Курсы повышения квалификации для государственных
служащих, сотрудников научно-образовательных организаций и работников
аппарата ООН стран-участниц СНГ при поддержке Фонда ООН по народонаселению

С 15 марта по 19 марта 2021 года в НИУ ВШЭ продолжили
свою деятельность курсы повышения квалификации для государственных
служащих, сотрудников научно-образовательных организаций и работников
аппарата ООН стран-участниц СНГ по трем направлениям: "Население
и развитие", "Методология построения национальных трансфертных
счетов (NTA) и их использование в социальной политике". Курсы
проводились в онлайн формате.
Второй этап курса "Население и развитие" был
посвящен вопросам демографического развития: современным тенденциям
рождаемости и формирования семьи (С.В. Захаров); планированию семьи,
репродуктивным правам и репродуктивному здоровью (В.И. Сакевич);
тенденциям смертности на постсоветском пространстве, показателям
смертности как индикаторам развития (Е.А. Кваша); интегральным показателям
здоровья, факторам увеличения ожидаемой продолжительности жизни
(Т.Л. Харькова); миграции и развитию (Н.В. Мкртчян).
Среди слушателей были представители стран Белоруссии,
Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Грузии.
Курс прошел в активном двухстороннем диалоге. Участники делились
опытом демографического анализа и реализации демографических программ
в своих странах: о проблемах и путях их решения, о недостатке демографических
данных и методик, о потере единого демографического пространства
для изучения и как решаются эти вопросы в странах в проекте "Население
и развитие в странах СНГ" при финансовой поддержке РФ и общим
руководством ЮНФПА.
Продолжением открытого диалога между участниками курса
"Население и Развитие" станет специально созданная Сессия
P-22-4. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
ИЗМЕНЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ на
XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития
экономики и общества (22 апреля 2021 г. 15:30-17:00), где выступят
с докладами представители стран Белоруссии, Молдовы и Киргизии.
Второй этап курса "Методология построения национальных
трансфертных счетов (NTA) и их использование в социальной политике"
содержал в себя теоретическую и практическую часть. Среди участников
стран были представители Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана,
Молдовы.
Основными задачами 2-го этапа курса было: Формирование
у слушателей системной картины влияния демографических сдвигов (изменений
в структуре возрастного профиля) на экономику в целом и понимание
причинно-следственных связей между изменениями демографических и
экономических переменных, формирующимися на макроуровне (сдвиги
в уровнях потребления, соцподдержки, среднедушевого трудового дохода).
Практическое построение участниками курса страновых национальных
трансфертных счетов на агрегированном уровне.
В теоретической части курса логика изложения материала
была нацелена на формирование у слушателей комплексного видения
ситуации и вариантов ее возможного развития и разрешения.
Курс начался с рассмотрения ключевых экономических макро-последствий
глобального старения обществ. На наиболее ярких страновых примерах
(Корея, Япония, Тайвань, страны Евросоюза) с привлечением аналитических
материалов ОЭСР было проиллюстрировано, что макроэкономические вызовы
и риски устойчивому экономическому развитию формируются, в первую
очередь, в странах, имеющих низкую рождаемость, высокую долю людей
пенсионного возраста и значимый уровень государственной поддержки
населения. Слушатели также познакомились с официальными статистическими
материалами по NTA, публикуемыми Статкомитетом Кореи на ежегодной
регулярной основе.
На примере агрегированных счетов, построенных для России
(в ретроспективе) было рассмотрено, в какие изменения трансформируется
структурный сдвиг возрастного профиля для потребительских расходов
населения и его доходов, что происходит во времени с результатом
экономического жизненного цикла. В лекционном материале, в качестве
примера, были представлены и проанализированы первые результаты
количественного измерения этой взаимосвязи (на ретроспективных данных)
для расходов на здравоохранение. Было показано, какие макро-развилки
могут влиять на объем и структуру потребления в высокоинфляционных
экономиках (какие факторы влияют на выбор населением той или иной
модели экономического поведения), а также какие макро-дилеммы могут
возникать у стран со стороны финансирования, если страна имеет дефицит
экономического жизненного цикла (плюсы и минусы).
Далее слушатели углубленно знакомились со структурой
покрытия дефицита экономического жизненного цикла, с моделями его
финансирования, присущими разным группам экономик (на примере построения
TRI-PLOT диаграммы). Взаимосвязь между растущими (по мере старения
населения) соцвыплатами, фискальной политикой и изменением объема
государственного долга была рассмотрена на примере Японии.
Финансирование дефицита экономического жизненного цикла
рассматривалось как в разрезе каналов покрытия, так и в связке со
сберегательной активностью населения в этих странах. В контексте
межстрановых сопоставлений (на базе https://ntaccounts.org/web/nta/show)
на примерах Финляндии, Швеции, Японии, США, Тайваня, Китая, Новых
индустриальных стран Азии и Латинской Америки - была рассмотрена
зависимость между уровнем трансфертной поддержки государства (старшей
и младшей возрастных групп) и склонностью домохозяйств к сбережению.
Такой срез анализа был нацелен на углубление понимания финансовой
подоплеки процесса трансформации сбережений в инвестиции в секторе
домашних хозяйств и изучение аналитической связки NTA-СНС.
В заключение теоретического материала этапа участники
познакомились с расширением показателей СНС США, произошедшим в
марте 2020 г., - введением в СНС США показателя личного дохода (близкого
по своему содержанию к агрегированному показателю NTA "Трудовой
доход").
В практической части курса - для построения NTA был
выбран 2017 год (для всех стран-участниц). Выбор года был обусловлен
тем, что это первый ближе всего к современности год, для которого
по сроку прошло первое (самое крупное и значимое) уточнение статданных
по национальным счетам.
Слушатели работали с моделью построения агрегированных
NTA, разработанной в ходе построения NTA для России. Для участников
были подготовлены статистические кейсы - индивидуальные по наполнению
(со страновой статистикой стран участниц), но типовые по содержанию.
Каждый статкейс объединил в себе отчетную статистику Статкомитетов,
Центральных банков, социальных фондов и Министерств финансов (по
необходимости) и содержал официально публикуемые отчетные данные
по национальным счетам, платежному балансу, обменным курсам, выплатам
пенсий, расходам государства на здравоохранение и образование.
Практическая работа в чем-то напоминала одновременный
спуск с айсберга и подъем на него. В части заполнения входных данных
мы двигались от общего к частному (спускаясь от показателей сводной
интегрированной таблицы национальных счетов на более глубокий, детализированный
уровень). А в части построения агрегированных NTA, наоборот собирали
отдельные компоненты в итоговые показатели.
На 1-ом шаге была выполнена перебалансировка набора
показателей СНС в формат агрегированных трансфертных счетов. Балансировка
данных "Ресурсы - Использование" была достигнута в трех
разрезах: для экономики в целом, для частного и общественного секторов.
На 2-ом шаге страновыми командами и участниками построены агрегированные
трансфертные счета для своих стран и проверена правильность их построения
и разнесения данных.
В последний день занятий слушатели ознакомились с введением
в построение возрастных профилей, рассмотрев примеры из России 2019
года по ряду показателей (доход, потребление, трансферты между домохозяйствами).
В ходе занятий были обсуждены основные опросы и разделы и вопросы,
которые используются для построения возрастных профилей, а также
возможные сложности и вызовы при практическом применении техники
распределения.
Итоги: Были выполнены все поставленные для данного этапа
задачи.
- Международная методология построения NTA на агрегированном
уровне была адаптирована к возможностям страновых статистик.
- Страновыми командами и участниками построены агрегированные
трансфертные счета для своих стран и проверена правильность их
построения и разнесения данных.
Отдельные технические нюансы страновых статистик (Грузия, Кыргызстан)
обсуждены в ходе консультаций в индивидуальном порядке.
- По итогам построения страновых агрегированных счетов
- в интерактивном режиме заполнена общая таблица результатов (в
% к ВВП) и участниками курса проведено сравнение результата экономического
жизненного цикла (у всех сложился дефицит) и его финансирования
по видам и типам потоков.
Активность большинства участников в ходе практических
занятий была высокой. Страновые команды коллективно работали над
выборкой информации и расчетами.
|