Для цитирования: Щербакова Е.М.
Миграция в России, предварительные итоги 2022 года // Демоскоп Weekly.
2023. № 983-984. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2023/0983/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Миграция в России, предварительные
итоги 2022 года
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
В 2022 году миграционный прирост населения России сократился
на порядок, составив менее 62 тысяч человек, или 0,4 на 1000 человек
По данным Федеральной службы государственной статистики
(Росстат), миграционный прирост населения России[1]
сократился в 2022 году на порядок, составив 61,9 тысячи человек[2],
или 0,4 на 1000 человек постоянного населения с учетом итогов ВПН-2020[3].
Он компенсировал заметно уменьшившуюся естественную убыль населения
(-594,6 тысячи человек) всего на 10,4%.
Более подробные предварительные данные оперативного
учета миграции за январь-декабрь 2022 года, которые уже рассматривались
в одном из предыдущих
выпусков Демографического барометра, показывали еще более низкий
миграционный прирост – 34,9 тысячи человек, или 0,2 на 1000 человек
постоянного населения без учета итогов ВПН-2020. Такой миграционный
прирост компенсировал естественную убыль населения только на 5,8%.
Формально миграционный прирост в 2022 году оказался
на беспрецедентно низком уровне, что объясняется переносом большей
части, порядка 200 тыс. выбытий со второго полугодия 2021 г. на
первое полугодие 2022 г. С июля 2021 г. срок действия документов
мигрантов – иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания,
был продлен до 31 декабря 2021 г. в соответствии с Указом Президента
РФ[4]. Это привело к тому,
что выбытия, связанные с окончанием срока регистрации по месту пребывания,
Росстат перестал фиксировать, поэтому в 2021 г. число выбывших из
России резко сократилось. Регистрация этих выбытий была перенесена
на первое полугодие 2022 г., в результате чего за январь-июнь Росстат
фиксировал рекордную миграционную убыль в 97,6 тыс. человек. Во
втором полугодии показатели стали нормализоваться, и только к концу
2022 года провал первого полугодия был перекрыт. Миграционный прирост
населения в 2021 г. оказался завышен примерно на 200 тыс. человек,
в 2022 г. он на ту же величину занижен.
Население России увеличивается за счет миграции с середины
1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики
СССР стали по объему меньше, чем обратные миграционные потоки, за
счет, в основном, возвращения в Россию русскоязычного населения.
После распада СССР сальдо международной миграции России резко увеличилось,
достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (846 тысячи
человек, или 5,7‰ в 1994 году[5]),
после чего интенсивность международного миграционного обмена, а
в результате и миграционного прироста, быстро снижалась (рис. 1).
В середине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя
на уровне 0,3-0,5‰, которая в конце десятилетия сменилась ростом,
а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.
Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую
долгосрочную международную миграцию со сменой постоянного места
жительства. Ее объем зависит не только от имеющегося миграционного
потенциала возможных стран выезда, социально-экономической ситуации
в странах въезда и выезда, но и в существенной степени от правил
регистрации мигрантов и практики их применения. В России эти правила
неоднократно изменялись[6].
Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Росстатом,
были дважды заметно увеличены ретроспективно в процессе корректировки
численности населения по итогам Всероссийских переписей населения
(ВПН) 2002 и 2010 годов. После переписи населения 2010 года критерии
миграции были в очередной раз расширены с целью более полного ее
учета: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное
место жительства стали включать лиц, зарегистрированных по месту
пребывания на срок 9 месяцев и более[7].
При публикации оперативных данных помесячной отчетности
за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место
жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные
(снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким
образом, Росстат опубликовал два ряда данных, и один из них был
сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации
по месту жительства уже не выделялись[8].
Изменение критериев долговременной миграции первоначально
привело к значительному увеличению числа прибывших и чистой миграции
(миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений
(прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока
пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства)
в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила
учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению
значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации
и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[9],
но в целом позволило более полно, чем это было до 2011 года, учитывать
долговременную миграцию[10].
В 2011 году после введения новых правил учета число
прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства
или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по
данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против
139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012-2014 годах число
иммигрантов в Россию продолжало увеличиваться (на 15-20% в год).
Однако в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического
кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов
в Россию существенно замедлился - прирост составил всего 3%, а в
2017 году – 2%. В 2016 и 2018 годах число прибывших в Россию даже
сокращалось (на 4% и в том, и в другом году).
В 2019 году на постоянное жительство или длительное
пребывание в Россию прибыли из-за рубежа более 701 тысячи человек,
что на четверть (24%) больше, чем было зарегистрировано в предшествующем
2018 году. Это самое высокое значение показателя в XXI веке, хотя
оно уступает значениям 1980-х и первой половины 1990-х годов. Специалисты
Росстата связывали такой рост с более полным предоставлением информации
территориальными органами МВД в результате введения в 2019 году
форм федерального статистического наблюдения вместо листков статистического
учета прибытия/выбытия, предоставление которых статистическим органам
не было строго регламентировано[11],
в результате чего соответствующие данные не всегда поступали в территориальные
статистические службы[12].
В то же время отмечалось, что нормативные правовые документы,
разработанные в целях реализации Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующие
порядок оформления разрешения на временное проживание и вида на
жительство, не содержат порядка составления и передачи первичных
документов статистического учета мигрантов в органы государственной
статистики. Кроме того, с 1 ноября 2019 года вид на жительство выдается
без ограничения срока действия[13],
что не может не отразиться на полноте учета по месту пребывания.
В 2020 году объемы миграционных перемещений заметно
сократились из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусной
инфекции COVID-19. В Россию на постоянное жительство или длительное
пребывание прибыли 594,1 тысячи человек, что на 15% меньше, чем
в 2019 году, но примерно соответствует значениям показателя 2015
и 2017 годов. В 2021 году число прибывших в Россию увеличилось до
667,9 тысячи человек, что на 12% больше, чем в 2020 году, но на
5% меньше, чем в 2019 году.
По данным за январь-декабрь 2022 года, в Россию на постоянное
жительство или длительное пребывание прибыли из других стран 703,3
тысячи человек, что больше не только, чем в 2021 году (на 5,3%),
но и в 2019 году (на 0,3%). Одновременно резко увеличился обратный
поток мигрантов – из России.
Число мигрантов, выбывших из России на постоянное жительство
(длительное пребывание) в другие страны, увеличивалось после расширения
критериев миграции в 2011 году с определенным временным лагом по
сравнению с ростом числа иммигрантов. Если в 2011 году число выбывших
за пределы России увеличилось на 13%, то в 2012 году возросло в
3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной
миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать
мигранты, срок пребывания которых в России закончился согласно разрешительным
документам. В 2013-2014 годах число выбывших из России увеличивалось
ежегодно в 1,5-1,7 раза, но в 2015 году – только на 15%.
В 2016 году число выбывших из России сократилось на
11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться - на 20%
в 2017 году и 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча
эмигрантов. В 2019 году число эмигрантов снизилось до 416 тысяч
человек (-6%), а в 2020 году вновь увеличилось, поднявшись почти
до 488 тысяч человек (+17%). Это самое высокое число учтенных выбытий
из России, начиная с 1993 года. В 2021 году число выехавших из России
сократилось вдвое - до 238 тысяч человек, что существенно ниже значений
показателя за 2014-2020 годы. Как говорилось выше, это – следствие
продления статусов и отмены регистрации выбытий международных мигрантов,
зарегистрированных по месту пребывания во втором полугодии 2021
г.
По оценкам Росстата за январь-декабрь 2022 года число
выехавших из России в связи со сменой места жительства (пребывания)
увеличилось почти втрое, превысив 668 тысяч человек и все значения
показателя за 1993-2021 годы. Это – следствие переноса примерно
200 тысяч выбытий иностранных граждан со второй половины 2021 г.
на первую половину 2022 г.
После расширения критериев миграции в 2011 году миграционный
прирост населения России заметно увеличился из-за опережающего роста
учтенных прибытий. Сальдо миграции за 2011 год составило почти 320
тысяч человек, что вдвое превысило значение показателя за 2010 год.
В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий оно сократилось
на 7,8%, а в 2013 году оставалось практически на том же уровне,
что и в 2012 году, увеличившись всего на 0,3% (296 тысяч человек).
В последующие годы величина чистой миграции преимущественно
снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч человек. В 2019
году она увеличилась в 2,3 раза - до 285 тысяч человек в связи с
более полным предоставлением информации территориальными органами
МВД РФ, но с началом пандемии COVID-19 вновь снизилась, составив
106,5 тысячи человек в 2020 году. Тем не менее, во второй год пандемии
и, отметим, год проведения переписи населения (ВПН-2020) миграционный
прирост населения России, по данным Росстата, увеличился вчетверо
– до 430 тысячи человек, или 29,5 на 10 тысяч человек постоянного
населения. Более высокие значения коэффициента миграционного прироста
в период после 1990 года отмечались только в 1993-1995 годах по
данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), хотя в дальнейшем
они были существенно повышены в результате корректировки по итогам
переписей населения (ВПН-2002 и ВПН-2010).
По предварительным данным за январь-декабрь 2022 года,
миграционный прирост населения России сократился в 12 раз, составив,
как уже говорилось, 34,9 тысячи человек, или 2,4 на 10 тысяч человек
постоянного населения. Столь низкое значение коэффициента миграционного
прироста отмечалось только в 2003 году по данным текущего учета
миграции (МП (нетто) на рис. 1), но в дальнейшем оно были повышено
в результате корректировки по итогам ВПН-2010.
Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших
из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек
населения), 1980-2022* годы
* за 2011 год приведены данные по новым, расширенным
(2011н) и прежним правилам учета (2011); 2012-2022 годы – оценка
по новым правилам учета (2012-2021 годы – по данным годовой разработки,
2022 год - по оперативным данным за январь-декабрь); миграционный
прирост рассчитан: МП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию
и выбывших из России по текущему учету; МП (с корректировками) -
как разность между общим и естественным приростом населения России
с учетом итогов ВПН-2010[14]
Стоит отметить, что расширение критериев миграции со
сменой постоянного места жительства (длительного пребывания) привело
к росту миграционного оборота – суммы числа прибывших и выбывших
мигрантов. В 2018 году оборот международной миграции в России превысил
миллион человек, а в 2019 году превысил 1117 тысяч человек, что
на 11% больше, чем в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011
году (393 тысячи человек), когда впервые были применены новые критерии
миграции. В период пандемии COVID-19 оборот международной миграции
в России сокращался, составил около 1082 тысяч человек в 2020 году
и 906 тысяч человек в 2021 году. По данным за январь-декабрь 2022
году оборот международной миграции в России увеличился в 1,5 раза,
составив почти 1372 тысячи человек, но часть этого оборота была
«фиктивной» даже в рамках действующей системы учета мигрантов.
Сведения об основных показателях миграционной ситуации
в Российской Федерации ежемесячно публикует и Главное управление
по вопросам миграции Министерства внутренних дел России[15].
По данным за январь-декабрь 2022 года[16],
количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан
и лиц без гражданства увеличилось на 26% по сравнению с аналогичными
данными за 2021 год. В 2022 году на миграционный учет было поставлено
более 16870 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, в том
числе 16310 тысяч человек (96,7%) - по месту пребывания, 560 тысяч
человек (3,3%) - по месту жительства. Из общего числа лиц, поставленных
на миграционный учет по месту пребывания, 72% въехали в Россию с
целью работы, 5% - с целью учебы, 2% - с целью туризма, 21% - с
частными или иными целями.
Одновременно увеличилось на 39% и число снятых с миграционного
учета – оно составило в 2022 году 14525 тысяч человек против 10449
тысяч человек в 2021 году.
За январь-декабрь 2022 года иностранным гражданам и
лицам без гражданства оформлено (первично) более 174 тысячи разрешений
на временное проживание и 286 тысяч видов на жительство. На конец
года действительные разрешения на временное проживание в России
имели почти 208 тысяч человек, действительные виды на жительство
- около 535 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства.
Несколько снизилось число лиц, в отношении которых принято
решение о приобретении гражданства Российской Федерации (о приеме,
восстановлении, признании), - в 2022 году оно лишь немногим превысило
691 тысячу (в 2021 году - 735 тысяч).
Вместе с тем, в 2022 году было направлено более 141
тысячи представлений о запрещении («неразрешении») иностранным гражданам
и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию (в 2021 году
– более 176 тысяч).
[1] Без учета статистической
информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной
Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.
[2] Оценка численности постоянного
населения на 1 января 2023 г. и в среднем за 2022 г. и компоненты
ее изменения (с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020
г.) - (Размещено 17.03.2023) – https://rosstat.gov.ru/folder/12781
.
[3] Всероссийская перепись
населения 2020 года. Сроки ее проведения дважды переносились из-за
пандемии COVID-19. Была проведена осенью 2021 года, в период с 15
октября по 14 ноября по состоянию на 1 октября 2021 года.
[4] Указ Президента Российской
Федерации от 16 июля 2021 г. №364 «О временных мерах по урегулированию
правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации в период преодоления последствий распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
[5] В данном случае миграционный
прирост населения рассчитан как разность чисел прибывших в Россию
и выбывших из нее. Принимаемые в текущих расчетах численности населения
миграционные приросты несколько отличаются от отчетных данных о
миграции из-за поправок на недоучет некоторых случаев перемены места
жительства. В частности, такой скорректированный миграционный прирост
населения за 1994 год (с учетом итогов ВПН-2002, рассчитанный как
разница между общим и естественным приростом населения) составил
997 тысяч человек, или 6,7‰. – См.: Российский статистический ежегодник.
2022: Стат. сб./ Росстат. М., 2021. Приложение «Социально-экономические
показатели Российской Федерации в 1991-2021 гг.»; Демографический
ежегодник России. 2019: Стат. сб./ Росстат. М., 2019. С. 12, 16,
200-201; Демографический ежегодник России. 2021: Стат. сб./ Росстат.
М., 2021. С. 12, 16, 204-205.
[6] Подробнее см., например,
Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад
/ отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный
демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей
школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[7] До 2011 года первичные
статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных
по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались,
как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России.
2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов,
зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались
территориальными органами статистики и определенным образом учитывались
при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось
в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность
населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа
и районам» за 2005-2010 годы.
[8] Данные о миграции, приводимые
в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое положение
Российской Федерации» и ежегодных статистических бюллетенях «Численность
и миграция населения Российской Федерации», согласно сопровождающим
их методическим пояснениям, получены в результате разработки документов
статистического учета прибытий и выбытий, поступающих от территориальных
органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (ранее,
до 2016 года – от территориальных органов Федеральной миграционной
службы). Листки статистического учета мигрантов составляются при
регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту
жительства и при регистрации по месту пребывания на
срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учёта осуществляется
автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции
населения при перемещениях в пределах Российской Федерации,
а также по истечении срока пребывания у мигрантов
независимо от места прежнего жительства.
[9] Чудиновских О.С. Административная
статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация
в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[10] Население России 2018:
двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В.
Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 269.
[11] https://www.rbc.ru/newspaper/2019/07/24/5d36c6ef9a7947f42d42668b
; https://www.forbes.ru/obshchestvo/380605-rosstat-obyasnil-anomalnyy-rost-pritoka-migrantov-novym-podhodom-k-sboru
; https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/07/23/807137-rossii-skachok-chisla-migrantov
[12] Население России 2018:
двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.
В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 265.
[13]В соответствии со статьей
3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных
граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание
и вида на жительство» от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ. Этот закон
вступил в силу с 1 ноября 2019 года. – См. Предисловие к статистическому
бюллетеню «Численность и миграция населения Российской Федерации
в 2019 году». М., Федеральная служба государственной статистики,
2020.
[14] Рассчитано по данным,
приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику.
2022 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в
1991-2021 гг.»
[15] Министерство внутренних
дел Российской Федерации - https://мвд.рф
[16] Сводка основных показателей
деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за
январь - декабрь 2022 года. 18 Января 18:18 - https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/35074904
(дата обращения: 06 февраля 2023 года).
|