|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Автор обзора
Даниил КАШНИЦКИЙ
|
Contextualizing Migrants' Strategies of Seeking Medical
Care in Russia
Demintseva, E., & Kashnitsky, D. (2016). Contextualizing
Migrants' Strategies of Seeking Medical Care in Russia*. International
Migration, 54(5), 29-42. https://doi.org/10.1111/imig.12247
|
Статья посвящена острой на сегодняшний день проблеме
доступа к медицинской помощи среди мигрантов из стран Центральной
Азии, живущих и работающих в Москве, и основана на данных этнографического
исследования НИУ ВШЭ, проведенного в 2014-2015 годах в рамках проекта
"Мигранты в Москве: интеграция в городское пространство и социокультурная
адаптация в городе".
Исследование включало 60 полуформализованных интервью
с трудовыми мигрантами и 23 глубинных интервью с сотрудниками московских
медицинских учреждений, которые регулярно оказывают услуги мигрантам.
В работе детально исследуется доступная мигрантам инфраструктура
медицинской помощи Москвы: городские клинические больницы, поликлиники,
станции скорой помощи, травмопункты, частные медицинские центры,
аптеки и прочее. Также в работе анализируются формальные и неформальные
стратегий, к которым мигранты прибегают, чтобы попасть на прием
к медицинским специалистам.
Существует представление, что мигранты по определению
здоровы, даже если на самом деле это не так. У них нет времени думать
о своем здоровье. В миграции они мобилизуют свои силы, в крайнем
случае - идут в аптеку, покупают самые дешевые обезболивающие, заглушают
болезнь, и выходят больные на работу. Из-за этого многие болезни
переходят в запущенное состояние. Поэтому самое частое обращение
к врачам у мигрантов - в экстренных случаях, когда речь идет уже
о вызове "скорой" или о самостоятельном обращении в приемное
отделение городской больницы, что для иностранцев по-прежнему бесплатно.
Когда речь идет о плановом лечении, оно практически
всегда платно. Мигранты вынуждены формировать и вырабатывать собственные
стратегии обращения в медицинские учреждения Москвы, преодолевая
множественные барьеры на пути к получению медицинской помощи. Трудности
не ограничиваются отсутствием ОМС, но также включают недостаток
информации о доступной помощи, низкий заработок, ненормированный
рабочий день, дискриминацию в медицинских учреждениях и прочие сложности
недружественного отношения.
В последние несколько лет самым типичным местом обращения
за плановой медицинской помощью стали "киргизские клиники"
- так принято называть частные медицинские центры, где работают
доктора из Кыргызстана. Эти клиники дают рекламные объявления в
московских газетах на киргизском и узбекском языках. В городе существует
около трех десятков подобных частных клиник. Киргизские клиники
значительно дешевле других городских частных клиник, в среднем на
20-30%. Однако, цена - не единственное конкурентное преимущество
"киргизских клиник". Важной причиной обращений к "своим"
является единство культурного и языкового пространства и отсутствие
психологического барьера в общении с докторами и администраторами.
Доктора из Средней Азии более охотно вникают в социально психологические
особенности трудовых мигрантов. "Часто бывает, что я здесь
на работе выступаю не в роли терапевта или кардиолога, но психолога.
Я хорошо понимаю проблемы мигрантов - нашел общий язык с ними"
(киргиз, 30 лет, терапевт "киргизской клиники").
Тем не менее, не имея стабильного решения для плановой
медицинской помощи, мигранты часто вынуждены обращаться к неформальным
стратегиям. Это зачастую обращение к посреднику, такому же мигранту,
который на родине был медработником среднего звена: медсестрой,
фельдшером, акушеркой ? и в настоящее время работает в Москве не
по специальности. Для многих "помощников" этот вид деятельности
является подработкой. Они сами могут поставить капельницу или сделать
укол, или же у них есть связи в государственной поликлинике, и они
лично договариваются с медперсоналом в обход официальных тарифов
и медицинского страхования. Иногда самоорганизация внутри мигрантских
сообществ приобретает более структурированные формы: так, в Москве
при поддержке общественного фонда действует специальная телефонная
горячая линия по вопросам здравоохранения на таджикском и русском
языках. Звонки принимает оператор-терапевт, который проводит первичную
диагностику и перенаправляет к одному из "сетевых" врачей-волонтеров,
работающих в частных и государственных клиниках. Таким образом,
оперативно восполняется недостаток социального капитала у недавно
приехавших мигрантов.
Устойчивые решения в области медицинского обслуживания
для мигрантов - один из ключевых показателей того, насколько ответственно
принимающее общество подходит к вопросу создания достойных условий
жизни и адаптации мигрантов. В результате, как показывают ведущие
мировые исследования в области бедности и неравенства, чем ниже
социальная исключенность и маргинализация отдельных групп населения
- социальные институты доступны для всего общества, - тем выше уровень
благополучия и стабильности для всего общества, в целом: бедных
и богатых, местных и приезжих.
|