответствии с ранее
провозглашенным намерением принять в течение года на гуманитарной
основе 15 тыс. мигрантов из Западного полушария, используя гуманитарные
и экономические пути постоянного проживания, а также программы временного
трудоустройства[58], предоставив
единовременную финансовую помощь, бесплатные услуги по поселению,
карту постоянного жителя, помощь в изучении языка и поиске работы[59].
Общественное мнение. По данным опроса, проведенного
Институтом окружающей среды в Торонто в сентябре 2023 г., канадцы
значительно чаще, чем год назад заявляли о том, что страна принимает
слишком много иммигрантов (44% опрошенных в 2023 г. против 27% в
2022 г.), что резко меняет тенденцию роста общественной поддержки
иммиграции последних трех десятилетий[60].
Во многом это изменение обусловлено растущей обеспокоенностью по
поводу влияния вновь прибывших на развитие жилищного кризиса. В
то же время отмечается, что существенных изменений в отношении к
самим иммигрантам не произошло. Большинство респондентов (74%) полагают,
что иммиграция оказывает положительное влияние на развитие экономики
(хотя таковых стало меньше по сравнению с 2022 г. - 85%) и 42 %
считают, что иммигранты делают их сообщество лучше.
Соединенные Штаты Америки
Основные изменения в миграционной политике. Законопроект
о миграционной реформе (Закон о гражданстве США 2021 г.) был направлен
Дж. Байденом в Конгресс в первый день пребывания на посту президента
США. Положения законопроекта[61]
свидетельствовали о намерении кардинального пересмотра политики
предшествующей администрации, обеспечивая:
- урегулирование правового статуса (право подать заявление на
временное пребывание с возможностью получения грин-карты через
пять лет) для иммигрантов без документов, право на получение грин-карты
для лиц, подпадающих по действие Закона о мечте, обладателей статуса
временной защиты и сельскохозяйственных рабочих-иммигрантов, возможность
обратиться за получением гражданства для обладателей грин-карты
через три года проживания в США.
- упрощение процесса подачи заявлений на семейную иммиграцию,
устранение барьеров к воссоединению семьи (3-х и 10—летние ограничения)
и увеличение лимитов для каждой страны;
- упрощение пребывания в Соединенных Штатах выпускников университетов
США с высшим образованием в области STEM;
- упрощение получения грин-карты для работников секторов с более
низкой заработной платой и устранение другие препятствий для получения
грин-карт на основании трудоустройства, а также предоставление
членам семьи, владельцам визы H4 (супругам и детям до 21 года),
разрешения на работу;
- совершенствование защиты трудящихся-мигрантов;
- содействие интеграции и инклюзивности, расширение преподавания
английского языка и оказания помощи лицам, стремящимся стать гражданами
страны;
- оказание помощи странам Центральной Америки в устранение коренных
причин миграции, поддержка просителей убежища;
- развитие инфраструктуры в портах въезда и обеспечение безопасности
границ;
- замену в иммиграционном законодательстве термина «иностранец»
на «негражданин».
Законопроект не нашел поддержки в обеих палатах Конгресса,
но вызвал давно назревшую дискуссию о состоянии иммиграционной системы
США [62]. В сложившихся обстоятельствах
администрация президента Байдена широко использовала возможности
исполнительной власти. Как показывает анализ Института миграционной
политики (Migration Policy Institute – MPI), только за прошедшие
три года президентства Байдена было предпринято 535 исполнительных
действий по вопросам иммиграции (по сравнению с 472 за весь срок
президентства Трампа)[63].
Изменения коснулись широкого круга вопросов, включая: содействие
легальной миграции, пересмотр политики иммиграционного контроля
внутри страны, расширение программ гуманитарной защиты, введение
новых мер пограничного контроля.
Меры внутреннего контроля. 30 сентября 2021
г. министр внутренней безопасности Алехандро Майоркас (Alejandro
Mayorkas) объявил о пересмотре категоричного подхода к правоприменению
и выделении приоритетных направлений использования ресурсов министерства,
которыми были названы задержание и выдворение неграждан, представляющих
угрозу национальной и общественной безопасности и защите границ[64].
Новые руководящие принципы по обеспечению соблюдения иммиграционного
законодательства базируются на признании многолетнего вклада в развитие
страны большинства из 11 млн. неграждан США, не имеющих документов,
подтверждающих законность их проживания в стране. В рекомендациях
по задержанию и выдворению таких мигрантов содержатся предостережение
от использования иммиграционного контроля в качестве инструмента
возмездия за отстаивание негражданином своих законных прав[65].
Усиление мер контроля пересечений границ и право
на убежище. Рекордное число прибывающих на юго-западную границу
США (в декабре 2022 г. число столкновений пограничного патруля США
с иностранными гражданами при попытке незаконного пересечения границы
составило 221 710 ) в результате массового исхода мигрантов из Венесуэлы,
Гаити, Кубы, Никарагуа, Эквадора и ряда других стран создало сложные
проблемы для иммиграционной системы страны и стало вызывающим резкие
разногласия политическим вопросом.
В мае 2023 г. в ожидании резкого увеличения миграционного
притока после завершения срока действия политики высылки в период
пандемии (Раздел 42 Закона об общественном здравоохранении 1944
г.) Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland
Security) и Министерство юстиции (Department of Justice) издали
правило «Об обходе законных путей»[66],
направленное на сдерживание нелегального пересечение границ и стимулирование
использования законных путей. Согласно правилу, лица, использующие
незаконные пути для въезда в США, лишаются права на получение убежища,
что позволяет Соединенным Штатам высылать тех, кто не приводит убедительных
доказательств опасений преследований в стране исхода. Мексика согласилась
принимать 30000 высылаемых мигрантов (граждан Кубы, Гаити, Никарагуа
и Венесуэлы) в месяц в качестве партнера по реализации новой политики[67].
Опровержимая презумпция отсутствия права на убежище
при пересечении юго-западной сухопутной границы или прилегающих
прибрежных границ Соединенных Штатов без разрешения после поездки
через третью страну действует за исключением трех случаев:
- было предоставлено разрешение на поездку в Соединенные Штаты
в соответствии с процедурой получения гуманитарного статуса (humanitarian
parole), одобренной Министерством внутренней безопасности;
- использовалось мобильное приложение пограничной службы США
(Customs and Border Protection) CBP One, чтобы запланировать время
и место для прибытия в порт въезда (расширенный доступ к приложению
в Центральной Мексике призван препятствовать негражданам собираться
вблизи границы в небезопасных условиях);
- по пути в Соединенные Штаты было подано заявление о предоставлении
убежища в третьей стране, но получен отказ.
Лица, не сумевшие опровергнуть презумпцию, подлежат
немедленному выдворению. Последствием выдворения станет как минимум
пятилетний запрет на повторный въезд и возможное уголовное преследование,
в случае возвращения без разрешения, а также отказ на участие в
процедурах условно-досрочного освобождения, доступных гражданам
Кубы, Гаити, Никарагуа и Венесуэлы.
Опровержимая презумпция не будет применяться к несопровождаемым
несовершеннолетним. Правило также ограничено по времени и будет
применяться к тем, кто въедет в Соединенные Штаты в течение 24 месяцев
после даты его вступления в силу.
В дополнение к изменению правил обращения за убежищем
на границе Министерство внутренней безопасности предприняло действия
по: расширению путей законного въезда мигрантов в Соединенные Штаты
(новые гуманитарные программы временного пребывания для кубинцев,
гаитян и никарагуанцев); внедрению мобильного приложения CBP One
для безопасного и организованного прибытия в порты въезда; а также
переброске персонала и других ресурсов на юго-западную границу[68].
Кроме того, были реализованы меры по ускорению процедуры рассмотрения
заявлений по предоставлению убежища. В соответствии с принятым в
марте 2022 г. правилом о «Процедурах проверки достоверности опасений
и рассмотрения заявлений о преставлении убежища»[69],
службе гражданства и иммиграции США (U.S. Citizenship and Immigration
Service – USCIS) было разрешено рассматривать заявления о предоставлении
убежища от определенных лиц, подлежащих ускоренной высылке, а не
отправлять их в иммиграционные суды, что, как предполагалось, может
способствовать более быстрому получению защиты просителями с обоснованными
заявлениями и обеспечению ускоренного выдворения лиц, не соответствующих
критериям[70]. В бюджетном
запросе Конгрессу администрация президента Байдена летом 2023 г.
просила выделить дополнительные 4 миллиарда долларов на обеспечение
охраны границ, предусматривая дополнительное привлечение 4000 военнослужащих,
1500 агентов пограничной службы, оплату сверхурочных федеральным
пограничникам и внедрение новых технологий для обнаружения незаконного
оборота наркотиков[71].
Поощрение легальной миграции. С началом президентского
срока Джозеф Байден отменил ряд антиимиграционных указов предшествующей
администрации, в частности, запрет на въезд иностранных граждан
из мусульманских и африканских стран, политику «чрезвычайной проверки»,
политику «нет пустого места», правила, направленные на ограничение
петиций Н1В в рамках указа «Покупай американское и нанимай американцев»,
запрет на получение иммиграционных виз без медицинской страховки,
расширение оснований для отказа в иммиграционной визе (правило «общественные
расходы»). Был предпринят ряд мер технического характера для устранения
препятствий, затрудняющих получение разрешительных документов. Например,
на фоне длительных задержек в обработке документов служба гражданства
и иммиграции продлила разрешения на работу до 540 дней в мае 2022
г. и на 180 дней в октябре 2023 г.[72]
для некоторых категорий заявителей. Также в сентябре 2022 г. на
два года был продлен срок действия грин-карт[73].
Государственный департамент в 2022 г. снял на период до конца 2023
г. требование о проведении личного собеседования для ряда категорий
неиммиграционных виз, включая визы для временных сельскохозяйственных
и несельскохозяйственных рабочих, студентов, Н1В, стажеров (около
половины иммиграционных виз в 2022 г. были выданы без личного собеседования),
что сократило время ожидания документов[74].
Кроме того, были увеличены количественные параметры программ временной
трудовой миграции Н2В. На 2024 г. финансовый год запланировано предоставить
дополнительные (к лимиту в 66000) 64716 виз Н2В для несельскохозяйственных
рабочих, в том числе, предусмотрено выделение 20000 виз работникам
из Колумбии, Эквадора, Гватемалы, Гаити и Гондураса[75].
Расширение программ гуманитарной защиты. Статус временной
защиты (Temporary Protected Status - TPS). В 2021-2023 гг. расширился
перечень стран, участвующих в программе TPS. В настоящее время граждане
16 государств, покинувших родину в связи с вооруженным конфликтом,
экологической катастрофой или другими чрезвычайным условиями и находящиеся
в США, имеют право на отсрочку от депортации в рамках TPS[76].
Программа предоставляет ограниченное по времени (18 месяцев) разрешение
на проживание и работу в Соединенных Штатах. По состоянию на апрель
2023 г. 670000 человек были зарегистрированы в качестве участников
программы[77].
Гуманитарный статус, предоставляющий право на въезд
и временное пребывание (Humanitarian Parole). 5 января 2023 года
администрация Байдена объявила о своем намерении обеспечить ежемесячно
«безопасный и законный путь в Соединенные Штаты» для 30000 граждан
Кубы, Гаити, Никарагуа и Венесуэлы (CHNV)[78].
Новая программа обеспечивает гражданам этих четырех стран, имеющим
спонсора в США и прошедшим проверку данных, право на въезд, пребывание
и работу в Соединенных Штатах на период двух лет, используя правовой
механизм предоставления временного гуманитарного статуса[79].
Лица, незаконно пересекающие границу Панамы, Мексики или США после
даты объявления о начале программы, не будут иметь права на участие
и подлежат высылке в Мексику.
Ранее в рамках программы осуществлялся прием афганских
(2021-2022 гг.) и украинских беженцев (2022-2023 гг.). Однако, программа
CHNV отличается от условий допуска в США граждан Афганистана и Украины,
т.к. не предусматривает автоматическое предоставление права на работу,
исключает прибывших без разрешения между портами въезда и имеет
лимит. Ввиду значительного отставания в обработке заявлений, некоторые
мигранты вынуждены месяцами ждать получения разрешения на трудоустройство
или ищут подпольную работу для поддержания существования[80].
Кроме того, граждане Афганистана и Украины могут получить доступ
к медицинской и продовольственной помощи, профессиональному обучению
и курсам английского языка, тогда как программа CHNV не предусматривает
оказания участникам такого рода помощи.
Прием беженцев. Администрация президента Байдена
объявила о восстановлении программы приема беженцев, на 2022-2023
гг. лимит был установлен на уровне до 125000 человек[81],
что вдвое превышало параметры приема в 2021 г.[82]
Большая часть мест была выделена для беженцев из Африки, Ближнего
Востока и Южной Азии. Однако, в 2022 г. Соединенные Штаты приняли
лишь около 25000 беженцев, используя только 20% мест от установленного
лимита[83]. Одной из важных
причин (помимо пандемии) ограниченного количества принятых беженцев
называют сворачивание программы переселения при президенте Трампе,
чья политика привела к тому, что неправительственные организации,
помогающие беженцам, закрыли местные офисы и уволили сотрудников[84].
В 2023 г. в США была запущена программ частного спонсорства
беженцев, прибывающих через Службу приема беженцев США, «Корпус
приветствия»[85]. В первый
год Государственный департамент будет стремиться мобилизовать 10000
американцев для оказания помощи 5000 беженцев. Предполагается, что
в перспективе «Корпус приветствия» станет ключевой частью системы
переселения беженцев в США.
Общественное мнение и иммиграция. По данным исследовательского
Центра Пью (Pew Research Center), опубликованным в сентябре 2022
г., 73% американцев считают, что усиление мер безопасности вдоль
границы США и Мексики с целью сокращения нелегальных пересечений
должно быть очень (44%) и довольно (29%) важной целью иммиграционной
политики США. 91% опрошенных республиканцев считают безопасность
границ важной целью, тогда как среди демократов эту идею поддерживает
59%[86]. Большинство американцев
(72%) также полагают, что прием беженцев, пытающихся уйти от войны
и насилия в своих странах, и обеспечение пути к легальному статусу
лиц, прибывших в США нелегально в детстве (72%), являются значимыми
целями политики в области иммиграции. Каждый из этих приоритетов
получает больше поддержки среди демократов, чем республиканцев.
Заключение
В большинстве стран, принимающих мигрантов, в 2023 г.
вопросы миграционной политики занимали одно из центральных мест
в повестке дня. Особое внимание уделялось проблемам устранения дефицита
рабочей силы. Канада и США стремились содействовать притоку трудовых
мигрантов, расширяя программы приема и оптимизируя иммиграционные
процедуры. Однако, отмечалось и обратное – правительства ряда стран
(например, Великобритании) объявили в прошедшем году о переходе
к мерам ограничения притока мигрантов.
В условиях глобальной конкуренции за таланты привлечение
высококвалифицированных специалистов остается приоритетным направлением
политики в области трудовой миграции. Прослеживается все большая
направленность на усиление избирательности допуска иностранных граждан
на рынок труда стран-реципиентов, ориентация приема на потребности
конкретных отраслей.
Экономическая и политическая нестабильность во всем
мире способствует сохранению больших объемов вынужденных перемещений.
Обеспокоенные масштабным увеличением числа прибытий к внешним границам
и возрастающей долей обращений за предоставлением убежища многие
принимающие страны пересматривают базовые принципы политики управления
границами и системы гуманитарной защиты. В частности, устанавливая
более строгие условия соответствия, процедуры подачи и рассмотрения
заявлений. В ряде случаев (Великобритания, США) лица, использующие
нелегальные каналы прибытия, лишаются права на получение гуманитарного
статуса.
Правительства стран приема все чаще используют программы
временной гуманитарной защиты, преимуществом которых является возможность
оказания быстрой поддержки в кризисной ситуации. Также расширяются
дополнительные пути предоставления помощи – программы частного или
семейного спонсорства. В то же время, отсутствие пути к долгосрочному
проживанию при неясных перспективах на нормализацию ситуации на
родине, делает уязвимым положение их участников и ставит перед странами-рецепиентами
вопрос о дальнейшем продлении действия программ или иных способах
урегулирования правового статуса прибывших.
[1] Хараева Оксана Альфредовна
- к.э.н. Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
[2] New Plan for Immigration:
policy statement. Home Office. Gov.UK. - https://www.gov.uk/government/consultations/new-plan-for-immigration/new-plan-for-immigration-policy-statement-accessible
(дата обращения: 05.02.2024)
[3] Nationality and Border
Act 2022. Legislation.gov.uk. - https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2022/36/contents/enacted
(дата обращения: 05.02.2024)
[4] Memorandum of Understanding
between the government of the United Kingdom of Great Britain and
Northern Ireland and the government of the Republic of Rwanda for
the provision of an asylum partnership arrangement. Home Office.
Gov.Uk. - https://www.gov.uk/government/publications/memorandum-of-understanding-mou-between-the-uk-and-rwanda/memorandum-of-understanding-between-the-government-of-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-and-the-government-of-the-republic-of-r
(дата обращения:06.02.2024)
[5] Напр., Nationality &
Borders Bill: the truth behind the claims. Amnesty International
UK. - https://www.amnesty.org.uk/nationality-borders-bill-truth-behind-claims,
Nationality and Borders Act. The Law Society. https://www.lawsociety.org.uk/topics/immigration/nationality-and-borders-act
(дата обращения: 06.02.2024)
[6] В 2022 г. было обнаружено
около 46000 человек, пересекших Ла-Манш на небольших лодках. Резкое
увеличение количества прибывающих малых судов привело к росту общего
числа нелегальных въездов более чем в три раза по сравнению с 2020
г. 92% прибывших на небольших лодках подали прошение о предоставлении
убежища. Walsh P.W., Cuibus M.V. People crossing the English Channel
in small boats. The Migration Observatory. 21 Jul 2023. - https://migrationobservatory.ox.ac.uk/resources/briefings/people-crossing-the-english-channel-in-small-boats/
(дата обращения: 06.02.2024)
[7] Prime Minister outlines
his five key priorities for 2023. Gov.Uk. 4 January 2023.- https://www.gov.uk/government/news/prime-minister-outlines-his-five-key-priorities-for-2023
(дата обращения: 06.02.2024)
[8] Nationality and Borders
Act compared to Illegal Migration Bill: factsheet. Home Office.
Gov.Uk. 20 July 2023. - https://www.gov.uk/government/publications/illegal-migration-bill-factsheets/nationality-and-borders-act-compared-to-illegal-migration-bill-factsheet
(дата обращения: 06.02.2024)
[9] PM statement on illegal
migration: 13 December 2022. Gov.Uk. - https://www.gov.uk/government/speeches/pm-statement-on-illegal-migration-13-december-2022#:%7E:text=Prime%20Minister%20Rishi%20Sunak%20made,of%20Commons%20on%20illegal%20migration.&text=
Mr%20Speaker%2C%20before%20I%20start,children%20so%20tragically%20in%20Solihull
(дата обращения: 06.02.2024)
[10] Illegal Migration Act
2023. Legislation.gov.uk. https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2023/37/enacted
(дата обращения: 06.02.2024)
[11] Consterdine E. The government
passed a major immigration law last year – so why is it trying to
pass another one? The Conversation. July 13, 2023. - https://theconversation.com/the-government-passed-a-major-immigration-law-last-year-so-why-is-it-trying-to-pass-another-one-207343
(дата обращения: 06.02.2024)
[12]Walsh P.W., Sumption
M. UK policies to deter people from claiming asylum. The migration
Observatory. 23 Jan 2024. - https://migrationobservatory.ox.ac.uk/resources/commentaries/uk-policies-to-deter-people-from-claiming-asylum/
(дата обращения: 06.02.2024)
[13] Asylum: Rwanda. Question
for Home Office. UK Parliament. 6 December 2022. - https://questions-statements.parliament.uk/written-questions/detail/2022-11-28/97762
(дата обращения: 06.02.2024)
[14] UNHCR Analysis of the
Legality and Appropriateness of the Transfer of Asylum Seekers under
the UK-Rwanda arrangement. UNHCR. UK. 8 June 2022. - https://www.unhcr.org/uk/media/unhcr-analysis-legality-and-appropriateness-transfer-asylum-seekers-under-uk-rwanda
(дата обращения: 07.02.2024)
[15] Walsh P.W., Sumption
M. UK policies to deter people from claiming asylum. The migration
Observatory. 23 Jan 2024. - https://migrationobservatory.ox.ac.uk/resources/commentaries/uk-policies-to-deter-people-from-claiming-asylum/
(дата обращения: 07.02.2024)
[16] Innovator Founder visa.
Gov.Uk. - https://www.gov.uk/innovator-founder-visa
(дата обращения: 07.02.2024)
[17] Immigration rules salary
changes: impact assessment/ Home Office. Gov.Uk. 16 June 2023. -
https://www.gov.uk/government/publications/statement-of-changes-to-the-immigration-rules-hc-1160-9-march-2023/immigration-rules-salary-changes-impact-assessment-accessible
(дата обращения: 07.02.2024)
[18] UK and New Zealand expand
Youth Mobility schemes for young people. Gov.Uk. 29 June 2023. -
https://www.gov.uk/government/news/uk-and-new-zealand-expand-youth-mobility-schemes-for-young-people
(дата обращения: 07.02.2024)
[19] Long residence. UK Visas
and Immigration. Gov.Uk.5 October 2023. -https://www.gov.uk/government/publications/long-residence/long-residence-accessible
(дата обращения: 07.02.2024)
[20]Home Secretary unveils
plan to cut net migration. Gov.Uk. 4 December 2023. - https://www.gov.uk/government/news/home-secretary-unveils-plan-to-cut-net-migration
(дата обращения: 07.02.2024)
[21] Richards L., Fernandez-Reino
M., Blinder S. UK Public Opinion toward Immigration: Overall Attitudes
and Level of Concern. 28 Sep 2023. - https://migrationobservatory.ox.ac.uk/resources/briefings/uk-public-opinion-toward-immigration-overall-attitudes-and-level-of-concern/
(дата обращения: 07.02.2024)
[22] Там же
[23] Migration and asylum
pact. Council of the EU.12 February 2024. - https://www.consilium.europa.eu/en/policies/eu-migration-policy/eu-migration-asylum-reform-pact/
(дата обращения: 09.02.2024)
[24] What is the New Pact
on Migration and Asylum of the EU? European Commission.- https://home-affairs.ec.europa.eu/policies/migration-and-asylum/new-pact-migration-and-asylum_en#:~:text=The%20New%20Pact%20on%20Migration%20and%20Asylum%
20is%20a%20set,process%20for%20the%20European%20Union (дата
обращения: 09.02.2024)
[25] EU asylum agency: Council
presidency and European Parliament reach provisional agreement.
Press release. 29 June 2021. Council of the EU. - https://www.consilium.europa.eu/de/press/press-releases/2021/06/29/eu-asylum-agency-
council-presidency-and-european-parliament-reach-provisional-agreement/
(дата обращения: 09.02.2024)
[26] Directive (EU) 2021/1883
of the European Parliament and of the Council of 20 October 2021
on the conditions of entry and residence of third-country nationals
for the purpose of highly qualified employment, and repealing Council
Directive 2009/50/EC. EUR-Lex. - https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A32021L1883
(дата обращения: 09.02.2024)
[27] Communication from the
Commission to the European Parliament, the Council, the European
Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Attracting
skills and talent to the EU. COM/2022/657 final. EUR-Lex. - https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2022%3A657%3AFIN
(дата обращения: 09.02.2024)
[28] Revision of Directive
2011/98/EU on the Single permit. Legislative Train Schedule. European
Parliament. As of 20/01/2024. - https://www.europarl.europa.eu/legislative-train/spotlight-JD22/file-revision-of-single-permit-directive
(дата обращения: 09.02.2024)
[29] Legal migration: Council
settle on negotiating position for review of Single Permit Directive.
Press release. 8 June 2023. Council of the EU. - https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2023/06/08/legal-migration-
council-settles-on-negotiating-position-for-review-of-single-permit-directive/
(дата обращения: 09.02.2024)
[30] Migration and asylum:
a gradual approach for the benefit of the European Union and all
Member States. 11.01.2022. - https://www.statewatch.org/media/3046/eu-council-fr-presidency-note-pact-gradual-approach-11-1-22.pdf
(дата обращения: 09.02.2024)
[31] Asylum and migration:
the Council approves negotiating mandates on the Eurodac and screening
regulations and 21 states adopt a declaration on solidarity Press
release 22 June 2022. Council of the EU. - https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/06/22/migration-and-asylum-pact-council-adopts-negotiating-mandates-on-the-eurodac-and-screening-regulations/
(дата обращения: 09.02.2024)
[32] Proposal for a Regulation
of the European Parliament and of the Council introducing a screening
of third country nationals at external borders and amending Regulations
(EC) № 767/2008, (EU) 2017/2226, (EU) 2018 /1240 and (EU) 2019/817.
COM/2020/612 final. EUR-Lex. - https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX%3A52020PC0612
(дата обращения: 09.02.2024)
[33] Amended proposal for
a Regulation of the European Parliament and of the Council on the
establishment of ‘Eurodac’ for the comparison of biometric data
for the effective application of Regulation (EU) XXX/XXX (Regulation
on Asylum and Migration Management) and of Regulation (EU) XXX/XXX
(Resettlement Regulation), for identifying an illegally staying
third-country national or stateless person and on request for comparison
with Eurodac data by Member State’ law enforcement authorities and
Europol for law enforcement purposes and amending Regulations (EU)
2018/1240 and (EU) 2019/818. COM/2020/614 final. - https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX%3A52020PC0614
(дата обращения: 09.02.2024)
[34] Screening of third country
nationals at the external borders. Legislative Train Schedule. European
Parliament. As of 20/01/2024. - https://www.europarl.europa.eu/legislative-train/theme-promoting-our-european-way-of-life/file-border-screening
(дата обращения: 10.02.2024)
[35] Migration and asylum:
Roadmap on way forward agreed between European Parliament and rotating
Presidencies. Press Release 07-09-2022. News – European Parliament.
- https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20220905IPR39714/migration-and-asylum-roadmap-on-way-forward-agreed
[36] Amended proposal for
a Regulation of the European Parliament and of the Council establishing
a common procedure for international protection in the Union and
repelean Directive 2013/32/EU COM/2020/611 final. EUR-Lex. - https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1601291268538&uri=COM%3A2020%3A611%3AFIN
(дата обращения: 10.02.2024)
[37] Proposal for a Regulation
of the European Parliament and of the Council on asylum and migration
management and amending Council Directive (EC) 2003/109 and the
proposed Regulation (EU) xxx/xxx (Asylum and Migration Fund) COM/2020/610
final. EUR-Lex. - https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1601291110635&uri=COM%3A2020%3A610%3AFIN
(дата обращения: 10.02.2024)
[38] Proposal for a Regulation
of the European Parliament and of the Council addressing situations
of crisis and force majeure in the field of migration and asylum
COM/2020/613 final. EUR-Lex. - https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1601295614020&uri=COM%3A2020%3A613%3AFIN
(дата обращения: 10.02.2024)
[39] Historic agreement reached
today by the European Parliament and Council on the Pact on Migration
and Asylum. News Article 20 December 2023. Migration and Home Affairs.
European Commission. - https://home-affairs.ec.europa.eu/news/historic-agreement-reached-today-european-parliament-and-council-pact-migration-and-asylum-2023-12-20_en
(дата обращения: 10.02.2024)
[40] RFM-Mitglieder unterzeichnen
Pressemitteilung zum EU-Migrationspact. Rat FuR Migration. 24 September
2020. - https://rat-fuer-migration.de/2020/09/24/rfm-mitglieder-unterzeichnen-pressemitteilung-zum-eu-migrationspakt/
[41] Joint Statement: NGOs
warn EU Member States that Instrumentalisation Regulation will undermine
asylum system in Europe. International Rescue Committee. 8 September
2022. - https://www.rescue.org/eu/statement/ngos-warn-eu-instrumentalisation-regulation-ceas
(дата обращения: 10.02.2024)
[42] Bloj R., Buzmaniuk S.
Understanding the new pact on migration and asylum. Foundation Robert
Schuman. The Research and Studies Centre on Europe. 16 November
2020. - https://www.robert-schuman.eu/en/european-issues/0577-understanding-the-new-pact-on-migration-and-asylum,
The EU Migration Pact: Questions and Answers. PICUM. 18.10.2021.
- https://picum.org/blog/eu-migration-pact-questions-answers/#:~:text=The%20EU%20Pact%20on%20Migration%20and%20Asylum%20is%20a%20policy,
of%20legislative%20proposals%20and%20recommendations. (дата
обращения: 10.02.2024)
[43] Moreno Diaz J.A., Pirvulescu
C. New Pact on Migration and Asylum. European Economic and Social
Committee. 27/01/2021 - https://www.eesc.europa.eu/mt/our-work/opinions-information-reports/opinions/new-pact-migration-and-asylum
(дата обращения: 10.02.2024)
[44] Briefing paper: Detention
in the EU Migration and Asylum Pact proposals. International Commission
of Jurists. 01/06/2021. - https://www.icj.org/briefing-paper-detention-in-the-eu-migration-and-asylum-pact-proposals/
(дата обращения: 10.02.2024)
[45] Standard Eurobarometer
100 – Autumn 2023. Eurobarometer. European Union. - https://europa.eu/eurobarometer/surveys/detail/3053
(дата обращения: 10.02.2024)
[46] Integration of immigrants
in the European Union. Special Eurobarometer. June 2022. Eurobarometer.
European Union. - https://europa.eu/eurobarometer/surveys/detail/2276
(дата обращения: 10.02.2024)
[47] An Immigration Plan
to Grow the Economy. Immigration, Refugees and Citizenship Canada.
Government of Canada. November 1, 2022. https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/news/2022/11/an-immigration-plan-to-grow-the-economy.html
(дата обращения: 10.02.2024)
[48] Canada launches new
process to welcome skilled newcomers with work experience in priority
jobs as permanent residents. Immigration, Refugees and Citizenship
Canada. Government of Canada. May 31, 2023. https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/news/2023/05/canada-launches-new-process-to-welcome-skilled-newcomers-with-work-experience-in-priority-jobs-as-permanent-residents.html
(дата обращения: 11.02.2024)
[49] Express Entry rounds
of invitations: Category-based selection. Immigration and citizenship.
Government of Canada. 2024-02-08. https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/services/immigrate-canada/express-entry/submit-profile/rounds-invitations/category-based-selection.html
(дата обращения: 11.02.2024)
[50] Canada announces extension
to the Agri-Food Pilot, facilitating access to permanent residence
for workers and their families. Immigration, Refugees and Citizenship
Canada. Government of Canada. May 8, 2023. https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/news/2023/05/canada-announces-extension-to-the-agri-food-pilot-facilitating-access-to-permanent-residence-for-workers-and-their-families.html
(дата обращения: 11.02.2024)
[51] Agri-Food Pilot. Immigration
and Citizenship. Government of Canada. 2024-02-12. https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/services/immigrate-canada/agri-food-pilot.html
(дата обращения: 11.02.2024)
[52] Hire a temporary foreign
worker through the Recognized Employer Pilot: Overview. Employment
and Social Development Canada. Government of Canada. 2023-09-11.
https://www.canada.ca/en/employment-social-development/services/foreign-workers/recognized-employer.html
(дата обращения: 11.02.2024)
[53] Canada is reuniting
loved ones through new immigration measures. New measures also address
labour shortages in Canada. Immigration, Refugees and Citizenship
Canada. Government of Canada. 2023-05-26. https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/news/2023/05/canada-is-reuniting-loved-ones-through-new-immigration-measures-new-measures-also-address-labour-shortages-in-canada.html
(дата обращения: 11.02.2024)
[54] Employers and temporary
workers to benefit from family work permits to address labour shortages.
Immigration, Refugees and Citizenship Canada. Government of Canada.
2022-12-02. https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/news/2022/12/employers-and-temporary-workers-to-benefit-from-family-work-permits-to-address-labour-shortages.html
(дата обращения: 11.02.2024)
[55] Canada opens new economic
immigration streams for skilled refugees and other displaced people.
Immigration, Refugees and Citizenship Canada. Government of Canada.2023-06-13.
https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/news/2023/06/canada-opens-new-economic-immigration-streams-for-skilled-refugees-and-other-displaced-people.html
(дата обращения: 11.02.2024)
[56] Там же.
[57] Canada continues humanitarian
effort for people in the Americas. Immigration, Refugees and Citizenship
Canada. Government of Canada. 2023-11-17. https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/news/2023/11/canada-continues-humanitarian-effort-for-people-in-the-americas.html
(дата обращения: 11.02.2024)
[58] Statement from Minister
Miller on Canada’s commitment to support migrants in the Americas.
2023-10-10. https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/news/2023/10/
statement-from-minister-miller-on-canadas-commitment-to-support-migrants-in-the-americas.html
(дата обращения: 11.02.2024)
[59] Family-based humanitarian
program for Colombians, Haitians and Venezuelans. Immigration and
citizenship. Government of Canada. 2024-02-06. https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/services/immigrate-canada/humanitarian-colombia-haiti-venezuela/arrive.html
(дата обращения: 11.02.2024)
[60] Neuman K. Public Opinion
about Immigration & Refugees. Environics Institute. October
28, 2023. https://www.environicsinstitute.org/projects/project-details/public-opinion-about-immigration-refugees
(дата обращения: 11.02.2024)
[61] Fact Sheet: President
Biden Sends Immigration Bill to Congress as Part of His Commitment
to Modernize our Immigration System. The White House. January 20,
2021. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/01/20/fact-sheet-president-biden-sends-immigration-bill-to-congress-as-part-of-his-commitment-to-modernize-our-immigration-system/
(дата обращения: 12.02.2024)
[62] Barron-Lopez
A., Caygle H., Kumar A. Biden’s immigration bill lands
on the Hill facing bleak odds. POLITICO. 02/18/2021. https://www.politico.com/news/2021/02/18/bidens-immigration-bill-bleak-odds-469769
[63] Chishti M., Bush-Joseph
K., Putzel-Kavanaugh C. Biden at the Three-Year Mark: The Most Active
Immigration Presidency Yet Is Mired in Border Crisis Narrative.
Migration Policy Institute. Policy Beat. January 19, 2024. https://www.migrationpolicy.org/article/biden-three-immigration-record
(дата обращения: 11.02.2024)
[64] Secretary Mayorkas Announced
New Immigration Enforcement Priorities. Press Releases. Homeland
Security. September 30, 2021. https://www.dhs.gov/news/2021/09/30/secretary-mayorkas-announces-new-immigration-enforcement-priorities
(дата обращения: 11.02.2024)
[65] Guidelines for the Enforcement
of Civil Immigration Law. US Department of Homeland Security. September
30, 2021. https://www.ice.gov/doclib/news/guidelines-civilimmigrationlaw.pdf
(дата обращения: 11.02.2024)
[66] Fact Sheet: Circumvention
of Lawful Pathways Final Rule. Homeland Security. May 11, 2023.
https://www.dhs.gov/news/2023/05/11/fact-sheet-circumvention-lawful-pathways-final-rule
(дата обращения: 12.02.2024)
[67] DHS Continues to Prepare
for End of Title 42; Announces New Border Enforcement Measures and
Additional Safe and Orderly Processes. Homeland Security. January
5, 2023. - https://www.dhs.gov/news/2023/01/05/dhs-continues-prepare-end-title-42-announces-new-border-enforcement-measures-and
(дата обращения: 12.02.2024)
[68] Там же.
[69] Procedures for Credible
Fear Screening and Consideration of Asylum, Withholding of Removal,
and CAT Protection Claims by Asylum Officers. A Rule by the Homeland
Security Department and the Executive Office for Immigration Review
on 03/29/2022. Federal Register. - https://www.federalregister.gov/documents/2022/03/29/2022-06148/procedures-for-credible-fear-
screening-and-consideration-of-asylum-withholding-of-removal-and-cat
(дата обращения: 12.02.2024)
[70] Fact sheet: Implementation
of the Credible Fear and Asylum Processing Interim Final Rule. Homeland
Security. May 26, 2022. https://www.dhs.gov/news/2022/05/26/fact-sheet-implementation-credible-fear-and-asylum-processing-interim-final-rule
(дата обращения: 12.02.2024)
[71] Fact sheet: The Biden-Harris
Administration Takes New Actions to Increase Border Enforcement
and Accelerate Processing for Work Authorizations, While Continuing
to Call on Congress to Act. Homeland Security. September 20, 2023.
https://www.dhs.gov/news/2023/09/20/fact-sheet-biden-harris-administration-takes-new-actions-increase-border
(дата обращения: 12.02.2024)
[72] USCIS Increases Automatic
Extension Period of Work Permits for Certain Applicants. US Citizenship
and Immigration Services. 05/03/2022. https://www.uscis.gov/newsroom/news-releases/uscis-increases-automatic-extension-period-of-work-permits-for-certain-applicants;
Certain Renewal Applicants for Employment Authorization to Receive
180 Day Extension. US Citizenship and Immigration Services. 10/27/2023.
https://www.uscis.gov/newsroom/alerts/certain-renewal-applicants-for-employment-authorization-to-receive-automatic-180-day-extension
(дата обращения: 13.02.2024)
[73] USCIS Extends Green
Card Validity Extension to 24 Months for Green Cards Renewals. US
Citizenship and Immigration Services. 09/28/2022. https://www.uscis.gov/newsroom/alerts/uscis-extends-green-card-validity-extension-to-24-months-for-green-card-renewals
(дата обращения: 13.02.2024)
[74] Extension of Interview
Waivers for Certain Nonimmigrant Visa Applicants. US Department
of State. December 23, 2022. https://www.state.gov/extension-of-interview-waivers-for-certain-nonimmigrant-visa-applicants/
[75] DHS to Supplement H-2B
Cap with Nearly 65,000 Additional Visas for FY 2024. Homeland Security.
November 3, 2023. https://www.dhs.gov/news/2023/11/03/dhs-supplement-h-2b-cap-nearly-65000-additional-visas-fiscal-year-2024
(дата обращения: 13.02.2024)
[76] Temporary Protected
Status. US Citizenship and Immigration Services. https://www.uscis.gov/humanitarian/temporary-protected-status
(дата обращения: 13.02.2024)
[77] Moslimani M. How Temporary
Protected Status has expanded under the Biden administration. Pew
Research Center. April 21, 2023. https://www.pewresearch.org/short-reads/2023/04/21/biden-administration-further
-expands-temporary-protected-status-to-cover-afghanistan-cameroon-ukraine/
(дата обращения: 13.02.2024)
[78] Fact Sheet: Biden-Harris
Administration Announces New Border Enforcement Actions. The White
House. January 05, 2023. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/01/05/fact-sheet-biden-harris-administration-announces-new-border-enforcement-actions/
(дата обращения: 14.02.2024)
[79] Processes for Cubans,
Haitians, Nicaraguans and Venezuelans. US Citizenship and Immigration
Services. https://www.uscis.gov/CHNV
(дата обращения: 14.02.2024)
[80] Rivero D. Migrants from
some countries wait months for employment permit – while others
can work right away. WLRN. October 17, 2023. https://www.wlrn.org/immigration/2023-10-17/migrants-work-permits-biden-parole-program-south-florida
(дата обращения: 14.02.2024)
[81] Memorandum on Presidential
Determination on Refugee Admissions for Fiscal Year 2023. The White
House. September 27, 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2022/09/27/
memorandum-on-presidential-determination-on-refugee-admissions-for-fiscal-year-2023/
(дата обращения: 14.02.2024)
[82] The President’s Emergency
Presidential Determination on Refugee Admissions for Fiscal Year
2021. US Department of State. May 3, 2021. https://www.state.gov/the-presidents-emergency-presidential-determination-on-refugee-admissions-for-fiscal-year-2021/
(дата обращения: 14.02.2024)
[83] Report to Congress on
Proposed Refugee Admissions for Fiscal Year 2023. Department of
State. September 8, 2022. https://www.state.gov/report-to-congress-on-proposed-refugee-admissions-for-fiscal-year-2023/#ceilings
(дата обращения: 14.02.2024)
[84] Montoya-Galvez C. Biden
administration falls 80% short of 2022 refugee admissions target.
CBS News. October 3, 2022. https://www.cbsnews.com/news/refugee-admissions-target-2022-biden-administration/
(дата обращения: 14.02.2024)
[85] Fact Sheet – Launch
of Welcome Corps-Private Sponsorship of Refugees. US Department
of State. January 19, 2023. https://www.state.gov/launch-of-the-welcome-corps-private-sponsorship-of-refugees-2/
(дата обращения: 14.02.2024)
[86] Oliphant J.B., Cerda
A. Republicans and Democrats have different top priorities for U.S.
immigration policy. Pew Research Center. September 8, 2022. https://www.pewresearch.org/short-reads/2022/09/08/republicans-and-democrats-have-different-top-priorities-for-u-s-immigration-policy/
(дата обращения: 14.02.2024)
|