Довольны ли россияне здравоохранением?
В рамках проекта «Социальная динамика» ЦСП «Платформа»
и компания онлайн-исследований «ОнИн» (Онлайн Интервьюер) представляют
исследование, посвященное тому, как россияне оценивают работу системы
здравоохранения в стране.
Ключевые выводы и тезисы:
- Россияне склоняются к скорее негативной оценке системы здравоохранения
в стране (54% скорее недовольны ее работой) – несмотря на это,
предпочитают посещать государственные поликлиники, а не частные
медицинские организации (71% против 23%).
- Группу критиков формируют респонденты среднего и старшего возраста,
а также люди с низкой самооценкой здоровья. В основе группы поддержки
– молодежь и люди с хорошим самочувствием.
- Динамика улучшений сильнее всего проявлена в цифровизации медицины
(61% отметили электронную запись как позитивное изменение) и обновлении
инфраструктуры (57% – ремонт поликлиник и больниц, 46% – улучшение
технической оснащенности). Среди наиболее заметных ухудшений оказались
рост цен на лекарства (83%), а также дефицит кадров и снижение
их квалификации (65% и 54% соответственно).
- Сильно закреплен стереотип о распространенности коррупции в
медицине (42% считают, что она распространена сильно, 46% – что
иногда встречается). Кроме того, больше трети россиян (39%) утверждают,
что сталкивались с ней на личном опыте.
Оценка государственной системы здравоохранения
Население России, скорее, склонно к негативной оценке
работы системы здравоохранения, однако нельзя сказать, что это устойчивая
критическая позиция, – перевес небольшой: 44% скорее довольны и
54% скорее недовольны; группа поддержки достаточно высока – сопоставима
с долей критиков. В целом в той или иной мере проявленное критическое
отношение к государственной медицине является общемировой тенденцией.
Если среди мужчин распределение на довольных и недовольных
практически равное (49% на 48%), то женщины скорее недовольны (39%
к 59%) – вероятно, женщины чаще посещают медицинские организации
(по крайней мере, они чуть более склонны к профилактическим мерам
и ранней диагностике), в том числе из заботы о детях: чем шире опыт
взаимодействия, тем выше вероятность столкнуться с негативными ситуациями.
Наблюдается также поколенческое различие: с увеличением
возраста растет инедовольство. В категории 18-24 года 64% довольных,
среди респондентов 55 лети старше – 36%. Пожилые люди чаще сталкиваются
с проблемами со здоровьем, а чем хуже самооценка здоровья респондента,
тем более критично он оценивает систему здравоохранения. Кроме того,
влияние может оказывать память о советской системе и стереотип «раньше
было лучше».
Вы в целом довольны или недовольны работой системы
здравоохранения в нашей стране?
(% опрошенных, один ответ)

В среднем динамике изменений в системе здравоохранения
за последние несколько лет большинство россиян не дают однозначной
оценки: 41% считает, что что-то стало лучше, что-то хуже, 23% отмечают
изменения к лучшему, 27% – к худшему.
Мужчины чаще женщин склонны оценивать перемены положительно:
27% против 19%. И вновь с возрастом растет негатив, чаще всех позитивную
динамику наблюдают респонденты в возрасте 18-24 лет (37%). Вероятно,
подобное распределение связано в том числе с характером изменений:
цифровизация системы для молодых людей более понятна и ожидаема.
Как вы считаете, изменилась ли система здравоохранения
в России за последние несколько лет?
(% опрошенных, один ответ)

Наиболее заметными улучшениями в системе здравоохранения
для респондентов оказались такой визуально фиксируемый фактор, как
улучшение инфраструктуры поликлиник и больниц, и повышение качества
обслуживания. В качестве основных проблем были обозначены рост цен
на лекарства и усугубление кадрового вопроса, актуального сейчас
для многих профессиональных сфер в стране.
Раскрывая двойственность оценки динамики обслуживания,
стоит указать, что среди положительных изменений лидирует технологический
фактор (ввод электронной записи), тогда как главной негативной стороной
является человеческий фактор (ухудшение отношения к пациентам),
более сложный для объективного измерения.
Актуальные улучшения в системе здравоохранения в первую
очередь ожидаемо замечают жители Москвы (57% довольных; 37% считают,
что система изменилась к лучшему за последние годы) – результат
активной реконструкции городских поликлиник и развития электронных
сервисов.
Топ-5 изменений
(% опрошенных, любое количество ответов; вопрос задавался тем, кто
отмечал,
что система здравоохранения изменилась)

Доступность лекарств
Больше половины россиян (57%) не испытывают проблем
с медикаментами, 39% отмечают, что некоторые необходимые препараты
на текущий момент в аптеках купить сложно или невозможно. Менее
всего вопрос лекарств волнует респондентов в возрасте 18-24 лет
(64% считают, что все необходимое есть в наличии) – вероятно, молодые
люди еще не успели столкнуться с потребностью иметь дома расширенную
аптечку.
Доступность лекарств определяется не только наличием
препаратов в аптеках, но и их стоимостью, отсутствием более дешевых
аналогов – среди респондентов с уровнем дохода ниже среднего 52%
испытывают затруднения с покупкой.
Оценка доступности медикаментов тесно связана с самооценкой
здоровья: дефицит препаратов замечают 31% среди тех, кто считает
состояние своего организма хорошим, и 53% среди тех, кто испытывает
проблемы со здоровьем, – чем серьезней нарушения, тем более специфические
препараты могут требоваться (например, от единственного иностранного
производителя).
Можете ли вы и ваши близкие купить в аптеках
необходимые препараты?
(% опрошенных, один ответ)

Уровень доверия российским медикаментам за последние
несколько лет не изменился среди половины россиян (54%). Но все-таки
можно отметить определенную положительную динамику: 30% стали доверять
больше, 12% – меньше. Возможно, расширение фармацевтических производств
в стране и постепенное привыкание к национальным брендам дало свой
эффект. Однако не все еще склонны принимать продукты импортозамещения,
также наблюдается связь с самооценкой здоровья: чаще отмечают рост
доверия респонденты с хорошим самочувствием. Вероятно, это может
быть связано с тем, что некоторые «сложные» лекарства – дженерики
или оригинальные препараты – Россия начала выпускать совсем недавно,
гражданам сложно оценить эффективность.
Доверие государственной медицине
При выборе медицинского учреждения респонденты чаще
отдают предпочтение государственным клиникам. Приблизительно четверть
(23%) опрошенных выбирают частную медицину. Такая тенденция прослеживается
во всех регионах, как в крупных, так и в малых городах.
На предпочтение типа медицинского учреждения самооценка
здоровья не оказывает влияния: государственные клиники одинаково
часто выбирают как те, кто доволен своим состоянием, так и те, кто
нет (70-73%). Однако играет роль оценка системы здравоохранения:
чем ниже уровень удовлетворенности, тем больше респонденты склонны
к выбору частных организаций. Материальное благополучие также является
одним из значимых факторов: к частным специалистам несколько чаще
обращаются те, кто может себе это позволить. И все же в целом наблюдается
довольно устойчивый выбор в пользу государственных поликлиник. Это
может объясняться общим социально-экономическим фоном и растущей
стоимостью добровольного медицинского страхования.
Коррупция в здравоохранении
Большинство россиян уверены, что коррупция так или иначе
присутствует в нашей системе здравоохранения: 42% считают, что она
сильно распространена, 46% – что иногда встречается в отдельных
сферах, лишь 4% – что ее нет совсем. Люди среднего и старшего возраста
более склонны к критической позиции, чем молодежь. Вероятно, отчасти
это связано с личным опытом столкновения с коррупцией в медицине
– об этом они также говорят чаще, чем молодые люди. Однако разница
в опыте не такая значительная, чтобы утверждать, что это единственный
фактор, определяющий процент уверенных в распространенности коррупции.
Значимую роль в оценке распространенности коррупции
в медицине играют стереотипы – утверждают, что сталкивались с ней
лично, меньше респондентов (39%), чем уверены в ее существовании
(88%).
Прогноз
Ожидания от будущего медицины в России не определены:
30% респондентов считают, что система здравоохранения улучшится,
27% – что ухудшится, 33% – что останется без изменений. Предположения
о будущем тесно связаны с оценкой настоящего. Молодежь настроена
более оптимистично: как отмечалось выше, молодые люди выше оценивают
изменения последних лет – среди группы 18-24 лет 46% предвосхищают
дальнейшие улучшения. В географическом разрезе позитивных изменений
больше ожидают на Кавказе (44%) и в Москве (39%).
Информирование населения
Мнения о том, необходимо ли больше рассказывать о работе
системы здравоохранения, разделились почти поровну: 49% россиян
считает, что да, 42% отмечают, что информации достаточно.
Целевая аудитория сообщений о нововведениях, правах
и возможностях пациента, научных достижениях – старшее поколение,
запрос на расширение информирования усиливается с возрастом (56%
среди людей старше 45 лет считают, что нужно больше рассказывать
о медицине, среди респондентов в возрасте 18-24 лет таких 28%).
Всероссийский онлайн-опрос проведен в ноябре 2023
года. В опросе принимали участие россияне в возрасте от 18 лет.
Выборка объемом в 1200 респондентов, квотированная по социально-демографическим
параметрам, типу населенного пункта и федеральным округам.
Центр социального проектирования «Платформа»,
18 декабря 2023 г.
Подробнее см.: https://pltf.ru/2023/12/18/dovolny-li-rossiyane-zdravoohraneniem/
|