Rambler's Top100

№ 731 - 732
5 - 18 июня 2017

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Опросы и ответы 

Права подростков

Делай зарядку, ешь, пей – и не болей!

Употребление алкоголя

Курение в России: мониторинг

Дальний Восток: мониторинг миграционной ситуации


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Курение в России: мониторинг

За несколько лет действия в России закона о курении число курильщиков снизилось. По данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», уже 79% потребителей сигарет говорят, что хотели бы отказаться от вредной привычки.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные ежегодного исследования, посвященного проблеме курения.

За год доля курильщиков в России не изменилась: это по-прежнему около трети населения: 32% по данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», проведенного в мае с.г. Однако интенсивность курения среди них крайне высока: 20% всех опрошенных выкуривают в день пачку сигарет или более. Традиционно выше, чем в целом по выборке, потребление табака в группах мужчин (среди них курят 44%), респондентов в возрасте 25-34 лет (40%), со средним образованием (40%).

По оценкам большинства курильщиков (60%) за год интенсивность потребления ими табачных изделий не изменилась. Снизили число выкуриваемых сигарет 25%, и, напротив, стали курить больше 14%.

С 2013 г. отмечается серьезная положительная динамика в вопросе о желании бросить курить: если четыре года назад о стремлении отказаться от вредной привычки заявляли 57% курильщиков, то сегодня – уже 79%. От слов многие переходят к делу: в 2013 г. доля тех, кто бросил курить, составляла 10%, в мае 2017 г. – 19%. Катализаторами для решительного отказа от сигарет, помимо сильного желания (его называют 22%), для курящих респондентов скорее всего будут болезни (11%). Кому-то не хватает размеренной жизни (5%), для других (3%) препятствием будет повышение цен, а для 2% «стоп-сигналом» может стать обещание родным.

Проблема курения в целом в нашем обществе по остроте уступает наркомании, алкоголизму и ряду других острых вопросов: так, о значимости создания социальной рекламы, направленной на борьбу с курением, говорят 18%, тогда как наркоманию (59%), алкоголизм (42%), жестокое обращение с детьми (40%) в этом контексте называют существенно чаще.

Данные опроса комментирует руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин: «В вопросе реализации госполитики в сфере борьбы с курением сегодня существует развилка: взять курс на усиление мер или использовать потенциал, сформированный реформами 2013 г. Мы видим, что при сохранении более высокого уровня мотивации бросить курить (по отношению к 2013 г.), реальная доля курильщиков перестала сокращаться: накопленный потенциал больше не реализуется в поведенческие практики. Вместе с тем, любые инициативы со стороны государства в сфере законодательного регулирования встречают серьезную реакцию сопротивления, в т.ч. в социальных сетях, которые сегодня все больше заменяют традиционные медиа. Оставляя в стороне вопрос о естественном или искусственном происхождении такого рода информационных волн сопротивления, стоит отметить, что политика, проводимая государством в сфере борьбы с курением, должна использовать все более тонкие инструменты не только законодательной, но и информационно-разъяснительной работы».

Курите ли Вы или нет? Если да, то как часто?
(закрытый вопрос, один ответ, %)


2009

2011

2013

2014

2015

2016

I.2017

V.2017

Одну пачку сигарет в день или больше

21

21

24

20

22

17

19

20

Несколько сигарет почти каждый день

16

13

14

12

9

12

10

9

Иногда несколько сигарет в неделю или в месяц

4

4

3

3

3

2

3

3

Я бросил(а) курить и не курю уже некоторое время

8

9

10

13

11

12

20

19

Я никогда не курил(а)

51

52

48

52

55

57

47

49

Затрудняюсь ответить

0

1

1

0

0

0

1

0

За последний год Вы стали курить больше, меньше, или курите сейчас так же, как и год назад?
(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто курит)


2014

2015

2016

V.2017

Сейчас курю больше

10

16

16

14

Сейчас курю меньше

24

29

28

25

Курю также, как и год назад

66

54

54

60

Затрудняюсь ответить

0

1

2

1

Хотели бы вы лично бросить курить или нет?
(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто курит)


2013

V.2017

Скорее да

57

79

Скорее нет

38

19

Затрудняюсь ответить

5

2

Что должно произойти, чтобы Вы бросили курить?
(открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто курит)


Все опрошенные, V.2017

Сильное желание бросить

22

Серьезная болезнь

11

Спокойная жизнь / меньше нервов

5

Беременность / рождение ребенка

3

Повышение цен

3

Просьбы и обещания родным

2

Смерть

2

Смена работы

2

Действенный способ чтоб бросить курить

2

Если пропадут сигареты

1

Чудо

1

Страх

1

Окружение должно бросить курить

1

Глобальная катастрофа /апокалипсис

1

Другое

3

Не брошу

6

Затрудняюсь ответить

38

Как вы считаете, на что сегодня прежде всего должна быть направлена социальная реклама в нашей стране?
(закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %)


2011

2017

На борьбу с наркоманией

68

59

На борьбу с алкоголизмом

60

42

На борьбу с жестоким обращением с детьми, насилием в семье

34

40

На борьбу с коррупцией

33

30

Призывать к ответственному поведению на дорогах, соблюдению ПДД

14

28

На борьбу с жестоким обращением с животными

10

20

На борьбу с курением

20

18

Призывать к помощи окружающим, благотворительности

8

12

Она не нужна

4

3

Другое

2

7

Затрудняюсь ответить

1

3

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 23-24 мая 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

В 2009-2016 гг. были проведены квартирные опросы.

Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3385, 31 мая 2017 г.
http://www.levada.ru/2017/05/18/upotreblenie-alkogolya/

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.