 |
Результаты XII опроса
ООН о политике в области международной миграции
(часть II)
|
Рубрику ведет
|
 |
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Экстренная медицинская помощь и доступ к правосудию
обеспечиваются для всех международных мигрантов в большинстве стран,
социальное обеспечение - в основном для имеющих легальный статус
Во многих странах международные мигранты составляют
значимую часть населения. По оценке ООН на середину 2019 года, международные
мигранты составляли 3,5% населения мира (197 стран), а в десятке
стран с наибольшим относительным числом международных мигрантов
– от 30% населения Австралии до 88% населения ОАЭ (рис. 4). В XII
опросе ООН о политике в области международной миграции не приняли
участия 4 из 10 стран с наиболее высокой долей международных мигрантов
в населении. В совокупном населении 111 стран, принявших участие
в опросе, международные мигранты составили 3,4%, а в десятке стран
с наибольшим относительным числом международных мигрантов – от 20%
в Швеции до 79% в Катаре.

Рисунок 4. Топ-10 стран по доле международных
мигрантов в населении на середину 2019 года из общего числа стран
(197) и из числа стран, принявших участие в XII опросе ООН о политике
в области международной миграции (111), % международных мигрантов
в общей численности населения
Источники: United Nations, Department of Economic and
Social Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies; United Nations, Department
of Economic and Social Affairs. Population Division (2019). International
Migrant Stock 2019 (United Nations database, POP/DB/MIG/Stock/Rev.2019).
Международные мигранты могут стать активными и хорошо
интегрированными членами принимающего сообщества только при уважении,
защите и соблюдении их прав, независимо от миграционного статуса.
Многие страны, принимающие мигрантов, предпринимают меры для сокращения
различий между иммигрантами и гражданами страны и облегчения процесса
социальной интеграции мигрантов. Такие меры обычно включают обучение
государственному языку, юридическую защиту от дискриминации мигрантов,
обеспечение равного доступа к основным социальным услугам, включая
услуги образования, здравоохранения и юридическую поддержку, хотя
граждане страны и мигранты, имеющие законный статус, могут быть
обеспечены ими в большей степени. Многие страны вводят также меры
для натурализации иммигрантов, чтобы обеспечить им равные права
и полноценное участие в жизни принимающего сообщества.
Несмотря на это, процесс интеграции мигрантов затрудняется
такими проблемами, как расизм, насилие, ксенофобия и связанные с
ними проявления нетерпимости. В некоторых странах отмечается рост
антимигрантских настроений, в частности убежденности в том, что
среди получателей социальных пособий и услуг слишком много иммигрантов.
Однако данные комплексных исследований показывают, что в среднем
мигранты получают в виде социальной помощи примерно столько же,
сколько оплачивают в виде налогов и социальных выплат[6],
а в ряде стран они могут поддерживать устойчивость пенсионной системы,
если их миграционный и экономический статус позволяет им производить
пенсионные отчисления[7].
Среди стран, участвовавших в XII опросе ООН о политике
в области международной миграции, доля стран, принявших те или иные
меры для защиты прав иммигрантов и обеспечения для них равного с
гражданами доступа к основным услугам, варьируется довольно значительно
(рис. 5).

Рисунок 5. Предоставляет ли правительство лицам,
не являющимися гражданами страны, равный доступ к услугам, социальному
обеспечению и правам граждан, 2019 год, % (111 стран)
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Правительства большинства стран (95%) сообщили, что
они обеспечивают иностранцам наравне с гражданами доступ к базовым
(экстренным) услугам медицинской помощи, под которыми понимается
любая медицинская помощь, которая крайне необходима, чтобы сохранить
жизнь или избежать непоправимого ущерба здоровью человека. Причем
в 86% стран такая медицинская помощь оказывается независимо от миграционного
статуса, только в 8% стран – при наличии законного миграционного
статуса.
В большинстве стран (93%) для иммигрантов также обеспечен
равный с гражданами доступ к правосудию (в том числе 82% - независимо
от их миграционного статуса). Доступность правосудия обеспечивается
предоставлением консультаций по юридическим вопросам, помощи и представительства
для задержанных лиц или лиц, обвиняемых в совершении уголовного
преступления (в том числе бесплатно для лиц, не имеющих достаточных
средств); доступностью юридической информации; предоставлением других
услуг с использованием альтернативных механизмов разрешения споров,
и устного перевода (для тех, кто не понимает языка, используемого
в судебном разбирательстве, или не говорит на нем).
В меньшей степени обеспечивается равный доступ к услугам
государственного образования - посещение и обучение в государственных
дошкольных учреждениях, начальных и средних школах (91% стран),
- который нередко увязывается с наличием законного миграционного
статуса (29%).
Еще чаще увязывается с наличием законного миграционного
статуса предоставление равной оплаты за равный труд, под которой
понимается равная выплата заработной платы и пособий все людям,
выполняющим одинаковую работу на одном и том же рабочем месте, независимо
от их миграционного статуса или других оснований. В 46% стран она
предоставляется при наличии законного миграционного статуса, а в
39% стран – независимо от миграционного статуса.
В наибольшей степени от наличия законного миграционного
статуса зависит предоставление социального обеспечения, которое
включает накопительные и ненакопительные пенсионные схемы (пенсии
по старости, на случай смерти, инвалидности), страхование на случай
безработицы, медицинское страхование, выплаты компенсации работникам,
пособия по болезни, базовую социальную помощь. Равный доступ к социальному
обеспечению независимо от миграционного статуса обеспечивается в
22% стран, а в большинстве стран – 62% - только при наличии законного
миграционного статуса.
В целом, подводя итог, можно говорить о том, что в подавляющем
большинстве стран, принявших участие в XII опросе ООН о политике
в области международной миграции, иммигрантам предоставляется равный
с гражданами страны доступ к базовым социальным услугам, хотя нередко
это относится только к тем мигрантам, которые имеют законный статус.
В странах, проводящих политику интеграции иммигрантов
(85 из 111 стран ответили утвердительно на вопрос о наличии такой
политики и стратегии), распределение ответов на вопрос о равном
доступе к базовым социальным услугам в целом схожее. Примерное такое
же оно и в группе стран с более высокой долей международных мигрантов
в населении (в группе 71 страны, где международные мигранты составляют
более 2% населения).
Почти три четверти стран, участвовавших в XII опросе
ООН о политике в области международной миграции, сообщили о предоставлении
защиты и правовой помощи жертвам преступлений на почве ненависти
в отношении мигрантов и уголовной ответственности за публичное подстрекательство
к насилию или разжигание ненависти по отношению к мигрантам (по
73% стран). Помимо этого 68% стран отметили, что у них ксенофобия
и расизм рассматриваются как обстоятельства, отягчающие преступление,
а 67% стран указали, что организована официальная подготовка сотрудников
правоохранительных органов и других государственных должностных
лиц по вопросам выявления, предупреждения и пресечения преступлений
на почве ненависти в отношении мигрантов (рис. 6).

Рисунок 6. Меры, принятые правительством для
борьбы с дискриминацией в отношении мигрантов*, 2019 год, %
(111 стран)
* Неприменимо - если число иммигрантов в стране незначительно
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Такие меры для борьбы с дискриминацией в отношении международных
мигрантов чаще всего отмечали правительства стран Европы и Северной
Америки – 84% и более (рис. 7). Несколько чаще отмечали уголовную
ответственность за публичное подстрекательство к насилию или разжигание
ненависти по отношению к мигрантам только правительства стран Восточной
и Юго-Восточной Азии (86%), в остальных регионах ЦУР доля таких
стран была несколько ниже, варьируясь от 57% до 76%.

Рисунок 7. Меры, принятые правительством для
борьбы с дискриминацией в отношении мигрантов, по регионам ЦУР,
2019 год, % стран соответствующих регионов
Источник: United Nations, Department of Economic and Social
Affairs, Population Division (2019). World Population Policies
2019: International Migration Policies.
Не более половины стран отмечали организацию подготовки
сотрудников правоохранительных органов и других государственных
должностных лиц по вопросам выявления, предупреждения и пресечения
преступлений на почве ненависти в отношении мигрантов в Центральной
и Южной Азии (40%), Восточной и Юго-Восточной Азии (43%), Северной
Африки и Западной Азии (50%).
Защита и правовая помощь жертвам преступлений на почве
ненависти к мигрантам предоставляется не более чем в половине стран
Центральной и Южной Азии (40%), Северной Африки и Западной Азии
(50%). Ксенофобию и расизм рассматриваются как обстоятельства, отягчающие
преступление, не более половины стран Восточной и Юго-восточной
Азии (29%), Океании (43%), северной Африки и Западной Азии (50%).
[6] Organisation for Economic
Co-operation and Development (2013). International Migration Outlook
2013. - https://globalmigrationgroup.org/system/files/Liebig_and_Mo_2013.pdf
; Organisation for Economic Co-operation and Development (2014).
Is migration good for the economy? Migration Policy Debates - www.oecd.org/migration/OECD%20Migration%20Policy%20Debates%20Numero%202.pdf
[7] Organisation for Economic
Co-operation and Development and International Labour Office (2018).
How immigrants contribute to developing countries’ economies - www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ed_protect/protrav/migrant/documents/publication/wcms_616038.pdf
|