|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Автор обзора Софья АХМАНАЕВА
(студентка 2 курса факультета мировой экономики и мировой
политики НИУ ВШЭ)
Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ
|
Trends in the age at reproductive transitions in the
developing world: The role of education
Джон Бангартс, Барбара С. Мэнч и Эн
К. Бланк, изучили взаимосвязь между продолжительностью школьного
образования девочек и средним возрастом наступления "основных
репродуктивных событий" - первого сексуального опыта, первого
вступления в брак и первых родов. Авторы использовали данные 43
развивающихся стран Азии, Северной Африки и Африки южнее Сахары,
Латинской Америки и Карибских о-вов, начиная с 1986 г. Главной задачей
исследования было понять, в какой степени динамика среднего возраста
наступления демографических событий зависит от сдвигов с образовательной
структуре женского населения, а в какой степени - от изменений норм
поведения.
Рисунок 1. Средний возраст наступления основных репродуктивных
событий в изучаемых макрорегионах
Наименьший средний возраст всех трех репродуктивных
событий наблюдается в Центральной и Западной Африке (Рис. 1). Данные
о первых половых контактах для Азии и Северной Африки отсутствуют,
поскольку в некоторых странах данных регионов эти сведения не включались
в опросы.
Так же были измерены временные промежутки между наступлением репродуктивных
событий в различных их сочетаниях:
- между первым половым актом и первыми родами,
- первым половым актом и первым браком,
- первыми родами и первым браком.
Первый показатель составил 2,5 года для Африки южнее
Сахары и Латинской Америки, что говорит о распространенности добрачных
половых отношений. Для Восточной и Южной Африки, Азии и Северной
Африки цифра варьируется от 0,1 до 1,4 года соответственно. Авторы
отмечают, что эти усредненные значения не отражают ситуацию на индивидуальном
уровне, поскольку некоторые женщины, имеющие сексуальные отношения,
не выходят замуж, в то время как другие, будучи замужем, никогда
не имели детей.
Примечательно, что во всех странах, за исключением одной,
возраст первого вступления в брак был выше возраста первого полового
контакта или равнялся ему (Рис. 2).
Рисунок 2. Соотношение возраста первого полового контакта
и вступления в первый брак
Средний возраст первых родов в большинстве случаев превышает
возраст первого вступления в брак, хотя есть и исключения, которые
характерны для стран, где распространено добрачное деторождение
(Рис. 3).
Рисунок 3. Соотношение среднего возраста вступления
в первый брак и рождения первого ребенка
Во всех исследуемых регионах наблюдались значительные
позитивные изменения в распространении образования среди женщин
на момент их первых родов. К 2010 г. во всех регионах, кроме Центральной
и Западной Африки, где 39% женщин все еще оставались без школьного
образования, более 4 женщин из 5 получили образование. В Северной
Африке, Латинской Америке и Карибских островах почти 2/3 женщин
получили среднее образование, для сравнения в 1990-х - менее половины.
Как и следовало ожидать, повышение уровня образования
прямо пропорционально повышению среднего возраста наступления всех
трех репродуктивных событий. Также выяснилось, что наличие среднего
образования играет ключевую роль, т.к. различие в средневозрастных
показателях между женщинами, получившими среднее образование и окончившими
лишь начальную ступень, гораздо выше, чем между получившими начальное
образование и не получившими никакого.
Любопытно, что позитивные тенденции для всех уровней
образования вместе были сильнее, чем для какого-либо уровня в отдельности,
поскольку средний уровень образования в целом повышается и больший
вес обретают более образованные группы населения.
Также авторы исследования обратили внимание на наличие
двух различных компонентов общего возрастного тренда:
- Первый - "композиционный эффект" - относится к повышению
качества образования, благодаря которому растет численность более
образованных групп и уменьшается численность менее образованных
группы, а также возрастает средний темп увеличения возраста наступления
того или иного репродуктивного события.
- Второй - "уровневый эффект" - относится к средним
показателям для определенного уровня образования, который варьируется
в зависимости от региона и имеет восходящий характер в Африке
южнее Сахары, Азии и Северной Африке, и нисходящий - в Латинской
Америке и Карибских о-вах.
Чтобы количественно оценить роль этих двух факторов,
ученые применили метод декомпозиции (Рис. 4). В целом относительно
всех трех событий композиционный эффект оказался сильнее и позитивнее
"уровневого", чье направление и показатели существенно
менялись. в зависимости от региона и типа события.
Рисунок 4. Декомпозиция среднегодовых изменений среднего
возраста наступления репродуктивных событий на структурную и трендовую
компоненты: А) - возраста вступления в первый брак; Б) возраста
первых родов
Авторы отмечают, что единого определяющего фактора возрастной
динамики найдено не было - в зависимости от региона им является
либо распределение женского населения по уровням образования, либо
репродуктивное поведение, установившееся определенной в группе.
Кроме того, необходимо учитывать прочие политические, экономические
и культурные факторы, влияющие на установки репродуктивного поведения.
|