2. Представление о крайне низкой мобильности российского
населения не является адекватным реальным процессам внутри
страны. В России долговременная миграция несколько выше, чем
в странах Восточной и Южной Европы, сопоставимых с нею по
уровню социально-экономического развития, и не намного ниже,
чем в таких странах, как, например, Германия. Вместе с четырьмя
миллионами переездов на постоянное место жительства внутри
страны в год необходимо учитывать и процессы внутренней временной
трудовой миграции, сопоставимые по масштабам.
Стр. 66.
4. Резервы роста внутренней мобильности населения
в масштабах страны близки к исчерпанию. Исследования в малых
и средних городах показывают, что значительная доля домохозяйств
уже вовлечена в различные виды миграции: трудовую, учебную,
миграцию на постоянное место жительства. Рассчитывать на дополнительный
рост долговременной миграции из этих поселений, а также сельской
местности не приходится. Это означает серьезные ограничения
для осуществления крупных проектов, рассчитанных, например,
на поддержание или увеличение численности населения на геополитически
значимых территориях. Стимулировать формирование новых направлений
масштабной долговременной миграции невозможно, такая задача
столкнется с нехваткой мобильного ресурса. В то же время реализация
новых масштабных проектов на рынке труда вполне может быть
осуществлена с использованием внутренних временных трудовых
мигрантов, которые достаточно гибко реагирут на появление
привлекательных мест занятости с высокой (относительно мест
их постоянного проживания) заработной платой.
Стр. 67.
6. Вместе с тем межрегиональная миграция на постоянное
место жительства служит стимулом для роста жилищного строительства
и достижения национальной цели по улучшению жилищных условий
граждан России. На это указывает, в частности, то обстоятельство,
что объемы вводимого по регионам жилья в последние годы коррелируют
с уровнем миграционного притока. Так, в пяти миграционно привлекательных
регионах России - Москве, Московской области, Санкт-Петербурге,
Ленинградской области и Краснодарском крае - в 2011-2018 гг.
объем введенного жилья составил 28% от всего ввода в стране,
притом что в этих регионах проживало менее 22% населения.
Однако миграция стимулирует рост жилищного строительства только
в тех субъектах РФ, которые являются привлекательными для
мигрантов по другим факторам. Изменить направления межрегиональной
миграции сам по себе ввод жилья не может.
Стр. 68.
8. Между населением разных регионов России сохраняются
заметные различия по демографическому поведению, включая уровень
рождаемости, ее возрастные характеристики и т. д. За подобными
различиями часто стоят фундаментальные контрасты между мигрантами
и жителями принимающих территорий по семейным практикам, по
распределению гендерных ролей. Поэтому миграция из регионов,
"демографический режим" которых заметно отличается
от общероссийского, является ресурсом для сохранения численности
населения на принимающих территориях, но одновременно требует
активной политики по адаптации таких мигрантов.
Стр. 69.
|