|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Автор обзора Никита ГАНЖА
(студент 2 курса факультета мировой экономики и мировой
политики НИУ ВШЭ)
Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ
|
Transforming cities: does urbanization promote democratic
change?
Урбанизация качественным образом меняет географию населения.
Увеличение доли городского населения сопряжено с социальными, политическими
и экономическими изменениями . Раскрывая новые грани социальных
последствий урбанизации, Эд Глазер и Брюс Штейнберг
задаются вопросом, способствует ли урбанизация демократическим переменам.
Авторы отмечают, что увеличение плотности населения,
которое влечет за собой урбанизация, повышает средние доходы населения.
Бизнес более продуктивен в городе, так как производительность рабочих
здесь выше, а более высокая заработная плата компенсирует разницу
в цене на продукты и услуги. В то же время, и проблем становится
больше. Города испытывают экологические проблемы; в городах процветает
преступность, а городская среда затрудняет раскрытие преступлений;
высотное строительство ведет к увеличению стоимости недвижимости.
Однако при должном подходе эти проблемы могут быть решены компетентным,
эффективным правительством.
Увеличение плотности населения позволяет улучшить организованность
людей, координацию их действий. Исследования показали, что сохранить
диктатуру в высоко урбанизированном обществе гораздо сложнее. Уровень
урбанизации в 1960-х годах оказывается тесно связанным с индексом
демократии в 2000-х годах.
Правительству сложнее справляться с волнениями в городах,
чем с восстаниями в отдаленных районах. С одной стороны, в городских
условиях у армии и полиции возникают сложности в решении оперативных
задач, с другой - мировое сообщество активнее следит за происходящим
в мегаполисах, а международные СМИ имеют возможность широко освещать
репрессивные действия власти против граждан, если такие случаются.
Более того, авторы статьи полагают, что долгое нахождение армейских
подразделений в городе может расположить военных к протестующим.
Все это делает густонаселенные города проблематичной средой для
развития диктатуры.
Однако, если демократическая революция случается, нет
гарантии, что не будет установлен еще более авторитарный режим:
примерами здесь служат и Французская и Русская революции. По мнению
авторов статьи, демократия, вероятно, выживет, если в обществе распространено
убеждение в необходимости борьбы за народный суверенитет. И наоборот,
установление новой диктатуры так же нуждается в общественном консенсусе
по поводу того, что для решения проблем, возникших после революции,
необходим диктат власти.
Возникает дилемма выбора между сильной и слабой властью
(Рис. 2). С одной стороны, власть, наделенная широкими полномочиями,
может эффективно пресекать определенные правонарушения. Однако почти
неизбежно появляются случаи коррупции и злоупотребления властью.
Более открытый, демократический государственный аппарат справляется
с проблемой коррупции, но становится не в состоянии защитить частную
собственность.
Рисунок 2. Кривая спроса на демократию
Короткая диагональная линия, по мнению Глазера и Штейнберга,
является оптимальным выбором режима, когда социальные потери выбора
между беспорядком и диктатурой сведены к минимуму.
Кроме всего прочего, запрос на демократию в городах
должен увеличиваться, поскольку густонаселенные города способствуют
развитию торговли и инноваций, а диктатура склонна препятствовать
развитию этих областей,. С другой стороны, эпидемии и увеличение
числа преступлений увеличивают запрос на сильную власть.
Таким образом, урбанизация может увеличить спрос как
на демократию, так и на диктатуру. Однако, даже если процесс урбанизации
не принесет демократии в краткосрочной перспективе, с течением времени
он позволяет улучшить государственное управление путем развития
гражданского капитала.
Главный и самый значимый вклад в гражданский капитал,
который совершает большой город - образование и научные исследования.
Именно развитие этих областей является ключом для понимания правительством
своей страны. Более того, живя в городе, люди учатся сотрудничать
и общаться с другими людьми, что помогает преодолевать разногласия
в обществе. Полемика о диктатуре и демократии - одно из таких общественных
разногласий.
|