 |
Продолжительность
жизни и риски для здоровья в странах ОЭСР |
Рубрику ведет
|
 |
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Продолжительность жизни увеличивается на фоне роста
расходов на здравоохранение, доходов и уровня образования населения
и снижения некоторых рисков для здоровья
Продолжительность жизни в странах ОЭСР в последние десятилетия
увеличивалась на фоне роста расходов на здравоохранение, доходов
(ВВП на душу населения) и уровня образования населения и снижения
распространенности некоторых рисков для здоровья.
Анализ данных об ожидаемой продолжительности жизни и
социально-экономических факторах, предположительно влияющих на нее,
по 35 странам-членам ОЭСР за 1995-2015 годы показал наиболее значимую
положительную взаимосвязь роста продолжительности жизни с ростом
расходов на здравоохранение, ростом доходов и уровня образования
населения, а также распространением здорового образа жизни. В частности,
увеличение на 10% расходов на здравоохранение ассоциируется с увеличением
продолжительности жизни на 3,5 месяца, распространенности здорового
образа жизни – на 2,6 месяца (уменьшение доли курильщиков – на 1,6
месяца, снижение потребления алкоголя – на 1,0 месяца), доходов
(ВВП на душу населения) – на 2,2 месяца, распространенности первичного
(начального) образования – на 3,2 месяца[5].
Другие факторы – доля собственных расходов населения
на здравоохранение, распространенность здорового питания (доля ежедневно
потребляющих фрукты и овощи), длительная безработица, загрязнение
воздуха – не показали значимой связи с продолжительностью жизни.
Отчасти это может быть связано с менее значительными изменениями
этих факторов за рассматриваемый период или более долговременным
влиянием на смертность населения в целом. Во всяком случае, в дальнейшем
предполагается продолжить изучение влияния этих факторов на продолжительность
жизни.
Характеристики основных рассмотренных факторов роста
средней продолжительности жизни изменялись с разной скоростью. Наиболее
значительно за 1990-2010 годы увеличились расходы на здравоохранение
– почти вдвое (на 98%, с 1624 долларов США по паритету покупательной
силы на душу населения в 1990 году до 3212 в 2010 году). ВВП на
душу населения за этот период увеличился на 42% (с 22479 до 31900
долларов США по паритету покупательной силы), доля населения с уровнем
образования выше начального – на 44% (с 57% до 82%).
Успехи в распространении здорового образа жизни были
более скромными. Доля ежедневно курящих снизилась на 31% (с 30%
до 21% населения 15 лет и старше), потребление алкоголя сократилось
всего на 8% (с 10,1 до 9,2 литров чистого алкоголя на душу населения),
а доля ежедневно потребляющих овощи и фрукты увеличилась лишь на
2% (с 64,2% до 65,3%).
Доля собственных расходов населения на здравоохранение
снизилась на 9% (с 21,7% до 19,8%), загрязнение воздуха – на 14%
(доля населения, проживающего на территориях с высокой концентрацией
микрочастиц – размером менее 2,5 микрон – в воздухе, снизилась с
75,7% до 65,2%).
В результате такого изменения факторов роста продолжительности
жизни на первое место вышли общие расходы на здравоохранение, образование
и доходы (или фактически уровень экономического развития страны).
Вклад факторов образа жизни (курения, потребления алкоголя, здорового
питания) оказался менее значительным из-за менее существенных изменений
за рассматриваемый период. Это необходимо учитывать при формировании
перспективной политики, направленной на снижение смертности и повышение
здоровья населения.
Имеющиеся данные о смертности населения стран ОЭСР с
разным уровнем образования показывают, что ожидаемая продолжительность
жизни людей с высшим образование примерно на 6 лет больше, чем у
людей с самым низким уровнем образования. Эти различия больше, чем
различия в продолжительности жизни женщин и мужчин (чуть более 5
лет). Особенно велики различия продолжительности жизни в группах
с разным уровнем образования у мужчин.
Превышение ожидаемой продолжительности жизни в возрасте
30 лет у мужчин с высшим образованием составляет 7,1 года по сравнению
с мужчинами со средним образованием (ниже послесреднего нетретичного[6])
в среднем по ОЭСР-25, а у женщин – 4,2 года (рис. 6).
Различия в ожидаемой продолжительности жизни в возрасте
30 лет составляли у мужчин с высшим и среднем уровнем образования
от 3,2 года в Турции до 14,4 года в Словакии, а у женщин – от 2,0
в Турции до 8,7 года в Эстонии.

Рисунок 6. Различия в ожидаемой продолжительности
жизни в возрасте 30 лет мужчин и женщин с высшим и средним уровнем
образования в некоторых странах ОЭСР, 2015 (или близкий) год, лет
Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators,
http://dx.doi.org/10.1787/888933602310
. Дата обращения - 18.01.18.
Восприятие человеком собственного здоровья довольно
существенно различается по доходным группам. Среди 20% опрошенных
с самыми высокими доходами доля респондентов, сообщивших о хорошем
здоровье, заметно выше, чем среди всего опрошенного населения 15
лет и старше и среди 20% респондентов с самыми низкими доходами
(рис. 7). В среднем по ОЭСР-33 о хорошем здоровье в 2015 году (в
Австралии, Канаде и Швейцарии – в 2014 году, в Японии – в 2013 году)
сообщили почти 68% респондентов, среди 20% с самыми высокими доходами
– 78%, среди 20% с самыми низкими доходами – 59%.
Наименьшие различия в самооценке собственного здоровья
между респондентами из крайних доходных групп отмечаются в Новой
Зеландии (менее 4 процентных пунктов), Австралии, Испании, Греции
и Италии (8-9 процентных пунктов), а наиболее значительные – в Эстонии
(41), Латвии (35) и Чехии (33).

Рисунок 7. Доля сообщивших о хорошем здоровье
в группах с разным уровнем доходов среди населения 15 лет и старше
в некоторых странах ОЭСР, 2015 (или близкий) год, %
Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators,
http://dx.doi.org/10.1787/888933602576
. Дата обращения - 18.01.18.
Сходные различия демонстрируют и результаты опроса населения
65 лет и старше в некоторых европейских странах (рис. 8). В среднем
по ОЭСР-25 более половины (56%) респондентов из 20% с самыми высокими
доходами сообщили о хорошем здоровье, а среди 20% с самыми низкими
доходами – менее трети (32%).
Наименьшие различия по доле сообщивших о хорошем здоровье
в крайних квинтилях по доходам отмечаются в Португалии, Дании и
Германии (около 15 процентных пунктов), а наибольшие – в Финляндии
(39), Швеции (33), Австрии, Бельгии и Словении (30-31 процентный
пункт).

Рисунок 8. Доля сообщивших о хорошем здоровье
в группах с разным уровнем доходов среди населения 65 лет и старше
в европейских странах ОЭСР, 2015 (или близкий) год, %
Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators,
http://dx.doi.org/10.1787/888933605768.
Дата обращения - 19.01.18.
[5] Подробнее об исследовании
см. гл. 2 доклада «Health at a Glance 2017: OECD Indicators».
[6] Для международных сопоставлений
используется Международная стандартная классификация образования
(МСКО). В настоящее время используется классификация, принятая
в 2011 году (МСКО-2011), которая предусматривает выделение 9 уровней
образования:
0 – образование детей младшего возраста;
1 – начальное образование
2 – первый этап среднего образования
3 – второй этап среднего образования (общее или профессионально-техническое,
в том числе с прямым доступом к третичному образованию)
4 – послесреднее нетретичное образование (общее или профессионально-техническое,
в том числе с прямым доступом к третичному образованию)
5 – короткий цикл третичного образования
6 – бакалавриат или его эквивалент
7 – магистратура или ее эквивалент
8 – докторантура или ее эквивалент
Уровни 5-8 относятся к третичному образованию, которое мы обозначаем
более привычным термином «высшее образование».
Ранее применялась МСКО 1997 года (ISCED 1997) с выделением
7 уровней образования. Основные различия связаны с введением в МСКО-2011
программ развития детей младше 3 лет, которые не классифицировались
в МКСО-1997 (уровень 0 соответствовал программам дошкольного образования,
в МСКО-2011 они соответствуют подуровню 02), и с более детальной
классификацией уровней третичного образования (уровни 5-7 МСКО-2011
соответствуют уровню 5 МСКО-1997, уровень 8 МСКО-2011 – уровню 6
МСКО-1997). Несколько изменены параметры отнесения образовательных
программ к уровням 3 и 4, хотя в целом соответствие между этими
уровня сохранено. Подробнее см.: Международная стандартная классификация
образования МСКО 2011. UNESCO-UIS 2013.
|