|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Автор обзора Ирина ЗАМИЩАК (Студентка 4 курса факультета
мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ)
Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ
|
Second Unions Now More Stable than First? A Comparison
of Separation Risks by Union Order in France
С началом экономических реформ конца 1970-х гг. в Китае
интенсивный рост ВВП сопровождался не менее быстрым распространением
коррупции - серьезность этой проблемы официально признана Коммунистической
партией Китая.
Исследователи посвятили свою работу изучению взаимосвязи
между рентоориентированным поведением властей и религией, отмечая
на недостаточное внимание ученых к роли данного фактора при анализе
распространения коррупции. В связи с отказом от обязательС началом
экономических реформ конца 1970-х гг. в Китае интенсивный рост ВВП
сопровождался не менее быстрым распространением коррупции - серьезность
этой проблемы официально признана Коммунистической партией Китая.
Исследователи посвятили свою работу изучению взаимосвязи
между рентоориентированным поведением властей и религией, отмечая
на недостаточное внимание ученых к роли данного фактора при анализе
распространения коррупции. В связи с отказом от обязательного государственного
атеизма за последние 30 лет роль религии в общественной жизни в
Китае многократно возросла. Недавние исследования показывают, что
люди, придерживающиеся религиозных убеждений, меньше нарушают закон
и испытывают больше доверия к рыночным институтам. Таким образом,
религия может служить этическим ограничителем социально неверного
поведения и способствовать большему контролю элит со стороны общества.
Исходя из данного предположения, авторы исследования
выдвинули две гипотезы:
1. Между религиозностью и коррупцией существует отрицательная
зависимость.
В то же время борьба с коррупцией напрямую связана с эффективностью
законодательства и правоприменения. В условиях слабых правовых институтов
в Китае религия может выступать неформальным фактором сдерживания
коррупции. Однако выступают ли религиозные и правовые нормы заменителями
друг друга или оказывают совместный антикоррупционный эффект?
Из этого вопроса вытекает вторая гипотеза:
2. Отрицательная зависимость между религиозностью и
коррупцией ослабевает в провинциях с относительными сильными правовыми
институтами
Исследователи анализировали данные за 1998-2009 гг.
на территории 22 провинций, 4 автономных регионов и 4 муниципалитетов
(не включая Тибет, Гонконг, Макао и Тайвань). Для измерения коррупции
использованы два показателя: число зарегистрированных случаев коррупции
на 10.000 человек в данной провинции за год (Corruption Frequency)
и общая денежная сумма всех зарегистрированных случаев (Corruption
Seriousness).
Рисунок 1. Случаи коррупции в Китае в период с 1998
по 2009 гг.
Религия (или т.н. "религиозная плотность")
определялась как число религиозных институтов (мест религиозного
культа) в провинции: буддистских монастырей, даосистских храмов,
христианских церквей и мусульманских мечетей. Для того, чтобы определить
антикоррупционный эффект двух самых влиятельных китайских религий
- буддизма и даосизма - отдельно была собрана информация о наиболее
значимых 141 буддистских монастырях и 21 даосистских храмах.
Уровень правовой среды в провинции измерялся с помощью
композитного индекса маркетизации. Индекс маркетизации отображает
относительные позиции китайских провинций на пути к рыночной экономике.
Таким образом, индекс является сравнительным и не имеет абсолютного
значения. Он состоит из 19 значений институциональных преобразований
в пяти областях: (1) структура экономики (с уклоном в развитие частного
сектора), (2) торговые барьеры между регионами, (3) ценовое регулирование,
(4) рынок факторов производства, (5) законодательная среда.
Рисунок 2. Развитие плотности религиозных
институтов в провинциях в 1998-2004 гг.
Исследователи провели дополнительную работу, для того
чтобы избежать влияния внешних факторов в исследовании. Так, они
опровергают допущение, что более этическому поведению правительств
определенных регионов способствует кооперация правительств с одинаковыми
религиозными предпочтениями. Поскольку региональные правительства
в Китае назначаются "сверху", а миграция ограничена, предположительно
на уровень коррумпированности "слуг народа" влияет внутренний
религиозный состав провинции.
В результате, авторы приходят к интересным результатам:
- Между религией и региональной коррупцией выявлена отрицательная
корреляция. Таким образом, религия выступает неформальным институциональным
фактором, сдерживающим распространение коррупции.
- В то же время в провинциях с сильными правоохранительными органами
связь между религиозностью населения и коррупцией ослабевает.
Это доказывает, что религия и закон - взаимозаменяемые средства
предотвращении коррупции.
- Антикоррупционные эффекты традиционных религий Китая - буддизма
и даосизма - выше, чем христианства и ислама, также распространенных
в стране. При этом буддизм имеет больший сдерживающий эффект,
в то время как корреляция между даосизмом и уровнем коррупции,
хотя и отрицательна, но незначительна.
Выводы исследователей потенциально применимы на практике.
В странах с быстро развивающейся экономикой (представителем которых
является Китай) и относительно неразвитой правовой системы неформальный
институт религии действительно может выступать ограничителем рентоориентированного
поведения властей.
|