Россияне назвали лучшие регионы страны
В лидеры с большим отрывом вырвался Краснодарский край.
Более половины (57%) респондентов признали его лучшим регионом страны,
то есть выбрали именно его при ответе на вопрос «какой регион мне
больше всего нравится» («эмоциональный» рейтинг представлен на диаграмме
слева). В более «объективном» рейтинге со средней оценкой по 7 драйверам
регионы распределились несколько иначе (например, столица переместилась
на две позиции выше), но первое место за собой сохранил Краснодарский
край (диаграмма справа):
Интересно, что, по мнению россиян, Краснодарский край уступает Москве
и Санкт-Петербургу по культурной, финансовой и политической привлекательности,
но опережает оба города по красоте природы, климату и социальному
благополучию.
Теплые края: южный округ привлекает россиян больше всего
Репутацию южных регионов жители РФ в целом оценивают более позитивно
(7,02), чем остальных (6,59–6,99). Территории ЮФО вошли в топ за
счет более высоких оценок по критериям: природа, климат и хорошая
экология; развитая сфера туризма и досуга. Вторую строчку в рейтинге
занял СЗФО. Бенчмарком для округа являются Санкт-Петербург и Ленинградская
область: оценки территорий задают высокую планку (не только для
своего округа, но и для других регионов России) по таким параметрам,
как история, культура, туризм и досуг.
А вот репутация регионов ЦФО ниже среднего. За исключением Москвы
и Московской области, остальные территории воспринимаются хуже,
чем регионы по России в целом. Максимальный разрыв наблюдается по
уровню социального благополучия. Также под вопросом политическая
стабильность и культурная привлекательность.
Уникальный репутационный рисунок мы видим у регионов УрФО. Для россиян
Урал – это олицетворение промышленных мощностей и благоприятных
условий для бизнеса. УрФО получил самый высокий средний балл по
драйверу финансовой привлекательности (8,03). А вот все, что связано
с культурой, туризмом, а также с экологией и климатом, оценивается
достаточно низко.
У соседей трава зеленее: разница во внутреннем и внешнем восприятии
Еще один вывод, который мы сделали из исследования – собственный
регион проживания зачастую кажется россиянам менее привлекательным
по сравнению с тем, как его оценивают со стороны. Средний балл между
индексом регионов-лидеров «изнутри» (по оценке населения региона)
– 7,41, тогда как «вовне» (по оценке населения страны) – 8,06. Кстати,
когда мы проводим оценку репутации любой бизнес-структуры, внутренняя
оценка тоже всегда оказывается ниже внешней.
Недооценивают место своего проживания, в частности, жители региона-лидера
– Краснодарского края. Хотя все россияне высоко оценили красоту
природы, туристические достопримечательности, уникальную культуру
и богатую историю края, о развитой промышленности, эффективном руководстве
и хорошей инфраструктуре сказали преимущественно респонденты «со
стороны». Сами жители региона оценили эти критерии в 6–7 баллов
из 10. Таким образом, в рамках исследования репутации территорий
жителей Краснодарского края можно считать определенным центром напряжения.
А вот в Татарстане ситуация оказалась зеркальная: жители оценили
свою республику лучше, чем прочие респонденты, почти по всем характеристикам,
включая уровень социального благополучия и качество инфраструктуры.
В данном случае местные жители выступили в роли трансляторов положительных
сообщений о своем регионе.
С помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 3000 россиян
старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры
населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не
превышает 2,5%.
Институт общественного мнения «Анкетолог», 15
января 2024 г.
Подробнее см.: https://iom.anketolog.ru/2024/01/12/rejting-rossijskih-gorodov
|