Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1021 - 1022
27 февраля - 11 марта 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Новые Известия" и "Коммерсантъ FM" о внутренней миграции
"Лента.ру", "Независимая газета" и "Коммерсантъ" о проблеме миграции молодежи из малых городов
"Коммерсантъ" о результатах программы переселения соотечественников
"Новые Известия" о создании мигрантских автономий
"РБК" о миграционном оттоке из новых регионов
"ТАСС" и "Новые известия" об истории ограничения розничной продажи алкоголя
"Ведомости" об импортозамещении в медицине
"Коммерсантъ" о развитии гериатрической помощи
"Коммерсантъ" о проблемах с закупкой лекарств для лечения ВИЧ
"Новые известия" о вакцине против рака
"Известия" о необходимости увеличить возрастной ценз в программе обеспечения доступности дорогостоящих препаратов
"Если быть точным" о смертности от пожаров

"Ведомости" о дефиците кадров в медицине
"Новые Известия" о дефиците нянь
"Коммерсантъ" о росте спроса на детских психологов и специалистов по борьбе с алкогольной зависимостью
"Коммерсантъ" о заполнении вакансий собственными сотрудниками
"Известия" о родовспоможении и материнстве
"Известия" о предложении ужесточить наказание за отсутствие детских удерживающих устройств в автомобиле
"Новые Известия" о снижении числа школ
"Новые Известия" о снижении численности пенсионеров
"Новые известия" о снижении благосостоянии россиян в последнее десятилетие
"Независимая газета" о затратах семей на продукты питания
"Lenta.ru" об эйджизме

о проблеме миграции молодежи из малых городов

Стратегия уникальности. Малым городам России предписана трансформация

Институт экономики роста им. Столыпина представил первое в России исследование с анализом миграции молодежи с точки зрения повышения привлекательности малых городов. Для страны, в которой почти 15 процентов городских жителей России проживают именно в небольших населенных пунктах, тема исследования особенно актуальна. Внимание к ней позволит по-новому взглянуть на территориальные дисбалансы и, возможно, найти работающие рецепты укрепления каркаса страны, который и формируется за счет малых городов. Подробнее - в материале "Ленты.ру".
Более 70 процентов городов России относятся к так называемым малым городам, население которых не превышает 50 тысяч человек. Большинство из них существует в режиме постепенного угасания. Связано это как с заметным сокращением населения, так и с экономическим тупиком, когда на местном уровне не хватает сил и возможностей, чтобы вдохнуть жизнь в территории, создать новые рабочие места, улучшить инфраструктуру и повысить качество жизни населения.
Между тем в малых городах проживает около 16 миллионов граждан. Это 14,6 процента от общего числа городских жителей страны. При этом 70 процентов малых и средних городов РФ испытывают депопуляцию, а также сталкиваются с кадровым дефицитом. Тенденции последних десятилетий таковы, что 75 процентов выпускников школ планируют переезд после получения среднего образования. Эксперты считают, что развернуть миграционные потоки, особенно если речь идет о молодежи, можно, изучив потребности и запросы молодого поколения. Если обеспечить их малую родину всем необходимым для жизни и самореализации и выработать долгосрочную стратегию развития, донести эти планы до граждан и убедить население в их жизнеспособности, малые города смогут стать привлекательными и получат импульс развития. По такому пути уже следуют крупные промышленные компании с предприятиями в небольших городах страны, например, производитель алюминия "Русал". Однако такие примеры пока редкость.
Круговорот миграции
Теме внутрироссийской миграции молодежи и повышения привлекательности малых городов посвящено исследование Института экономики роста им. Столыпина. Это первое исследование за последние годы, в фокусе которого оказались проблемы молодых людей, которые ищут себя и свое место на карте. Анализ их мотивации на примере конкретных кейсов, а также их взгляд на собственное будущее в составе малых городов или за их пределами позволят не только сформировать представление о ключевых факторах миграции, но и позволит нащупать "якоря" удержания населения и предложить возможные стратегии для решения проблем миграции молодежи на основе мнения респондентов, считают в ИЭР.
"Мы выбрали повестку, более близкую к жизни простого человека, которая очень важна для страны. В небольших городах мы сталкивались с проблемой, когда люди уезжают. В малых городах это оказывает давление и на предприятия, и на социальную сферу, и вообще на судьбу городов, которых в России очень много. Проблема малых городов - проблема освоенности территории. Если люди массово уезжают, территориально появляются пустые куски разрывов", - отметил исполнительный директор института Антон Свириденко, презентуя результаты исследования.
Он также подчеркнул, что за последние 30 лет на карте России появилось буквально несколько городов. Первоначальные драйверы, служившие для их создания, исчезли. Поэтому нужно сохранить имеющиеся территориальные единицы, занимаясь системно их проблемами, в результате чего жизнь в малых городах должна стать привлекательной.
Демография, депопуляция, дефицит кадров и идей
Исследование ИЭР своей целью ставило анализ причин массовой миграции из малых городов и поиск факторов, которые бы способствовали слому неблагоприятных демографических трендов. Как сообщил управляющий партнер АО "ИнтерМедиаКом" Михаил Тайц, координатор исследования, в 10 российских городах было проведено 16 фокус-групп. В результате было опрошено 186 респондентов с учетом направления миграционных потоков (в центр и на периферию).
Главными факторами центробежной миграции среди молодежи стали личные обстоятельства, особая городская среда и атмосфера того места, где молодые люди хотят проживать. Важными, однако не ключевыми стали и экономические факторы: часто выбор в пользу переезда делается с учетом перспективы обучения и трудоустройства, а также с прицелом на приобретение собственного жилья.
При этом исследование подтвердило, что у молодежи есть "якоря" удержания. Это те факторы, которые говорят в пользу того или иного места проживания. И речь не столько о социо-экономическом, но и о ценностном феномене. "Молодежь обращает внимание на комплекс объективных свойств малых городов, включающий в себя благоприятную экологическую обстановку, близость к природе, качественные социальные связи, спокойный ритм жизни, состояние инфраструктуры и перспективы развития города, трудоустройство и социальный контекст (привычный круг общения, имеющаяся база в виде недвижимости, отсутствие суеты с переездом)", - отметил Михаил Тайц.
Бизнес в помощь
Авторы исследования, опираясь на его результаты, предложили две стратегии привлечения молодежи в малые и средние города. Они назвали их "стратегия выравнивания" и "стратегия уникальности". Это принципиально разные пути. В первом случае речь идет о том, чтобы попробовать малым и средним городам сыграть в гонку с мегаполисами и постараться приблизиться к ним по уровню жизни. Эта стратегия также предполагает ориентированность на ценности большинства молодежи и, конечно, требует вливания огромных инвестиций в инфраструктуру и создание рабочих мест.
Вторая стратегия предполагает фокус на той молодежи, которая находится в поиске опоры. Это путь выстраивания долгосрочной работы по формированию нового имиджа малых городов как территорий, созданных для жизни, с особым укладом и понятными ценностями. Во главе - удержание и возвращение земляков. Эти меры относительно малозатратны, но более точечные и требуют кропотливой последовательной работы на местах. И в этом важным видится участие не только государства, но и бизнеса.
"Важно в рамках стратегического планирования увязать концепции субъектов Федерации, малых и средних городов с отраслевыми стратегиями бизнеса. Мы понимаем, что стратегия одной-двух крупных компаний в отношении населенного пункта может иметь очень важное значение. Иногда решающее для будущего малого города", - отметил начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский.
Директор дивизиона "Городская экономика" АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" Ольга Захарова предложила уже сегодня создавать моду на малые города, работать над их имиджем и искать сильные стороны, подсвечивать их возможности и самобытность. "Город должен видеть человека. Люди должны развиваться и чувствовать себя в нем комфортно. Это главное. Кроме того, жизнь в малых городах чувствуется острее, если уметь ее жить, а не проживать", - отметила эксперт.
Кейс "Русала"
Предприятия одного из крупнейших в мире производителей алюминия расположены в более чем 20 городах и населенных пунктах России, в основном небольших и расположенных в Сибири. Поэтому для "Русала" отток людей из регионов в федеральные центры является особенно актуальной проблемой, и именно поэтому компания практикует стратегический подход к развитию городов своей ответственности. А с прошлого года ключевым инструментом отбора и приоритезации проектов социальных инвестиций стал индекс качества жизни и устойчивого развития городов ответственности "Русала".
С его помощью специалисты компании на основании статистических и опросных показателей оценивают сильные и слабые стороны развития каждого города по 12 основным направлениям социально-экономического и экологического благополучия, и реализуют проекты в сферах, требующих наибольшего внимания. В связке с местными властями и некоммерческим сектором бизнес работает над повышением качества и доступности услуг в сфере образования, здравоохранения и спорта, повышением удовлетворенности населения качеством жизни, в том числе состоянием социальной сферы, а также над раскрытием и реализацией потенциала молодежи.
В настоящее время "Русал" строит новые жилые комплексы, медицинские и спортивные центры, детские сады и школы в таких городах как Братск, Ачинск, Тайшет, Шелехов и Саяногорск. Помимо создания комфортной физической среды для жизни, компания уделяет большое внимание формированию условий для получения качественных социальных услуг: привлекает в построенные ранее больницы востребованных специалистов, организовывает программы повышения квалификации для учителей, обновляет материальную базу медицинских и образовательных учреждений, ведет работу со школьниками и студентами по повышению интереса к металлургии и смежным профессиям.

Лента.ру, 16 февраля 2024 года

Как остановить отток населения из Сибири

Целью социальных инвестиций РУСАЛа является развитие небольших городов и поселков региона
Крупнейший экономический, образовательный и культурный центр Восточной Сибири Красноярск на прошлой неделе одна за другой посетили сразу два федеральных чиновника самого высокого ранга - председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко и заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко. Оба визита практически обошли стороной социальную сферу, хотя она остается одной из важнейших для Сибири на фоне продолжающейся депопуляции региона, который становится ключевым для страны на фоне поворота России на восток.
Из Сибири ежегодно уезжает порядка 287 тыс. экономически активных жителей. Этот отток осложняется последствиями демографического провала 1990-х годов. Как результат сокращение населения в возрасте от 25 до 44 лет к 2030 году может достигнуть 20%. Уже сегодня его доля находится на историческом минимуме. Об этом аналитики FinExpertiza со ссылкой на данные Росстата сообщали 11 апреля 2023 года.
Как рассказала заместитель генерального директора по управлению персоналом компаний РУСАЛ Наталья Альбрехт на втором форуме по развитию городов и территорий "Города будущего", это ставит серьезные вызовы перед промышленными компаниями в России. Поэтому приоритетной целью социальных инвестиций РУСАЛа является развитие городов ответственности компании и преодоление оттока населения из Сибири, чтобы если не избавиться от дефицита кадров в регионах, то хотя бы сократить его. Объем таких инвестиций за последние 5 лет составил более 28 млрд руб.
С 2023 года социальные инвестиции компании ведутся с учетом данных индекса качества жизни и устойчивого развития городов ответственности, который был разработан совместно с ВЭБ.РФ и строится на статистических и опросных показателях. Он позволяет оценить сильные и слабые стороны развития каждого города или рабочего поселка на основании 12 основных показателей социально-экономического и экологического благополучия, включая общую удовлетворенность качеством жизни и уверенность в завтрашнем дне. Это дает возможность достоверно и обоснованно определить ключевые направления, требующие повышенного внимания.
Согласно индексу, 70-80% проблем у городов совпадают: дефицит или изношенность коммунальной инфраструктуры, отсутствие транспортной доступности, недостаточность образовательных учреждений от детских садов до cсузов, а также отсутствие альтернативных вариантов приложения труда или низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства. Эти факторы, например, не позволяют девелоперам строить жилье, транспортным компаниям запускать маршруты, туристическим компаниям - туристические направления. Частично РУСАЛ берет их функции на себя, строя жилые кварталы, спортивные центры, поддерживая местное малое и среднее предпринимательство.
Однако системное развитие регионов требует более активного участия в развитии сетевой инфраструктуры государственных структур, а также пересмотра существующих инвестиционных инструментов и регуляторики. Это стало темой пленарной сессии форума "ГЧП в России: синергия бизнеса и государства". Собравшиеся на площадке эксперты согласились: развитие малых городов России требует существенных изменений и модели государственно-частного партнерства (ГЧП) и критериев привлечения государственного целевого финансирования.
Тем временем, уже сегодня РУСАЛ участвует в разработке городских планов действий для пяти городов ответственности компании, рассчитанных на десятилетний период и предусматривающих их качественное изменение для достижения не только быстрых, но и системных эффектов. Среди них - улучшение доступа к медицинским услугам и повышение их качества, снижение влияния негативных факторов окружающей среды на здоровье, повышение безопасности на дорогах и другие. Планы действий лягут в основу новых стратегии социально-экономического развития и генеральных планов городов так, чтобы они начали соответствовать всем современным стандартам комфорта и безопасности. В разработку планов вовлечены все заинтересованные стороны - местные сообщества, муниципалитеты, эксперты. Это позволяет достичь единства в видении целей развития города и согласованности действий по их достижению.
Уже реализованные компанией инициативы, такие как медицинские центры, спортивные центры и образовательные программы, подтверждают слова Натальи Альбрехт в заинтересованности компании в качественном преобразовании региона, чтобы сделать его привлекательном для жизни будущих поколений сибиряков.

Андрей ГУСЕЙНОВ. Независимая газета, 19 февраля 2024 года

Мал городок, да дорог

Социологи оценили готовность российской молодежи уехать из мегаполисов
Институт роста экономики им. Столыпина П. А. изучил мотивы внутренней миграции молодежи, обратив внимание не только на переезды в столицы, но и на возвращения в малые города. Авторы пришли к выводу, что переехать в крупный город молодых людей чаще заставляет не низкий уровень зарплат и сложности с трудоустройством, а неразвитость досуга и инфраструктуры. Удержать же в малом городе могут его "объективные свойства": хорошая экология, отсутствие спешки и шума. На основе полученных данных социологи подготовили ряд рекомендаций для развития малых городов, акцент в которых делается на ценности "новой провинциальности". Эксперты отмечают, что развитие некрупных населенных пунктов полезно для экономического роста, однако добавляют, что "наивно" ожидать повышения их привлекательности в ближайшем будущем.
Исследователи Института роста экономики имени Столыпина (создан в 2016 году) проанализировали причины внутренней миграции российской молодежи. Они опросили 186 человек в десяти городах России: в их числе Братск, Иркутск, Красноярск, Минусинск (Сибирский федеральный округ, "в сцепке" с Москвой) и Псков, Пикалево, Петрозаводск и Великие Луки (Северо-Западный федеральный округ, "в сцепке" с Санкт-Петербургом). Для проведения фокус-групп были выбраны пункты, лежащие на миграционных потоках, направленных из малых городов в столицы через областной центр. Города также выбирались по критериям наиболее заметного прироста/убыли населения по данным Росстата. Авторы исследования акцентируют внимание на том, что это качественное исследование: "Оно не показывает статистический срез молодежи по всей стране; мы проводили интервью с молодыми людьми, чтобы выяснить их мотивации, найти совпадения в логике принятия решений, заметить общие фразы, которые они применяют для описания своих действий",- объясняют авторы. В дальнейшем, не исключают социологи, исследование может быть продолжено более углубленно, с акцентом на статистических выкладках, однако "нашим фокусом все равно останется глубинное интервьюирование опрашиваемых для создания концепции развития малых городов, которую можно было бы вывести на федеральный уровень".
Главной причиной для переезда в крупный город стала скудость культурно-досуговой сферы малых городов, состояние транспортной и медицинской инфраструктуры и неухоженность городской среды (таких ответов 36% в СибФО и 31% в СЗФО).
Низкий уровень зарплат и сложности с трудоустройством оказались только на втором месте (19% и 27%). Авторы утверждают, что это первое исследование, в котором попытались изучить не только центростремительную, но и центробежную миграцию (то есть переезды из крупных городов в малые). Благоприятная экологическая обстановка, территориальная компактность, высвобождающая время на жизнь, спокойная атмосфера и более качественные социальные связи являются "якорями", удерживающими молодежь в малых городах (23% в Сибирском и 17% в Северо-Западном федеральном округе).
Исполнительный директор Института экономики роста имени Столыпина Антон Свириденко, комментируя результаты исследования, отмечает, что в нынешних обстоятельствах для устойчивого развития экономики и производства необходимо делать малые города привлекательными для переезда. "Исследование подтвердило наши догадки о том, что одним уровнем зарплат в провинциальные города молодежь переманить не удастся,- рассказывает экономист.- Людям нужны смыслы, акценты на которые и нужно делать в развитии таких городов". Господин Свириденко полагает, что концепция "новой провинциальности" должна акцентировать внимание на "уюте и комфортном ритме" малых городов и отходе от идеи, что "успех связан с мегаполисом". По его словам, мэры малых городов зачастую ошибочно считают единственной возможностью "приманить людей" предложение повышенных зарплат, которые неадекватны местному рынку труда. На самом же деле людям, рассматривающим переезд в малый город из областного центра или мегаполиса, чаще всего "не хватает понятного образа города и нематериальных причин его любить". В бытовом плане малым городам стоит стремиться быть частью агломерации, развивать инфраструктуру, в том числе транспортное сообщение с соседними городами и райцентрами, считает Антон Свириденко.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов (возглавляет координационный совет Института Столыпина) замечает, что разразившаяся в 2020 году пандемия коронавируса "сильно ускорила осознание того, что в современном мире "ходить на работу" нужно уже далеко не всегда": "Информатизация дала специалистам возможность качественно работать из любой точки, где есть интернет: речь именно об обычных райцентрах, покидать которые для успешной работы теперь вовсе необязательно",- объясняет господин Титов. Он уверен, что эта "мировая" тенденция должна стать одной из опорных в вопросе развития малых городов.
Социолог, основатель центра социального проектирования "Платформа" Алексей Фирсов отмечает, что внутренняя миграция молодежи - это естественный для всего мира процесс, который может быть очень полезен для экономического развития.
"Молодые люди учатся, ищут себя, постоянно для этого переезжая,- размышляет эксперт.- Если они будут равномерно распределяться по стране, это поможет также равномерно развивать территории". Говорить о формировании тенденции к переселению в малые города, по мнению господина Фирсова, преждевременно: "Пожив в столице, даже под гнетом темпа жизни все равно привыкаешь к определенному уровню культурного развития окружающих людей и городской среды, которого в малых городах чаще всего нет и приблизительно. К возвращению не готовы часто не люди, а сами малые города". Тем не менее он приводит примеры Норильска, Альметьевска и Тобольска в качестве городов, в которые вкладывается бизнес, делая их более привлекательными для переезда. "Это часто история про "третью ногу" развития города: бюджетного финансирования и крупного производства мало для устойчивости, нужен еще какой-то сектор экономики,- объясняет он.- Нередко делают ставку на туризм, но это не очень надежно. Поиск оптимальной "третьей ноги" должен быть первостепенным в планах увеличения привлекательности малых населенных пунктов".
Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич считает, что в ближайшие годы ждать тренда на развитие малых городов "бессмысленно". "Еще с советских времен 70% внутренней миграции происходит за счет молодежи,- объясняет эксперт.- Но в современной России долгие годы все стремятся в две точки: Москву и Петербург, реже - в ближайшие региональные центры. Думать, что молодежь, да и вообще кто угодно, решит поехать в малые города с их уровнем инфраструктуры и зарплат, наивно, как и ожидать, что можно быстро исправить ситуацию и сделать их привлекательнее".

Полина ЯЧМЕННИКОВА. Коммерсантъ, 19 февраля 2024 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887