| 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  | 
               
                |  | Рубрику ведет кандидат экономических наук Виктория САКЕВИЧ
 |  Сексуальное образование в Европе: современное состояние 
 Две организации, сотрудничающие с ВОЗ, - Федеральный 
              Центр образования в области здоровья Германии (Bundeszentrale für gesundheitliche Aufklärungи, BZgA) и Европейская Сеть Международной 
              федерации планирования семьи (European Network of the International 
              Planned Parenthood Federation, IPPF EN) - опубликовали результаты 
              исследования, посвященного современным проблемам сексуального образования 
              в Европейском регионе ВОЗ. Совместный доклад, который так и называется 
              «Сексуальное образование в Европе и Центральной Азии: современное 
              состояние и последние тенденции», основан на результатах масштабного 
              опроса в 25 странах региона (включая Россию), проведенного в 2016-2017 
              годах. В опросе приняли участие эксперты правительственных структур, 
              связанных с образованием и здоровьем, и представители неправительственных 
              организаций. Также использовались данные из литературных источников. В Докладе освещаются следующие вопросы: 
               Законодательство, политика и стратегии в отношении сексуального 
                образования; Способы организации и осуществления сексуального образования; Подготовка учителей; Сексуальное образование вне школьной программы; Оппозиция введению и осуществлению сексуального образования; Положительные примеры; Услуги в области сексуального и репродуктивного здоровья, дружественные 
                к молодежи; Ситуация в области сексуального и репродуктивного здоровья 
                молодежи. Полученные результаты свидетельствуют о большом разнообразии 
              сложившихся систем сексуального образования в Европейском регионе 
              и даже внутри стран. В то же время авторы Доклада зафиксировали 
              значительный прогресс в развитии сексуального просвещения в рамках 
              школьных программ по сравнению с 2006 годом, когда был проведен 
              предыдущий анализ. Так, в 21 из 25 стран принята специальная законодательная 
              база, регламентирующая сексуальное образование в школах, в том числе 
              в 11 странах за основу приняты Стандарты, разработанные ВОЗ. Россия 
              в число этих стран не входит. В 11 из 25 изучаемых стран сексуальное образование является 
              обязательным, в остальных странах – либо факультативным, либо обязательным 
              в отдельных районах или школах. В большинстве стран, включая Российскую 
              Федерацию, элементы такого образования интегрированы в более широкие 
              предметы, такие как биология, обучение жизненным навыкам и здоровому 
              образу жизни, общественные науки. Большую проблему во всех странах составляет подготовка 
              преподавателей для ведения сексуального образования. В ряде стран 
              (например, в Эстонии и Финляндии) ситуация значительно улучшилась 
              после того, как подготовка специалистов по сексуальному образованию 
              была включена в программы педагогических колледжей и университетов. 
              Но это, скорее, исключение. В большинстве стран учителя проходят 
              краткосрочные курсы или участвуют в семинарах, а иногда вообще не 
              имеют никакой специальной подготовки для ведения сексуального образования. Как показывают примеры, внедрение национальной системы 
              всестороннего сексуального образования приносит свои плоды – в странах, 
              где оно имеет место (например, в Германии, Бельгии, Эстонии), школа 
              служит основным источником знаний о сексуальности для подростков 
              и молодежи. Напротив, в странах, где нет системы обязательного сексуального 
              образования, подростки гораздо чаще получают сведения от друзей 
              или из интернета, чем от специалистов; в этих странах, как правило, 
              выше уровень подростковых беременностей. Общим для многих стран является существование активной 
              оппозиции внедрению сексуального образования в школах, хорошим примером 
              здесь может служить Российская Федерация. Это и различные религиозные 
              организации, и консервативные политические партии, и родительские 
              ассоциации. По мнению авторов Доклада, программы сексуального образования, 
              даже там, где они существуют, излишне сконцентрированы на биологических 
              вопросах и предотвращении ВИЧ, необходимо расширить тематику курсов 
              в сторону проблем гендерного неравенства, насилия и дискриминации, 
              прав человека и т.д. Поскольку вокруг достоинств и недостатков введения сексуального 
              образования существует много мифов, авторы настаивают на том, что 
              надо активно распространять результаты научных исследований в этой 
              области, доводить их до сведения политиков, учителей и общественности 
              в целом. Проведенный анализ показал, что сами подростки остро нуждаются 
              в сексуальном образовании и хотели бы получать его в рамках школьной 
              программы. Таблица. Основные характеристики сексуального 
              образования в 25 странах 
               
               
                |  | Законо-датель-
 ство1 и год принятия
 | Исполь-зование Стандар-
 тов ВОЗ2
 | Всесто-ронний охват3
 | Обязатель-ный характер4
 | Специаль-ная подго-
 товка учителей5
 | Связь сексуаль-ного образо-
 вания и услуг, дружес-
 твенных к молодежи6
 | Мони-торинг и оценка7
 | Оппо-зиция8
 | Школа как источник инфор-мации, %9
 |   
                | Албания | З2012
 | Д | +++ | Д | ++ | Н | Д | Д | ? |   
                | Австрия | З2015
 | Д | +++ | Д | + | Д | Н | Ч | 84 |   
                | Бельгия (Фландрия) | З2010
 | Д | +++ | Д | + | Д | Д | Н | 86 |   
                | Босния и Герцеговина | С2016
 | Д | +++ | В | +++ | Д | Д | Д | ? |   
                | Болгария | З2016
 | Д | Н/о | В | + | Н | Н | Д | 25 |   
                | Кипр | П2011
 | Д | ++ | Ч | ? | Ч | Н | Д | ? |   
                | Чехия | З2013
 | Д | ++ | Д | ++ | Н | Ч | Ч | ? |   
                | Великобритания (Англия) | З1996
 | Д | + | Ч | ++ | Ч | Д | Ч | 40 |   
                | Эстония | З2011
 | Д | +++ | Д | +++ | Д | Д | Н | 76 |   
                | Финляндия | З2016
 | Д | +++ | Д | +++ | Д | Д | Н | ? |   
                | Германия | З2002
 | Да | +++ | Д | + | Д | Н | Ч | 83 |   
                | Грузия | Н | Н | Н/о | Н/о | Н/о | Н/о | Н/о | Д | 10 |   
                | Ирландия | З2010
 | ? | + | Ч | + | Н | Д | Ч | ? |   
                | Казахстан | З2009
 | ? | + | В | ++ | ? | Ч | Д | 50 |   
                | Кыргызстан | З2015
 | ? | ++ | В | + | Н | ? | Д | 18 |   
                | Латвия | П2013
 | ? | + | Д | + | Д | Ч | Д | ? |   
                | Македония | Н | Д | Н/о | Н/о | Н/о | Н/о | Н/о | Ч | 2 |   
                | Нидерланды | З2012
 | Д | +++ | Д | + | Ч | Ч | Н | 93 |   
                | Россия | Н | ? | + | Ч | Н | Н | Н/о | Д | 8 |   
                | Сербия | Н | Н | Н/о | Н/о | + | Н/о | Н/о | Д | ? |   
                | Испания | З2010
 | Н | + | Ч | Н | Д | Н | Д | 22 |   
                | Швеция | З2011
 | Н | +++ | Д | ++ | Д | Н | Н | 50 |   
                | Швейцария | З2008, 2014
 | Д | +++ | Ч | ++ | Д | Н | Ч | ? |   
                | Таджикистан | З2015
 | ? | + | Ч | + | ? | Н | Д | ? |   
                | Украина | З2013
 | Д | + | Д | +++ | Ч | Д | Ч | 33 |   
              Примечания:1. Ответ на вопрос: Существует ли специальный закон или политика 
                в отношении сексуального образования? З – закон, П – политика 
                (без специального закона), С – стратегия (без специального закона), 
                Н – нет. Если в стране действуют несколько законов / программ 
                / стратегий, указан год принятия последнего.
 2. WHO/BZgA “Standards for sexuality education in Europe” (2010). 
                Д – да, Н – нет.
 3. Индекс всестороннего охвата вопросов сексуального образования, 
                основанный на 6 индикаторах. 1-2 индикатора = +, 3-4 индикатора 
                = ++, 5-6 индикаторов = +++.
 4. Д – да для всех, Ч – частично (право отказаться или не во всех 
                школах), В – по выбору.
 5. Н – нет подготовки, + - лишь некоторые учителя прошли подготовку, 
                ++ - многие учителя прошли подготовку, +++ - все или почти все 
                учители прошли подготовку.
 6. Ответ на вопрос: Существует ли прямая связь между сексуальным 
                образованием и предоставлением услуг в области сексуального и 
                репродуктивного здоровья, дружественных к молодежи? Д – да, Ч 
                – частично, Н – нет.
 7. Ответ на вопрос: Существует ли система мониторинга и оценки? 
                Д – да, Ч – частично, Н – нет.
 8. Ответ на вопрос: Существует ли серьезная оппозиция в обществе 
                по отношению к сексуальному образованию? Д – да, серьезная, Ч 
                – в некоторой степени, Н – нет или незначительная.
 9. Ответ на вопрос: Какой процент молодежи называет школу в качестве 
                источника информации о сексуальности?
 ? – недостаточно информации, Н/о – не относится.
 Источник: Ketting E., O. Ivanova. Comprehensive 
              report on Sexuality Education in Europe and Central Asia: State 
              of the Art and Recent Developments. BZgA and IPPF EN. Cologne, 2018.https://www.bzga-whocc.de/en/publications/report-on-sexuality-education-in-europe-and-central-asia-new/
  
              
             |