|
Традиционные ценности, современные цели
Коротко о главном:
- Большинство россиян считает важным для России сохранить традиционные,
моральные, национальные и религиозные ценности (81%).
- Главные цели в жизни для россиян – здоровье (58%) и создание
счастливой семьи (56%).
На что ориентируемся?..
Ценности общества представляют собой накопленный опыт
и мудрость предыдущих поколений. Они помогают нам сохранять свою
идентичность, связывать людей вокруг общих целей и создавать стабильность.
Традиционные ценности способствуют формированию нравственных принципов
и этических норм, которые определяют приоритеты и ориентиры для
каждого человека. Для восьми из десяти россиян важно видеть Россию
будущего страной, сохранившей традиционные моральные, национальные
и религиозные ценности (81%). Чем старше россияне, тем чаще они
поддерживают этот тезис (92% среди 60 лет и старше vs. 54% среди
18-24-летних), тогда как молодежь, которая, как правило, в начале
жизненного пути находится в поиске ориентиров и смыслов, чаще других
говорит, что подобные установки для нее не важны (43% vs. 6% среди
60+). Женщины также чаще мужчин считают необходимым сохранить традиционные,
моральные, национальные и религиозные ценности (87% vs. 74%).
…и к чему стремимся?
Самые главные цели в жизни россиян – это здоровье (58%)
и создание счастливой семьи (56%). Эти цели можно назвать универсальными,
объединяющими, они занимают первые места во всех социально-демографических
группах.
В топ-5 целей вошли такие цели как иметь надёжных друзей,
заниматься любимым делом (по 31%), иметь интересную работу (26%)
и побывать в разных странах мира (25%). По 14% отметили, что стремятся
иметь возможность для свободного выражения своей позиции, мнения,
иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие,
а также получить качественное образование.
Мужчины чаще женщин в жизненные цели включают открытие
своего дела (13% vs. 9%), а женщины – здоровье (67% vs.48%).
Жизненные цели имеют выраженную возрастную специфику.
Молодежь 18-24 лет ставит перед собой в целом больше целей, они
чаще стремятся к целям, связанным с саморазвитием: сделать карьеру
(30%), обзавестись полезными знакомствами (29%), получению качественного
образования (26%), открытию своего дела (22%). Для них актуальнее
и цели гедонистические (иметь много свободного времени и проводить
его в свое удовольствие – 19%). Но даже для самых молодых россиян
(18-24) семья и воспитание детей остаются приоритетной целью в жизни
(74%). С возрастом, когда образование получено, карьера понятна,
и любимое дело, как правило, уже есть, здоровье и семья становятся
основными целями в жизни.
Отметьте, насколько для Вас важно видеть Россию будущего
именно такой… Страной, сохранившей традиционные моральные, национальные,
религиозные ценности (закрытый вопрос, один ответ, % от
всех опрошенных, 18-19.03.2023 г. ВЦИОМ Онлайн)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Важно (сумма баллов 5- 7 по шкале важности от 1 до 7)
|
81
|
74
|
87
|
54
|
62
|
82
|
88
|
92
|
Не важно (сумма баллов 1-4 по шкале важности от 1 до 7)
|
17
|
23
|
12
|
43
|
34
|
16
|
10
|
6
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
3
|
1
|
3
|
4
|
2
|
2
|
2
|
У каждого человека есть цели в жизни. А какие цели Вы ставите
себе? (закрытый вопрос, до 5-ти ответов, % от всех опрошенных,
13.10.2023 г. ВЦИОМ «Спутник»)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
18-24 года
|
25-34 года
|
35-44 года
|
45-59 лет
|
60 лет и старше
|
Здоровье
|
58
|
48
|
67
|
50
|
53
|
57
|
60
|
64
|
Создать счастливую семью, воспитать детей
|
56
|
57
|
55
|
74
|
69
|
75
|
53
|
32
|
Иметь надежных друзей
|
31
|
31
|
31
|
37
|
31
|
27
|
36
|
29
|
Заниматься любимым делом
|
31
|
32
|
31
|
25
|
36
|
33
|
35
|
26
|
Иметь интересную работу
|
26
|
27
|
26
|
30
|
29
|
40
|
33
|
9
|
Побывать в разных странах мира
|
25
|
23
|
26
|
20
|
32
|
34
|
24
|
16
|
Иметь возможность для свободного выражения своей позиции,
мнения
|
14
|
14
|
15
|
14
|
18
|
16
|
14
|
11
|
Иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие
|
14
|
15
|
12
|
19
|
12
|
15
|
19
|
8
|
Получить качественное образование
|
14
|
11
|
15
|
26
|
23
|
20
|
9
|
4
|
Снискать уважение окружающих, признание коллег по работе
|
11
|
12
|
11
|
10
|
9
|
12
|
14
|
10
|
Иметь собственный бизнес
|
11
|
13
|
9
|
22
|
22
|
13
|
8
|
2
|
Сделать карьеру
|
10
|
8
|
12
|
30
|
18
|
14
|
5
|
1
|
Стать богатым человеком
|
8
|
11
|
6
|
13
|
15
|
10
|
6
|
2
|
Обзавестись связями, полезными знакомствами
|
8
|
7
|
8
|
29
|
11
|
11
|
3
|
0
|
Развлечения, удовольствие
|
3
|
4
|
2
|
5
|
4
|
2
|
3
|
2
|
Стать известным
|
1
|
2
|
1
|
0
|
4
|
0
|
0
|
0
|
Иметь доступ к власти
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
Попасть в элиту общества
|
1
|
1
|
0
|
4
|
2
|
1
|
0
|
0
|
Иметь хороший достаток, стабильный доход, материальное благополучие
(из другого)
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
4
|
3
|
Благополучие семьи, вырастить детей, дать им хорошее образование
(из другого)
|
5
|
3
|
6
|
0
|
1
|
4
|
5
|
10
|
Другое
|
8
|
7
|
8
|
4
|
5
|
7
|
8
|
10
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
0
|
2
|
3
|
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»/Всероссийский
интернет-опрос ВЦИОМ «ВЦИОМ-Онлайн» проведен 3 октября 2023 г./18-19
марта 2023 г. В опросах приняли участие по 1600 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ / Метод опроса — интернет-опрос
по стратифицированной случайной выборке на основе вероятностной
панели. Участники панели рекрутировались в ходе ежедневных всероссийских
телефонных (CATI) опросов по случайной (RDD) выборке мобильных номеров
из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории
РФ.
ВЦИОМ, 30 ноября 2023 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicionnye-cennosti-sovremennye-celi
|