Индекс женской предпринимательской активности достиг
рекордного значения
Аналитический центр НАФИ совместно с Комитетом по развитию
женского предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» с 2015 года измеряют
индекс женской предпринимательской активности в России (Women Business
Index, WBI). Индекс WBI показывает уровень благоприятности деловой
и социальной среды для развития женского предпринимательства. В
исследованиях принимают участие как женщины-предприниматели, так
и женщины, не ведущие предпринимательскую деятельность. Динамика
измерений позволяет видеть, как меняются экономические условия,
общественное мнение и личные качества, которые демонстрируют женщины,
ведущие предпринимательскую деятельность в нашей стране.
Значение Индекса может колебаться от 0 до 100 пунктов
(п.), где показатель выше 50 пунктов указывает на благоприятную
среду, а ниже 50 пунктов – на неблагоприятную.
По результатам 10-й волны исследований, Индекс WBI составил
73,7 п., что является абсолютным максимумом с 2015 года.
Индекс женской предпринимательской активности реагирует
на изменения, которые происходят в стране. Так, например, во время
пандемии COVID-19 и в период введения санкционных ограничений в
2022 году было зафиксировано его падение (до 69,8 п.п. в 2022 году
(против 71,1 пунктов в 8-й волне) и до 60,1 п.п. в третьем квартале
2020 года).
Динамика индекса WBI (2015–2023)
Рост культуры предпринимательства
10-я волна WBI показала, что подавляющее большинство
женщин, не ведущих предпринимательскую деятельность (94%), положительно
относится к женщинам-предпринимателям. При этом доля тех, кто отмечает,
что за последние полгода общественное мнение по отношению к женщинам,
ведущим активную профессиональную деятельность (развивают собственный
бизнес или занимают руководящие должности в государственных и коммерческих
структурах), улучшилось, выросла на 13 п.п. – с 41% в 2022 году
до 54% в 2023 году.
В 2 раза больше женщин-предпринимателей говорят, что
отношение к их профессиональной деятельности стало лучше со стороны
членов семьи, друзей или коллег. В 2022 году об этом заявляли 23%
женщин, ведущих бизнес, в 2023 – 46%.
В то же время на сегодняшний день каждая пятая женщина,
не связанная с предпринимательством, твердо заявляет, что бизнес
– не для нее. Чаще всего такое мнение выражают женщины старшего
возраста (31% среди опрошенных старше 55 лет), а также те, кто не
имеет высшего образования (23%) или постоянной работы (26%). 75%
женщин могут представить себя в этой роли.
Оценка условий ведения бизнеса
В 2023 году заметно выросла доля тех, кто считает, что
возможностей для открытия и ведения бизнеса стало больше. В среде
женщин-предпринимателей почти в 2 раза чаще стали говорить, что
условия для старта своего дела в их регионе стали лучше (38% против
20% летом 2022 года на пике социально-экономических изменений в
стране). Женщины, не связанные с бизнесом, также чаще заявляют об
этом (29% – на 13 п.п. больше, чем в 2022 году, 16%).
ТОП-3 мотивов для начала предпринимательской деятельности,
по данным 10-й волны WBI:
- желание улучшить материальное положение (65%),
- возможность реализовать свои идеи (58%),
- независимость в принятии решений (52%).
Отсутствие стартового капитала (64%), неуверенность
в собственных силах (54%) и нехватка знаний (54%) – ключевые барьеры,
мешающие сегодня женщинам начать собственный бизнес.
Развитие бизнеса
Помимо улучшения общего делового климата и культуры
женского предпринимательства в стране, женщины, занимающиеся бизнесом,
говорят о восстановлении устойчивости своих компаний после экономического
«шторма» середины прошлого года.
Во-первых, женщины-предприниматели отмечают изменения
в оборотах компаний: 45% увеличили оборот (в ходе прошлого исследования
об этом заявляли только 22%), а сократился оборот в 12% компаний
(в 2 раза меньше, чем в прошлом году, 48%).
Во-вторых, за последние полгода в 3 раза больше женщин-предпринимателей
увеличили штат компании (36% против 12% в 2022 году).
Также незначительная динамика наблюдается в планах расширения
женщинами своего бизнеса за счет собственной прибыли. Сегодня такие
планы имеет каждая третья женщина-предприниматель (33% против 29%
в 2022 году). Еще 36% ориентируются на сохранение текущих размеров
бизнеса.
Личные и профессиональные качества
За последние полгода женщины-предприниматели демонстрировали
более высокий запрос на дополнительное бизнес-образование. Те или
иные программы обучения прошли почти две трети (61%) опрошенных
женщин, ведущих свой бизнес (в предыдущем периоде о получении дополнительного
образования заявляли 43% опрошенных). При этом каждая третья представительница
бизнес-сообщества (38%) считает, что в ближайшем будущем ситуация
в сфере доступности бизнес-образования будет улучшаться. Женщины,
не являющиеся предпринимателями, также получали дополнительное образование,
проходили курсы, тренинги в области личного профессионального развития
(65%) и также отмечают повышение доступности такого образования
– 41% считают, что оно стало доступнее.
Большинство женщин-предпринимателей (64%) положительно
оценивают изменения своих профессиональных навыков за последние
6 месяцев (для работающих по найму этот показатель ниже – 47%),
при этом 68% опрошенных полагают, что их профессионализм будет развиваться
и в ближайшие полгода.
Также более половины женщин-предпринимателей отмечают
роль профессиональных сообществ для поддержки развития бизнеса.
Важное значение придается экспертным комиссиям или рабочим группам
при органах государственной власти (64%), региональным, местным
сообществам (59%) и женские сообщества, в том числе отраслевые (55%).
Чаще всего женщины-руководительницы участвуют в деятельности профильных
и отраслевых сообществ (27%), каждая пятая (20%) состоит в женском
сообществе, а каждая десятая (12%) – в экспертных объединениях при
органах государственной власти.
Надия Черкасова, председатель Комитета по развитию
женского предпринимательства «Опоры России»:
«С 2015 года мы провели уже 10 исследований и можем
с уверенностью говорить о том, что устойчивый рост вовлечения женщин
в экономику сформирован. 32%, то есть треть опрошенных, позитивно
оценивают перспективы для своего бизнеса. Точкой роста предприниматели
считают возможности развития, в первую очередь, на внутреннем рынке.
Малому бизнесу было сложно конкурировать с международными корпорациями
и брендами, сейчас есть окно возможностей для занятия их ниш. 39%
отмечают этот фактор».
Методология Индекса WBI
Индекс WBI измеряется с 2015 года и показывает
уровень благоприятности деловой и социальной среды для развития
женского предпринимательства в России. Индекс объединяет 3 показателя
с отдельными тематическими блоками вопросов. Индекс женской предпринимательской
активности отражает деловую активность женщин с трех сторон.
Первая составляющая – «Культура предпринимательства»:
она показывает отношение общества к женщинам-предпринимателям.
Второй пункт – «Предпринимательская экосистема»
– выражается в оценке условий ведения бизнеса: доступности финансирования,
наличия необходимой инфраструктуры, возможностей для бизнес-образования
и др.
Третий компонент – «Личные качества» – учитывает
такие факторы, как профессиональные навыки, семейная жизнь, хобби
и пр.
В исследовании принимают участие как женщины-предприниматели
(руководители/владельцы предприятий сегмента МСП), так и женщины,
не являющиеся предпринимателями (представители женского пола в возрасте
от 18 до 60 лет). Выборка предприятий строится по показателям размера
и отрасли бизнеса согласно данным Росстата.
Индекс измеряется в диапазоне от 0 до 100 п. Значение
индекса выше 50 пунктов указывает на благоприятную среду, а ниже
50 пунктов – на неблагоприятную. Частные составляющие индекса измеряются
по аналогичной шкале.
Аналитический центр НАФИ, 7 марта 2023 г.
Подробнее см.: https://nafi.ru/analytics/
indeks-zhenskoy-predprinimatelskoy-aktivnosti-dostig-rekordnogo-znacheniya-10-ya-volna-wbi/
|