Для цитирования: Исупова О.Г. Чему
учит опыт семейной политики // Демоскоп Weekly. 2017. № 739-740.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0739/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Чему учит опыт семейной
политики
|
Над темой номера работала
|
|
Ольга
ИСУПОВА
|
|
Российский опыт
В России с 1917-го года семейная политика рассматривалась
как одно из средств создания и утверждения социалистического уклада
жизни, средство уменьшения социального неравенства. Частная жизнь
людей имела гораздо меньшее значение по сравнению с "общественной
жизнью" в целом. Поскольку на повестке дня стояло массовое вовлечение
женщин в рынок труда, нужны были меры, позволяющие как-то сочетать
это с материнством. Однако содержание социальных «благ», как качественное,
так и количественное, менялось вместе с «линией партии», а также,
отчасти, политической и экономической ситуацией. Например, Трудовые
кодексы 1918-1922 годов предполагали введение отпуска по материнству
продолжительностью 112 дней (56 дней до родов и столько же после),
а в 1939 году и до конца войны он был специальным декретом сокращен
до 63 дней (35 дней до родов и 28 после) и восстановлен в объеме
112 дней только в 1955 году. Этот отпуск должен был быть полностью
оплачиваемым. В начале 1920-х годов была попытка выплачивать семейное
пособие и осуществлять бесплатное питание детей.
Декрет от декабря 1917 года также установил свободу
развода по желанию любого из супругов и равенство прав "законнорожденных"
и "незаконнорожденных" детей во всем, что касалось, например, вопросов
наследования. В Семейном Кодексе 1926 года сожительство было фактически
приравнено к законному браку. Аборты по просьбе женщины и без объяснения
причин были легализованы еще раньше, в 1920 году.
С самых первых лет советской власти ясли и детские сады
получили широкое распространение и развивались в ситуации режима
благоприятствования со стороны властей, хотя в течение всего периода
существования СССР сохранялся дефицит мест в этих учреждениях для
различных категорий населения (наиболее легко получали места в них
фабричные и заводские рабочие и некоторые категории государственных
служащих).
Еще до принятия нового КЗоТа РСФСР в 1922 году предписывалось
отдавать предпочтение в оставлении на работе при сокращении штата
одиноким женщинам с детьми в возрасте до года. Увольнение беременных
женщин по инициативе администрации допускалось производить только
в исключительных случаях. Декретом СНК РСФСР от 15 октября 1921
года социальное страхование стало осуществляться за счет средств
работодателей, а 9 декабря 1921 года Декретом «О социальном обеспечении
при временной нетрудоспособности и материнстве» пособие по материнству
устанавливается в размере фактического заработка. В КЗоТе 1922 года
появилась и новая норма об освобождении от трудовой повинности женщин,
имеющих детей до восьми лет, при отсутствии лиц, ухаживающих за
ними (ст. 13). Для беременных и кормящих матерей запрещались ночные
и сверхурочные работы, женщины освобождались от физического труда
на восемь недель до и восемь недель после родов, а от конторского
соответственно - на шесть недель. С 1937 года расходы на оказание
медицинской помощи женщинам (женские консультации, родильные дома
и др.), а также финансирование детских садов и яслей начали осуществляться
исключительно за счет государства. Женщинам формально запрещалась
работа на особо тяжелых и вредных для здоровья производствах, а
также на подземных работах и работах в ночное время. Относительно
полный список таких работ был утвержден в 1930 году.
Пока рождаемость в СССР была высокой, государство не
испытывало беспокойства по поводу роста населения. Но когда (в середине
1930-х годов) стало ясно, что рост населения замедлился, в том числе
и по вине самого государства (голод, репрессии), руководство страны
предпочло, в духе времени, ввести запретительные меры, то есть практически
полностью запретить аборт по всем показаниям, кроме узких медицинских.
В 1930-е годы делаются частичные попытки реанимировать
"семейные ценности" на новой идеологической основе, в том числе
возвращается внимание к семейному воспитанию детей и воспевается
материнство как одна из важнейших задач женщины социалистического
общества. Но массированная индустриализация требовала помощи женщинам
в сочетании их материнской и рабочей "функций", поэтому без системы
детских садов и яслей просто невозможно было обойтись. Участие в
трудовой деятельности было обязательным для всех. В первые послереволюционные
годы это даже имело форму откровенно принудительной «трудармии»,
для освобождения от которой требовались специальные обстоятельства.
Одним из них, до некоторой степени, стало как раз материнство. Беременные
женщины на период времени за восемь недель до и восемь недель после
родов освобождались от трудовой повинности (ст. 3 КЗоТ РСФСР 1918
г.). Для работниц, кормящих ребенка грудью, должны были устанавливаться
дополнительные перерывы через каждые три часа работы на срок не
менее получаса.
В 1936-1937 годах, с другой стороны, были в два раза
увеличены расходы на роддома, ясли и детские сады, введены ежемесячные
денежные пособия для матерей более, чем 7 детей (1936), но они покрывали
лишь около 6% детских потребностей. В 1944 году было введено пособие
для матерей-одиночек детей моложе 16 лет, оно было чуть выше, составляя
около 15% средней зарплаты. Были также введены пособия на третьего
и последующих детей, а также на детей от 1 до 4-х лет. Декретный
отпуск в это же время был увеличен с 9 до 11 недель.
Важно отметить, что колхозницам, с момента массового
возникновения колхозов (с 1931 года), все эти льготы не предоставлялись,
их положение в целом было очень неопределенным, у них не было даже
официального отпуска по беременности и родам. Лишь много позднее,
законом СССР от 15 июля 1964 года, для колхозниц впервые был установлен
оплачиваемый отпуск по беременности и родам. При этом ясли и детские
сады в колхозах если и были, то это зависело от доброй воли руководства,
и, как правило, эти учреждения функционировали только во время летней
страды.
В 1956 году, одновременно с вновь вводимым увеличением
отпуска по беременности и родам до 112 дней, был также введен неоплачиваемый
отпуск до трех месяцев после отпуска по беременности и родам. Этот
отпуск включался как в общий, так и в непрерывный трудовой стаж.
С 1957 года отменяется требование трехмесячного стажа для получения
пособия по беременности и родам. Но размер пособия зависел от трудового
стажа. Только в 1975 году размер пособия по беременности и родам
перестал от него зависеть.
Во время войны были предприняты новые шаги, трактовавшиеся
как меры, направленные на «укрепление семьи». В 1944-м году была
до крайности усложнена процедура развода (до этого развод последовательно
ограничивался финансовыми и административными мерами с середины
1930-х годов). В том же году были учреждены государственные награды
за материнство - почетное звание "Мать-героиня" для женщин, родивших
и воспитавших 10 и более детей, орден "Материнская слава" трех степеней
(за 7, 8 и 9 детей) и "Медаль материнства" двух степеней (за 5 и
6 детей).
С 1950-х годов и до конца советской эпохи постепенно
происходила либерализация режима, в том числе и в отношении семейной
политики. Рождаемость еще долго не вызывала тревоги, поскольку,
несмотря на новую легализацию аборта в ноябре 1955 года, она продолжала
оставаться на уровне выше простого воспроизводства населения. Существенной
помощью семьям стало массовое и повсеместное строительство доступного
жилья. Доступнее становились и детские сады. Однако в конце 1960-х
рождаемость упала ниже уровня простого воспроизводства, и началась
общественная дискуссия о возможных причинах этого падения и мерах
по его прекращению. В 1981 году было решено ввести финансовую помощь
молодым семьям в области получения жилья, доступности детских садов,
возможности частичной и надомной занятости матерей, и введения частично
оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Беременные женщины,
матери маленьких детей и даже одинокие отцы (или законные опекуны
детей) получили различные льготы относительно более короткого рабочего
дня, предоставления работы в более удобную смену, и трудовых задач,
не предполагающих командировок. Были введены отпуск по уходу за
тяжело больным ребенком на 18 месяцев с сохранением полной оплаты,
отпуск с оплатой в размере 20% среднего заработка на период между
окончанием отпуска в связи с материнством и до возраста, когда ребенку
исполнится 18 месяцев, и неоплачиваемый отпуск с сохранением рабочего
места на период жизни ребенка от 18 месяцев до 3-х лет. В 1989-1990
годах эти меры были распространены на отцов, бабушек и дедушек и
даже более отдаленных родственников, если кто-то из них становился
основным лицом, осуществляющим заботу о ребенке, несмотря на наличие
матери в семье. Такой человек получал пособия и право на частичную
или надомную занятость. Работодатели были обязаны предоставлять
матерям детей до 14 лет по их желанию работу с частичной занятостью
и/или гибким графиком. Ежемесячное пособие для нуждающихся родителей
с детьми моложе 12 лет было введено еще в 1974 году, до 1991-го
выплачивалось также жилищное пособие (12 рублей) на каждого ребенка
в семье, если подушевой доход в ней был ниже 50 рублей в месяц.
Со времен войны сохранялся налог на бездетность, он составлял 6%
и собирался со всех мужчин старше 18 лет, женатых или неженатых,
и с замужних женщин, если у них не было детей, практически сразу
после вступления в брак.
В начале 1980-х годов пособие при рождении ребенка составило
четверть среднего заработка, и половину за второго и третьего. Пособия
на последующих детей также были увеличены. Было введено пособие
в 30 рублей для работающего отца, чья жена не работает. В 1990 году
все эти пособия были объединены в одно, вне зависимости от порядка
рождения ребенка, и проиндексированы по минимальной заработной плате.
В четыре раза было увеличено пособие матерям-одиночкам, большие
пособия получали также вдовствующие и одинокие матери, которые сами
были сиротами, жены солдат срочной службы, матери детей, чьи отцы
уклонялись от выплаты алиментов в полной мере. Понятие многодетности
было распространено с матерей семи детей на тех, у кого их было
только пять, четыре или три, в зависимости от вида пособия.
К середине 1980-х годов коэффициент суммарной рождаемости
вырос в России до 2,1-2,2 по сравнению с 1,9 в конце 1970-х (рис.
4). Однако это было связано, прежде всего, с эффектом тайминга рождений.
Женщины продолжали рожать по-прежнему, в среднем, не более двоих
детей, но производили их на свет раньше, в более раннем возрасте
и с укороченными интервалами. Начиная с 1988 года коэффициент суммарной
рождаемости начал уменьшаться. В 1990-е, когда условия жизни значительной
части семей стали ухудшаться, инфляция сделала относительный размер
пособий незначительным, хотя в целом их никто не отменял. К 1996
году коэффициент суммарной рождаемости составил лишь 1,3. У исследователей
нет однозначного мнения, связано ли это с демографическими факторами
(с компенсаторным тайминговым сдвигом после бума в середине 1980-х),
с ослаблением финансового значения мер семейной политики в связи
с инфляцией или с другими разнообразными явлениями, сопутствующими
революционной трансформации жизненного уклада населения.
Рисунок 4. Коэффициент суммарной рождаемости,
Россия, 1950-2015 годы
Источник: Демоскоп Weekly , Приложение «Промышленно
развитые страны мира»
В то же время, именно в этот период оплачиваемый отпуск
в связи с материнством был продлен до 140 дней (1992 год), и стало
можно применять его к периоду в течение беременности, после того,
как женщина фактически перестала работать (1993 год). Пособие на
детей от 1,5 до 5 лет было распространено на более маленьких детей,
введено в действие пособие на детей 6-16 лет, но затем они были
объединены. В 1992 году эти пособия перестали выплачиваться только
наиболее бедным и стали на какое-то время универсальными.
|