Преступность в России, 2020 год
| | В 2020 году число преступлений, зарегистрированных в России, увеличилось на 1,0%, а число погибших в результате преступных посягательств сократилось на 5,4%
|
| В 2020 году число преступлений против личности снизилось на 5,1%, а против собственности - увеличилось на 4,1%
|
| Число погибших в ДТП сократилось в 2020 году на 5%, число раненых – на 13%
|
| В 2020 году выявлено 852,5 тысячи человек, совершивших преступления
|
| В 2020 году число осужденных по приговорам судов, вступившим в законную силу, снизилось до 531 тысячи человек
|
| В местах лишения свободы по состоянию на 1 марта 2021 года содержалось 479,4 тысячи человек
|
| См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
Для цитирования: Щербакова Е.М.
Преступность в России, 2020 год // Демоскоп Weekly. 2021. № 899-900.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2021/0899/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Преступность в России,
2020 год
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Число погибших в ДТП сократилось в 2020 году на 5%,
число раненых - на 13%
Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших
в них людей устойчиво снижается в России, но до сих пор остается
одной из серьезных социально-экономических проблем.
Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[7]
резко возросло в России во второй половине 1980-х годов, увеличившись
со 166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 году, а затем,
после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в
2007 году. В 2008-2010 годах оно заметно сократилось – до 277 тысяч
человек в 2010 году, но в 2011-2012 годы вновь несколько увеличилось.
С 2013 года число пострадавших в ДТП устойчиво снижается, опустившись
в 2019 году до 228 тысяч человек. Это меньше на 2,2%, чем в 2018
году, и на 30% меньше, чем в 2007 году. По оперативным данным Госавтоинспекции
России за 2020 год[8], число
пострадавших в ДТП снизилось еще на 12,6%, составив 199,1 тысячи
человек.
В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших
в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных
ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году
(157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается
(за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 145,7 тысячи ДТП
в 2020 году, что на 38% меньше, чем в 2007 году, и на 11,8% меньше,
чем в 2019 году.
Массовая автомобилизация населения сопровождалась ростом
доли ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных
транспортных средств[9]: в
1995 году она составляла 52%, в 2000 году возросла до 59%, в 2005
году – до 67%, а в 2016-2020 годы составляла порядка 75%.
В последние годы вновь несколько возросла доля ДТП,
произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных
средств, находившихся в состоянии алкогольного опьянения: в 2020
году она составила 9,6% от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году.
Наиболее частыми ДТП являются столкновения транспортных
средств (42,5% в 2020 году), менее частыми – с наездом на пешеходов
(26,7%), на препятствие (5,8%), велосипедиста (4,0%) или при опрокидывании
транспортного средства (4,3%).
Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине
1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек
в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи
человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6
тысячи в 2003 году (рис. 6). Отметим, что по данным учета умерших
по причинам смерти, от всех видов транспортных травм в 2003 году
умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с
2004 года, число погибших в ДТП сокращалось, исключение составили
2007 и 2011-2012 годы.
Число раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно
достигло 292,2 тысячи человек, а с 2008 года также наметилась тенденция
снижения, прерывавшаяся только в 2011-2012 годы.
По данным Госавтоинспекции России[10],
на автомобильных дорогах и улицах в 2020 году погибли 16,1 тысячи
человек (-4,9% по сравнению с 2019 годом), 183,0 тысячи человек
(-13,2%) были ранены в дорожно-транспортных происшествиях. Доля
погибших по вине водителей (из-за нарушения ими правил дорожного
движения) транспортных средств, находящихся в собственности физических
лиц, составила в 2020 году, по данным Госавтоинспекции, 75%, раненых
– 80%.
Данные учета умерших по причинам смерти, в том числе
от всех видов транспортных несчастных случаев и ДТП пока не опубликованы
Росстатом.
Рисунок 6. Численность пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях, 1980, 1985, 1990-2020 годы, тысяч человек
* 2015-2020 годы - по вине водителей (из-за нарушения
ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся
в собственности физических лиц
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть
(«летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась
(рис. 7). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в
расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001
годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем
снижение возобновилось, с небольшими отклонениями от тренда в 2014
году, - до 103 на 1000 ДТП в 2019 году. В 2020 году оно немного
повысилось, составив 111 погибших на 1000 ДТП.
Что касается раненых в ДТП, оно устойчиво возрастало
до 2013 года (исключение составил только 2008 год), увеличившись
с 1099 на 1000 зарегистрированных ДТП в 1995 году до 1270 в 2012
году. В дальнейшем оно постепенно снижалось, опустившись до 1257
на 1000 ДТП в 2015 году, но затем вновь стало расти, увеличившись
до 1283 на 1000 ДТП в 2019 году. В 2020 году оно снизилось до 1262
раненых на 1000 ДТП. В целом, можно говорить об относительной стабилизации
на уровне выше 1250 раненных в расчете на 1000 ДТП.
Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненых
в ДТП в определенной степени связаны с обновлением и изменением
парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных
современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры.
Однако в целом по России доля ДТП, совершению которых сопутствовали
неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети[11],
высока и еще недавно она увеличивалась, составив 40% в 2017 году
и 41% в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах. В 2019 году доля
таких ДТП сократилась до 33%, а в 2020 году она составила 33,7%.
Рисунок 7. Число погибших и раненых на 1000
дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2020 годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России.
В 2020 году число зарегистрированных ДТП в расчете на
100 тысяч человек постоянного населения[12]
составило в целом по стране 99, варьируясь от 16 в Чеченской Республике
до 168 в Новгородской области (рис. 8). Еще в 5 регионах оно превышало
150 ДТП на 100 тысяч человек – Республике Калмыкии (164), Камчатском
крае, Магаданской, Тюменской и Владимирской областях (151-158).
Только в 3 регионах-субъектах федерации число ДТП составляло менее
50 на 100 тысяч человек (помимо Чечни, в Ингушетии и Дагестане).
Однако при низком относительном числе зарегистрированных
ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2020 году от 42 в Санкт-Петербурге, 43 в Севастополе и 47 в Москве
до 444 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа
погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Ингушетия
(332), Кабардино-Балкария (229), Дагестан (212), Тыва (210) и Чукотском
автономном округе (240). В остальных регионах оно не достигало 180
погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов
федерации это соотношение в 2020 году было выше 115 погибших на
1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов
от 96 до 141 погибшего на 1000 ДТП.
Рисунок 8. Число дорожно-транспортных происшествий
и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской
Федерации, 2020 год
Список регионов
[7] Дорожно-транспортное происшествие
(ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди,
повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен
иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий
ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или
были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия,
либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток,
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП»
(до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте
ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок
не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[8] Госавтоинспекция. Показатели
состояния безопасности дорожного движения - http://stat.gibdd.ru/
[9] С 2015 года - по вине водителей
транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц.
[10] Госавтоинспекция. Показатели
состояния безопасности дорожного движения - http://stat.gibdd.ru/;
[11] На месте ДТП зафиксированы
нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию
автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения.
[12] Для расчета использовались
данные Госавтоинспекции России и оценка численности населения в
среднем за 2020 год, опубликованная Росстатом 19 марта 2021 года.
|