Суммы эффект: финансирование нацпроектов сократят
на 240 млрд рублей
Какие из них в следующем году недосчитаются средств,
а где денег прибавится
Финансирование нацпроектов в 2023 году сократится на 240 млрд рублей,
говорится в пояснительной записке к проекту федерального бюджета,
которую проанализировали "Известия". Всего в следующем
году на достижение наццелей направят 2,86 трлн рублей. Сильнее всего
- в четыре раза - урежут расходы на проект модернизации и расширения
магистральной инфраструктуры (КПМИ) - с 414,9 млрд в этом году до
129,4 млрд рублей в следующем. Самые большие траты ожидает в новом
году нацпроект "Демография" - на 115,3 млрд рублей больше
по сравнению с 2022-м. Ни много ни мало
В общей сложности в проекте бюджета на нацпроекты заложили 5,82
трлн рублей на предстоящие два года. В 2023-м - 2,86 трлн рублей,
а в 2024-м - 2,96 трлн. В этом году на достижение наццелей было
направлено 3,1 трлн рублей.
Согласно проекту бюджета на трехлетку, финансирование отдельных
нацпроектов ждет существенное изменение. Так, КПМИ сократят с 414,9
млрд в этом году до 129,4 в 2023-м и до 111,5 млрд в 2024-м. В следующие
два года к нулю сведены траты на развитие железнодорожной инфраструктуры
и железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна
и Азово-Черноморского бассейна, а также автодороги международного
транспортного коридора Европа - Западный Китай. Больше всего будет
потрачено на развитие Северного морского пути (110,2 млрд рублей
за два года) и региональных аэропортов (всего 69,1 млрд рублей).
Финансирование нацпроекта "Цифровая экономика" снизят
в следующем году на 71,6 млрд (до 129,3 млрд рублей) по сравнению
с 2022 годом, а в 2024-м оно сократится до 126,9 млрд рублей. В
следующем году урежут затраты на кадры для цифровой экономики, а
в 2024 году их уведут в ноль.
Больше всего средств в следующем году предусмотрено на нацпроект
"Демография" - на 115,3 млрд рублей больше по сравнению
с 2022 годом. В 2023-м на проект запланировано 918,1 млрд, в 2024-м
- 885,6 млрд рублей. За счет введения с 1 января 2023-го ежемесячного
пособия малообеспеченным семьям с детьми от нуля до 17 лет и беременным
снизятся траты на поддержку семей при рождении детей.
Рост расходов подразумевается и по направлению "Безопасные
и качественные дороги" - до 397,5 млрд рублей в 2023 году и
541,2 млрд в 2024-м. Дополнительное финансирование здесь обусловлено
реализацией мероприятий по развитию городского наземного электротранспорта.
Планируется снижение финансирования на строительство и реконструкцию
автодорог федерального значения и внедрение интеллектуальных транспортных
систем.
На нацпроект "Образование" потратят в следующем году 228,7
млрд (плюс 32,7 млрд рублей к этому году). Основные расходы пойдут
на строительство и ввод в эксплуатацию в 2023 году пяти школ в Республике
Тыва, завершение строительства четырех школ на Алтае и в Мордовии,
а также в Псковской области. Предусмотрена и господдержка всероссийского
конкурса "Учитель года России", а также создания детских
технопарков "Кванториум".
"Известия" обратились в пресс-службу Минфина с вопросом
о причинах сокращения общего финансирования нацпроектов, но на момент
публикации ведомство не предоставило ответ. Демография и транспортные артерии - на пользу страны
Рост расходов на демографию и безопасные дороги говорит о приоритетном
отношении властей к этим направлениям, полагает председатель совета
Ассоциации цифровой трансформации Юрий Мышинский.
- Эти параметры влияют как на долгосрочную стратегию развития государства
"больше граждан - сильнее страна", так и на развитие безопасных
дорог, которые дают мультипликативный эффект на всю экономику. Здесь
и транспорт, и логистика, и строительство, и туризм. Дороги - это
артерии страны, - подчеркнул он.
По этому проекту масштабный прирост бюджетных отчислений произойдет
за счет увеличения расходов регионов (консолидированные бюджеты
субъектов России), отметил эксперт.
В направлении "Цифровая экономика" специалист не видит
драматичного снижения. В последние три года наращивание расходов
на этот проект составляло около 50% к показателям предыдущих лет,
а в 2023-2024 годах расходы возвращаются приблизительно к уровню
2021-го, указал он. Мышинский отметил большую работу Минцифры по
формированию реестров российского программного обеспечения (ПО),
прежде всего для импортозамещения иностранного: много средств выделяется
на цифровые проекты по линии Института развития сектора информационных
технологий (РФРИТ), оператора господдержки отечественных цифровых
решений данного нацпроекта, а также через "Сколково".
Он предположил, что расходы на кадры для цифровой экономики можно
поддержать без прямых бюджетных затрат, так как здесь остался ресурс
поддержки за счет предоставления налоговых вычетов организациям
и физлицам при получении IT-образования.
Снижение затрат на инфраструктурные проекты связано с ресурсными
ограничениями, считает директор ИНП РАН Александр Широв. Он отметил,
что в последние годы средства на развитие магистральной инфраструктуры
недобираются из-за нехватки строительных мощностей, закупленного
оборудования и не всегда получается освоить выделенные деньги за
счет уже имеющихся мощностей.
Финансовый аналитик группы компаний CMS Владимир Сагалаев полагает,
что сейчас у РФ как минимум три приоритета. Первый - это обеспечение
жизнедеятельности страны, куда входит здравоохранение, образование,
энергетика. Второй - национальная безопасность государства, в том
числе силовые структуры и военно-оборонный сектор. Третий - поддержка
и выполнение соцобязательств государства. Также в 2023 году Минфин
планирует ослабить курс рубля, потратив на это почти 1 трлн рублей,
что тоже урезает часть финансирования нацпроектов, заключил аналитик.