|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Григорий Абрамович Гольц (1933-2009)[1]
С.А.Тархов
Прошло уже три года, как не стало Григория Абрамовича Гольца. Он
больше мне не звонит и не спрашивает, что нового в Институте географии,
чем живут институтские экономгеографы; не делится со мной своими
мыслями и новыми идеями, которые у него постоянно возникали… К сожалению,
время мчится быстро и забирает вокруг нас одного за другим самых
интересных людей, которые, когда уходят, оказываются совершенно
незаменимыми. Таких людей становится все меньше, и мы сиротеем всё
сильнее, по мере нашего старения. Григорий Абрамович родился в Москве
1 сентября 1933 г. Закончил в 1956г. Московский инженерно-экономический
институт (автотранспортный факультет) по специальности инженер-экономист.
Работал с 1959 г. в мастерской генеральных планов проектного института
«Мособлпроект», с 1966 г. – в Институте комплексных транспортных
проблем при Госплане СССР, в 1975-89 гг. – в Институте географии
АН СССР, с 1989 г. – в Институте народнохозяйственного прогнозирования
РАН. Преподавал в Московском физико-техническом институте (с 2000
г.) и международном университете «Дубна» (с 1997 г.). Доктор географических
наук (1986 г.), кандидат технических наук (1965 г.). Он – автор
более чем 300 научных публикаций, в т.ч. 3 известных в научных кругах
книг. Будучи по образованию инженером-экономистом в области транспорта,
он, тем не менее, обладал более широким мировидением: постоянно
посещал философские, теоретико-методологические семинары и конференции;
участвовал в работе многочисленных научных конференций и семинаров
по экономике, транспорту, социологии, демографии, географии, градостроительству.
Круг его интересов не сводился к какой-то одной научной дисциплине,
а был междисциплинарным. Сейчас такие люди уже почти не встречаются.
И мне очень повезло в жизни, что я общался с таким человеком, который
интересовался разносторонними вещами, всё время искал новое знание,
ставил перед собой сложные научные задачи и решал их. Его всегда
интересовали связи между разными элементами реальной жизни. Кроме
анализа взаимосвязей (обычно Григорий Абрамович нащупывал и идентифицировал
эти связи, используя математико-статистические методы; он прекрасно
владел высшей математикой, теорией вероятностей и матстатистикой,
что сейчас, в эпоху деградации отечественной науки, крайне редкое
явление) он всегда пытался исследовать динамику этих связей, причем
не за 30-50 последних лет, а за 150-300 лет. Так как статистические
данные за такой большой период были недоступны, он косвенным образом
определял изучаемые им параметры и всегда находил жесткую и точно
определенную им, математико-статистически подтвержденную динамическую
связь между явлениями. Часто беседуя со мной или обсуждая какой-либо
вопрос, он воспитывал во мне важнейшие качества, необходимые для
правильного хода исследования. Это я понял значительно позже, когда
уже превратился из студента в научного исследователя. Сначала надо
прочитать и просмотреть всю литературу, написанную по изучаемой
теме (для этого надо провести достаточно много времени в библиотеке);
выяснить, что уже сделано, а что еще не сделано учеными по этой
теме. Потом понять, что ты хочешь исследовать и поставить перед
собой четкую цель. Разбить ход исследования на отдельные промежуточные,
пошаговые задачи, чтобы постепенно (крайне медленно, при этом надо
иметь много терпения и понимать, что достижение поставленной цели
займет очень много времени, т.к. будут ошибки и неправильные ходы
в исследовании) достичь поставленной цели. Для решения каждой промежуточной
задачи следует подобрать адекватный метод ее решения. Никакое научное
исследование нельзя начинать, не имея предварительной гипотезы о
характере взаимосвязей между изучаемыми явлениями (или параметрами,
их представляющими). Основное содержание научного исследования –
проверка (подтверждение или опровержение) гипотезы и конструирование
новой гипотезы, если старая оказалась неудачной и мало эффективной,
т.е. плохо объясняющей изучаемые явления и процессы. Если гипотеза
подтверждается, то идентифицируются закономерности, зная которые,
можно давать научно обоснованные прогнозы будущего развития. Поиск
динамических взаимосвязей между изучаемыми явлениями, выявление
закономерностей их развития, а также установление основных законов
их устройства и функционирования – вот главный смысл научного исследования.
Таковы были главные научные заповеди Г.А. Гольца, которых он придерживался
всю свою жизнь и учил им меня, когда я был еще молод и не очень
опытен. Это был настоящий Ученый с большой буквы. Вся его жизнь
была подчинена поиску и установлению нового знания. Чаще всего Григория
Абрамовича можно было встретить в «Ленинке» (библиотеке быв. им.
Ленина, ныне Российской Государственной библиотеке) и библиотеке
ИНИОН, где он работал много с каталогами, книгами, статьями. У него
дома была огромная картотека статей и книг по разным темам, которые
его интересовали. Уже при просмотре только одних карточек формировались
какие-то мысли и идеи. Этот обширный каталог позволял генерировать
даже некоторые научные гипотезы. Благодаря этому каталогу Г.А. Гольц
выдвинул идею «реки разума» (реки знаний): если объединить все научные
законы и закономерности и научное знание, то их сопоставление, сравнение
и анализ позволяют получить новое рафинированное теоретическое знание,
которое не всегда доступно всем исследователям. Т.е. отдельные «мелкие»
элементы научного знания, складываясь вместе, синтезируясь, становятся
«кирпичиками» большого научного сверхзнания – той самой «реки разума».
Он часто мне говорил об этой реке… Исследователи делятся на частных
(отраслевиков), ищущих и анализирующих конкретные знания, и интеграторов
теоретических знаний, синтезирующих элементарные знания в теоретическое
знание. Г.А. Гольц внес большой вклад в разные отрасли науки, так
как всегда работал на их стыках. К первой фундаментальной научной
работе стоит отнести его кандидатскую диссертацию, посвященную выявлению
закономерностей маятниковых миграций в Московской городской агломерации.
Эту работу очень высоко оценивал Ю.Г. Саушкин. Г.А. Гольц обнаружил,
что размер агломерации прямо связан со средними временными затратами
на поездки трудовых мигрантов в Москву из области, т.е. с транспортными
ограничениями. С этого времени Г.А. Гольц считался одним из крупнейших
в нашей стране специалистов по проблемам городского транспорта и
автомобильного движения в городах. В следующей работе 1971 г. он
выявил статистические взаимосвязи между протяженностью сетей автодорог
стран мира и уровнем их социально-экономического развития, где опять
им было обнаружено влияние скорости сообщения на размеры транспортных
систем, а также тесная взаимосвязь между расстоянием и транспортом.
Последнюю тему Г.А. Гольц стал продолжать изучать в начале 1970-х
гг., когда исследовал взаимосвязь процесса урбанизации и характера
транспортной подвижности населения. После перехода из Института
комплексных транспортных проблем в Институт географии он провел
фундаментальное изучение взаимодействия расселения и транспорта
(его результаты опубликованы в книге 1981г. в издательстве «Наука»).
Изучая особенности этого взаимодействия на разных территориальных
уровнях (большой город, городская агломерация, регион, макрорегион,
страна) в первой половине 1980-х гг., Григорий Абрамович впервые
пришел к выводу о наличии пространственной самоорганизации людей:
люди не могут перемещаться в пространстве больше некоего биологически
определенного лимита времени, поэтому расселяются исходя из этих
временных ограничений; чем больше скорость транспортного сообщения,
тем значительнее по своим пространственным размерам системы расселения
(городские, агломерационные, региональные, страновые). Эти лимиты
времени он назвал константами пространственной самоорганизации населения
(полчаса, час и т.д.). Это научное знание, полученное Г.А. Гольцем,
следует, с моей точки зрения, считать самым главным, фундаментальным
научным результатом, который он принес в Науку с большой буквы.
Тем самым он создал теорию пространственно-временного изоморфизма
территориальной организации общества. После перехода в Институт
научно-технического прогнозирования Григорий Абрамович изучал разные
темы и проблемы – от динамики военных расходов до динамики уровня
потребления водки в России. Разброс тем был настолько велик, что
Г.А. Гольц превратился в оракула почти по всем проблемам, ибо он
точно, математико-статистически выверено рассчитывал свои многовариантные
прогнозы развития изучаемых им процессов и явлений. В этот период
своей деятельности он стал писать трехтомную книгу, в которой хотел
синтезировать все те знания, которые накопил и получил. К сожалению,
из-за того, что в 1990-е гг. начался экономический кризис, и финансирование
фундаментальной науки упало почти до нуля (в т.ч. издательской деятельности),
вышел из печати только первый том этой задуманной им трилогии. Тем
не менее, этот том содержит в себе много ценного и интересного.
Жаль, что два других тома так и не были им дописаны и изданы. Г.А.
Гольц любил решать конкретные задачи: рассчитать что-то (точные
цифры); сделать конкретный прогноз с цифрами на такой-то год (поэтому
он и ушел в Институт прогнозирования, т.к. очень любил этим заниматься).
Если перед ним ставили конкретную цель, он всегда ее достигал и
получал точные цифры благодаря построению адекватной математической
модели. Он часто звонил мне и рассказывал, что ему дали такое-то
задание, и он сейчас думает, какие параметры следует подобрать,
какую математическую модель надо составить, и что получится в результате,
будет ли верна его нынешняя рабочая гипотеза или нет. А потом через
некоторое время сообщал мне, что у него всё получилось, и результат
просто великолепен. Так он шел от решения одной задачи к решению
другой, накапливая опыт моделирования и прогнозирования. Он уже
в 1970-е гг. превратился в эксперта высшей пробы, но, к сожалению,
мало кто толком мог оценить, насколько высок был уровень его компетентности
и научной квалификации. Им пользовались исключительно для решения
сиюминутных утилитарных и конъюнктурных задач, хотя Григорий Абрамович
мог дать науке и стране значительно больше теоретической и методологической
пользы. Но, к сожалению, фундаментальная наука и теоретическое знание
у нас совсем не ценятся, а в последние годы просто обесценились,
и не стоят ломанного гроша.
Научный талант Г.А. Гольца мог бы принести стране очень много, но
он оказался, увы, не востребован. Жаль смотреть на умирающую фундаментальную
науку, которую уже, к несчастью, не реанимировать при нынешнем к
ней отношении государства. Но быть пессимистом нельзя. Так мне всегда
говорил Григорий Абрамович. Придут другие поколения, и знания, оставленные
им, будут востребованы и принесут пользу людям. Но это уже будет
совсем иная эпоха, когда научное знание будет вновь цениться высоко
и будет играть важную роль в жизни общества. Мне очень повезло,
что я был в течение 40 лет рука об руку с этим замечательным, необычным,
интересным человеком, разжигающим из фактов и цифр новые научные
идеи. Его влияние на мое научное мировоззрение велико. Он был моим
научным патроном в период, когда я формировался как исследователь.
Я очень благодарен судьбе, что свела меня с моим Научным Учителем.
Это был настоящий УЧЕНЫЙ, которые сейчас почти не встречаются в
науке, погрязшей в последние десятилетия в меркантильном прагматизме.
С.А. Тархов,
26 сентября 2010 г., 2 декабря 2011г.
[1] Cоциально-экономические
проблемы развития и функционирования транспортных систем городов
и зон их влияния: Материалы XVIII Междунар. (двадцать первой Екатеринбургской)
науч.практ. конф. (16–17 июня 2012 г.) / науч. ред. С.А. Ваксман.
– Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2012. С.385-390, http://waksman.ru/Russian/Konference/2012/CaptVII.pdf
|