|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|

|
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ
РЕГИОНОВ РОССИИ
Национальный демографический доклад-2022
Ответственные редакторы
Т.К. Ростовская, А.А. Шабунова
М., ИТД "Перспектива",2022, 220 страниц
|
https://www.isras.ru/files/File/publ/publ2022/demdoklad_demograf_samochuvstvie_regionov_2022.pdf
В качестве примера мониторинга результативности
семейно-демографической политики на основе анализа показателей,
характеризующих репродуктивное поведение населения России
и полученных на основе Всероссийского социологического исследования
«Демографическое самочувствие России», проведенного ИДИ ФНИСЦ
РАН в 2020 г., можно привести данные по желаемому и ожидаемому
числу детей в российских семьях (табл. 1.1.1). Данные сформированы
по следующим субъектам России: г. Москва, Республика Башкортостан,
Республика Татарстан, Вологодская область, Волгоградская область,
Ивановская область, Ленинградская область, Московская область,
Нижегородская область, Свердловская область.
Таблица 1.1.1
Структура ответов респондентов на вопросы
о желаемом и перспективно возможном числе детей, % от числа
опрошенных
Вариант ответа
|
Структура ответов на вопрос «Сколько всего детей
(включая имеющихся) Вы хотели бы иметь, если бы у Вас
были все необходимые условия?»
|
Структура ответов на вопрос «Сколько всего детей
(включая имеющихся) Вы собираетесь иметь?»
|
Женщины
|
Мужчины
|
Женщины
|
Мужчины
|
Ни одного
|
3,2
|
5,0
|
4,6
|
5,8
|
1 ребенка
|
8,8
|
10,0
|
18,9
|
17,3
|
2 детей
|
43,2
|
39,4
|
44,0
|
39,7
|
3 детей
|
28,5
|
23,2
|
14,7
|
14,4
|
4 детей
|
3,0
|
2,9
|
1,4
|
2,0
|
5 детей и более
|
2,9
|
4,7
|
1,0
|
2,3
|
Трудно сказать
|
10,4
|
14,9
|
15,3
|
18,6
|
Страница 17
Краткий обзор стратегических документов национального
уровня позволяет сделать три важных вывода: во-первых, на
национальном уровне сохранение народонаселения осознается
как важнейший фактор национальной безопасности; во-вторых,
в России уделяется должное внимание формированию законодательных
основ в сфере демографической политики, но целевые установки
стратегических документов не всегда согласованы. В-третьих,
формируя демографическую политику, принимая стратегические
документы развития страны, крайне важно учитывать особенности
и закономерности демографического развития, знать и понимать
потребности территорий для достижения демографического оптимума,
формирования благоприятной демографической ситуации (увеличение
рождаемости, снижение смертности, привлечение рабочей силы
и т. д.). Эти знания дают возможность выстраивать адекватную,
жизнеспособную стратегию, включать в нее жизнеспособные, актуальные
параметры и получать результаты, в том числе направленные
на народосбережение.
Страница 26
|
Национальный демографический доклад - 2022 включает
актуальные вопросы исследовательского и управленческого характера,
данные о демографическом развитии, собранные в 10 регионах - участниках
проекта РНФ "Демографическое поведение населения в контексте
национальной безопасности России".
В первом разделе доклада представлены два инструмента,
которые, на взгляд авторов, крайне актуальны для реализации эффективной
демографической политики в России. Это системный мониторинг семейно-демографической
политики и следующий после разработки профессионального стандарта
"Демограф" шаг для обеспечения кадрового потенциала в
сфере народосбережения - развитие демографического образования в
стране. Первый позволит получать полную достоверную информацию о
результатах внедрения мер демографической политики. Второй проанализирован
с точки зрения имеющегося опыта демографического образования за
рубежом. Также проведена оценка готовности системы российского образования
к подготовке специалистов- демографов в звене высшего профессионального
образования. Второй раздел доклада представляет оценку демографической
ситуации в регионах - участниках проекта "Демографическое поведение
населения в контексте национальной безопасности России". Акцент
сделан на ее изменении в постпандемийный период.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
1.1. Концептуальные основы мониторинга семейно-демографической
политики в России и ее регионах
1.2. Демографическое образование в России: новые возможности формирования
кадрового потенциала в области народосбережения
РАЗДЕЛ II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
2.1. Демографическая ситуация в г. Москве и Московской области
2.2. Демографическая ситуация в Республике Башкортостан
2.3. Демографическая ситуация в Республике Татарстан
2.4. Демографическая ситуация в Ставропольском крае
2.5. Демографическая ситуация в Волгоградской области
2.6. Демографическая ситуация в Вологодской области
2.7. Демографическая ситуация в Ивановской области
2.8. Демографическая ситуация в Нижегородской области
2.9. Демографическая ситуация в Свердловской области
РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
|