|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Демографическая составляющая в территориальном планировании
Тверской области
Щукина А.С.[1]
(Опубликовано в: Вестник ТвГУ. Серия "Экономика и управление".
2015. № 1, т.2. С. 107-116.)
Специфика современного этапа демографического развития
страны в целом и большинства ее регионов определяет особую значимость
демографических разделов стратегического и территориального планирования.
В них анализируется сложившаяся к настоящему времени демографическая
ситуация, обосновываются изменения в параметрах численности населения,
рождаемости, смертности, миграционном движении, половозрастной структуре
населения. На уровне субъектов Российской Федерации этими разделами
являются:
- концепции (программы) демографической политики,
- стратегии социально-экономического развития,
- схемы территориального планирования,
- региональные целевые программы.
На уровне муниципальных образований таковыми являются:
- программы экономического и социального развития,
- схемы территориального планирования муниципальных районов,
- генпланы городских округов, городских и сельских поселений.
В регионах с благоприятной или относительно благоприятной
ситуацией должны быть проанализированы особенности демографической
ситуации, но основными проблемами в них являются экономические и
социальные. Демографическая политика в таких регионах связана с
закреплением положительных тенденций демографической динамики, повышением
рождаемости и увеличением продолжительности жизни.
В регионах с особо сложной демографической ситуацией
демографическая составляющая должна занимать значительное место.
Раньше и сильнее демографические проблемы проявились в регионах
ЦФО и Северо-Запада. Тверская область, а также Владимирская, Ивановская,
Рязанская, Смоленская и Тульская области в концепции демографического
развития ЦФО выделены в группу с самой неблагополучной ситуацией.
Население в таких регионах определяет параметры экономики и расселения
в будущем, поэтому диагностика демографической ситуации должна находиться
на первом месте в разделах, посвященных проблемам развития регионов,
рискам, задачам, целям и приоритетным направлениям развития (табл.
1).
Таблица 1. Демографическая составляющая Схемы территориального
планирования Тверской области до 2030 года
ТОМ II. Анализ состояния территории, проблем
и направлений комплексного развития
Раздел 3. Анализ и оценка социально-экономической
ситуации
3.2. Место Тверской области в составе РФ и ЦФО
(оценка места области по основным демографическим показателям,
более подробно анализ ожидаемой продолжительности жизни и
определяющих ее факторов)
3.4. Расселение (территориальный разрез - муниципальные
образования, подробно с графиками и рисунками)
3.5. Демографическая ситуация (анализ ДС в целом
по области, по 5 городским округам и 36 муниципальным районам,
подробно - 17 страниц)
3.9.3. Оценка МО по качеству окружающей среды
и заболеваемости населения
|
ТОМ V. Проектные предложения. Прогноз поэтапного
развития территории.
Раздел 1. Основные проблемы
1.1. Социально-экономические проблемы (демографическая
проблема №1)
Раздел 2. Стратегия пространственной организации
территории
2.2. Варианты развития (3 возможных сценария
демографического развития - экстраполяционный, умеренный,
оптимистический с оценкой перспективной численности населения;
подробно - умеренный вариант)
2.3. Прогноз численности населения на 2015, 2020,
2030гг. по 43 административно -территориальным единицам
|
2.5. Формирование опорного каркаса расселения,
планировочная организация территории, функциональное зонирование
(прогноз численности населения в разрезе 6 планировочных районов)
|
В настоящее время пространственное развитие территории
тесно связано с демографическими процессами, поскольку они в значительной
степени определяют стабилизацию или сжатие сложившейся сети населенных
мест и вместе с ней освоенного пространства. В схемах территориального
планирования и генпланах должны быть глубоко проработаны взаимосвязи
между демографическим и расселенческим разделами. В существующих
схемах территориального планирования расселенческий раздел ориентирован
на формирование групповых систем населенных мест вокруг центров
муниципальных районов и центров сельских поселений. Как основное
средство, способствующее устойчивости системы расселения, в схемах
территориального планирования рассматривается иерархизация сложившейся
системы расселения с выделением опорных центров расселения и зон
их влияния. При этом мелкоселенная периферия выпадает из поля зрения
и, следовательно, в перспективных планах развития не рассматривается.
К Тверской области и ряду областей ЦФО и Северо-Запада это относится
в первую очередь.
Ситуация в системе расселения Тверской области одна
из самых сложных. Лимитирующее влияние демографического фактора
в области давно проявляется не только в сокращении численности населения,
но и в разрушении сельской поселенческой сети, особенно в периферийных
районах запада и северо-востока области[2].
В настоящее время из 9,5 тыс. сельских населенных пунктов 18,3%
не имеют постоянного населения и еще 48% - с числом жителей до 10
чел. - практически не имеют демографических ресурсов развития. Следует
отметить, что даже в лучшем по состоянию сельской поселенческой
сети Конаковском районе, суммарная доля населенных пунктов без населения
и с числом жителей до 10 чел. составляет 33,2%, тогда как в 10 муниципальных
районах доля этих двух групп превышает 2/3 от общего числа СНП (табл.
2).
Мелкоселенность является характерной чертой не только
сельского, но и городского расселения области: из 23 городов 7 имеют
менее 10 тыс. жителей, из 28 ПГТ 3/4 - менее 5 тыс. жителей. Исходя
из тенденций естественного и миграционного движения за 2000-2010
гг., была рассчитана перспективная численность населения конкретных
городских поселений области. В основе прогноза - положительные тенденции,
наблюдавшиеся с начала 2000 г., прежде всего, повышение рождаемости
и ожидаемой продолжительности жизни, но даже такой прогноз показывает
дальнейшее измельчение сети городских поселений.
Таблица 2. Группировка муниципальных районов Тверской
области по доле сельских населенных пунктов людностью до 10 чел.
и доле сельских населенных пунктов без постоянного населения
Доля СНП людностью 1-10 чел., %
|
Доля СНП без постоянного населения, %
|
менее 10,0
|
10,0-20,0
|
20,0-30,0
|
более 30,0
|
всего
|
менее 30,0
|
2
|
1
|
1
|
-
|
4
|
30,0-40,0
|
2
|
6
|
4
|
2
|
14
|
40,0-50,0
|
-
|
12
|
3
|
1
|
16
|
более 50,0
|
-
|
-
|
2
|
-
|
2
|
всего
|
4
|
19
|
10
|
3
|
36
|
Тверская область среди других регионов выделялась числом
средних городов. За последнее десятилетие из числа средних выбыли
Кимры и Торжок. По прогнозным расчетам в категорию малых городов
перейдет также Вышний Волочек - город с населением 52,3 тыс. чел.
и с естественной убылью в начале 2000-х гг. до 1100 чел. в год,
в начале 2010-х гг. - до 700 чел. При этом город не очень привлекателен
для мигрантов. Еще сложнее складывается ситуация в городских поселениях,
где естественное и миграционное движение имеют отрицательное значение.
Так, население Осташкова сократилось почти на 1/3 с 1989г. (с 26,6
тыс. чел. до 18,1 тыс. чел.). При сохранении тенденций последнего
десятилетия к 2025 г. он будет иметь лишь 14,1 тыс. чел. (табл.
3).
Таблица 3. Прогнозная численность населения
малых городских поселений Тверской области на 2025 г.
|
Пункты, единиц
|
Численность населения, чел.
|
в том числе
|
города
|
поселки городского типа
|
единиц
|
Численность населения, чел.
|
единиц
|
Численность населения, чел.
|
Все городские поселения
|
51
|
836066
|
23
|
730854
|
28
|
105212
|
До 3000
|
15
|
27242
|
1
|
2916
|
14
|
24326
|
3000-5000
|
8
|
32196
|
1
|
4369
|
7
|
27827
|
5000-10000
|
11
|
72328
|
6
|
41854
|
5
|
30474
|
10000-20000
|
9
|
115819
|
7
|
93234
|
2
|
22585
|
20000-50000
|
5
|
202855
|
5
|
202855
|
-
|
-
|
Диагностика сложившейся демографической ситуации и
прогнозирование ее на ближайшие десятилетия осуществляется в Схемах
на разных территориальных уровнях - не только на уровне административно-территориальных
единиц, но и планировочных районов и даже отдельных СНП. Поэтому
специалистам, занимающимся территориальным планированием необходима
информация о динамике численности (рождаемости, смертности, миграции)
и половозрастной структуре населения.
Если разработка схем территориального планирования
на региональном уровне в значительной степени обеспечена данными
официальной статистики - демографической, экономической, социальной,
то для разработки схем территориального планирования на уровне муниципальных
районов и ниже информационная база не предоставляет всех необходимых
данных, в том числе демографических, что осложняет работу. Наиболее
ограничена она на уровне сельских поселений и отдельных СНП. Лишь
с 2012 г. в базе данных по муниципальным районам появились данные
о рождаемости, смертности и миграционном движении по сельским поселениям
(табл. 4).
Таблица 4. Наличие статистических данных о населении
|
Район
|
Сельское
поселение
|
СНП
|
город
|
село
|
Численность населения
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Рождаемость
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Смертность
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Половозрастная структура
|
+
|
+
|
+
|
+*
|
Миграция
|
+
|
+
|
-
|
-
|
Помимо ограниченности статистической информации важной
проблемой является ее качество. Анализ показывает, что данные текущего
учета и переписей не совпадают, в некоторых случаях различия значительны.
Не является достоверной информация и похозяйственных книг, в которых
должны быть представлены данные о численности и половозрастном составе
населения, а так же сведения о прибытии и выбытии в данное сельское
поселение (табл. 5).
Таблица 5. Численность населения некоторых сельских
населенных пунктов сельского поселения «Победа» Ржевского района
|
По данным
|
текущей статистики (на 1.01.2010 г.)
|
переписи (9.10.2010 г.)
|
похозяйственных книг (2011 г.)
|
Сельское поселение «Победа»
|
2037
|
1683
|
2075
|
д. Парихино
|
171
|
138
|
157
|
д. Ефимово
|
22
|
13
|
26
|
д. Картошино
|
5
|
3
|
2
|
д. Митьково
|
167
|
85
|
168
|
д. Образцово
|
153
|
135
|
172
|
Для более точной оценки сложившейся демографической
ситуации в документах территориального планирования необходимо:
1. Анализировать ситуацию в городской и сельской местности
отдельно. В Схеме территориального планирования Тверской области
анализ рождаемости, смертности, миграционного движения, возрастной
структуры, а также прогноз численности населения дается на уровне
5 городских округов и 36 муниципальных районов. Кроме того, в разделе
«Расселение» прогноз дается по планировочным районам и центрам планировочных
районов. Но, нигде городское и сельское население не рассматривается
отдельно, что недопустимо. Муниципальные образования области отличаются
не только по общей численности населения, статусу административного
центра, но и по соотношению городского и сельского населения Недоучет
структурных различий является источником искажений в оценке отдельных
параметров демографической ситуации.
2. Расширить временные рамки используемых показателей.
Небольшая численность МО приводит к скачкообразной динамике демографических
показателей, поэтому для анализа имеющихся пространственных различий
необходимо усреднять данные за 2-3 года. В схеме территориального
планирования Тверской области использованы статистические данные
за один год, что делает выводы об имеющихся территориальных различиях
не совсем корректными.
3. Необходимо включить в схему территориального планирования
области комплексную (синтетическую) оценку сложившейся демографической
ситуации, на основе которой могут быть выделены различные типы.
Для синтетической оценки демографической ситуации могут быть использованы
следующие показатели:
- индекс динамики численности населения (например, 2010 г. к
2002 г.),
- коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся)
за последние 3 года,
- коэффициент эффективности миграции (отношение сальдо миграции
к миграционному обороту) за последние 3 года,
- доля населения старше трудоспособного возраста (по данным переписи
2010 г. или текущей статистики).
Демографический прогноз занимает особое место в территориальном
планировании. «Пространственные проекции демографических прогнозов
- геодемографические прогнозы - отличаются возможностями прогнозирования
динамики систем расселения за счет формирования специальных «расселенческих
сценариев развития»[3]. От
прогноза численности населения зависит прогноз расселения, от которого
в свою очередь зависит прогноз инфраструктуры (транспортной, социальной,
коммунальной). Все это определяет повышенные требования к качеству
демографического прогноза. Анализ качества прогнозов в схемах территориального
планирования муниципальных районов, генпланов сельских поселений
Тверской области позволил выявить ряд недостатков:
1. Отсутствие единой методологии прогнозирования. Конкретное
содержание раздела зависит от организации-разработчика. Для муниципальных
образований Тверской области схемы ТП разработан демографический
раздел. Он ориентирован на прогноз динамики и структуры населения.
Информационной базой для прогнозов послужили, прежде всего, регулярно
публикуемые данные Тверьстата. Также специально был обработан большой
массив статистических данных за несколько лет по рождаемости, смертности,
прибытию и выбытию. В результате рассчитаны показатели, не разрабатываемые
на районном уровне - ожидаемая продолжительность жизни при рождении
и суммарный коэффициент рождаемости. Пример варианта прогноза суммарного
коэффициента рождаемости представлен в табл. 6. Кроме того, по трем
вариантам просчитаны изменения структуры населения по полу и возрасту,
а также изменения всех компонентов динамики численности. Расчеты
проведены на уровне муниципальных районов и городских округов.
Таблица 6. Варианты прогноза суммарного коэффициента
рождаемости по некоторым муниципальным районам Тверской области
Муниципальные районы
|
Среднее значение за 2003-2007 гг.
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
2015 г.
|
2025 г.
|
2015 г.
|
2025 г.
|
2015 г.
|
2025 г.
|
Бологовский
|
1,451
|
1,340
|
1,343
|
1,575
|
1,633
|
1,875
|
1,841
|
Нелидовский
|
1,468
|
1,381
|
1,383
|
1,629
|
1,683
|
1,858
|
1,848
|
Ржевский
|
2,099
|
1,642
|
1,615
|
1,904
|
2,001
|
2,300
|
2,066
|
Составлено по данным схем территориального планирования
муниципальных районов Тверской области.
В схемах территориального планирования, разработанных
проектным институтом «ЭНКО», общий прогноз представлен менее детально,
без проработки компонентов динамики и частных показателей. При этом
прогнозные разработки выполнены не только для районов в целом, но
и для сельских поселений и некоторых типов сельских населенных пунктов.
Данный подход в большей степени отвечает демографическим реалиям
Тверской области со значительными пространственными
различиями в динамике численности населения, количестве сельских
населенных пунктов, их людности не только на районном, но и на внутрирайонном
уровне. Так, в прогнозе численности населения Старицкого района
на 2025 г. (расчетный срок) предполагались - постепенный рост рождаемости
с ее дальнейшей стабилизацией на уровне не менее 13%о (рождений
на тысячу жителей), снижение смертности до уровня не более 15%о,
положительное сальдо миграции, превышающее естественную убыль (табл.
7).
Таблица 7. Прогноз численности и структуры
постоянного населения Старицкого района по поселениям на 2025 год
Территория
|
Прогнозная численность населения, чел.
|
в том числе
|
Моложе трудоспо-
собного, чел.
|
трудоспособного, чел.
|
Старше трудоспо-
собного, чел.
|
ГП г. Старица
|
10340
|
2090
|
5570
|
2680
|
Сельские поселения:
|
Архангельское
|
1400
|
280
|
630
|
490
|
Берновское
|
1470
|
300
|
650
|
520
|
Васильевское
|
830
|
170
|
360
|
300
|
Емельяновское
|
1230
|
240
|
480
|
510
|
Корениченское
|
360
|
70
|
140
|
150
|
Красновское
|
940
|
190
|
390
|
360
|
Луковниковское
|
1850
|
370
|
750
|
730
|
Ново-Ямское
|
2950
|
590
|
1370
|
990
|
Орешкинское
|
490
|
100
|
190
|
200
|
Паньковское
|
1400
|
280
|
650
|
470
|
Старицкое
|
2550
|
510
|
1240
|
800
|
Степуринское
|
1930
|
390
|
850
|
690
|
ИТОГО
|
27740
|
5580
|
13270
|
8890
|
Возрастная структура населения района, %
|
100,0
|
20,1
|
47,9
|
32,0
|
2. Несогласованность прогнозов для территорий разного
иерархического уровня. Прогнозы численности населения сельских поселений
в Схемах территориального планирования районов и генпланах сельских
поселений не совпадают. Например, в Схеме территориального планирования
Калининского района используются две категории населения - постоянное
(на исходную дату прогноза) и наличное, включающее временное население,
на расчетный срок. Так, прогнозная численность населения Каблуковского
сельского поселения должна составить в 2030 г. 11400 чел. (на 2009
г. - 2286 чел.). Прогнозируется, что численность наличного населения
сельского поселения увеличится не столько за счет субурбанизации,
т.е. переезда из города в пригородную зону (+200 чел.), сколько
за счет временного населения, имеющего второе жилье на территории
района, но зарегистрированного в Твери, а также сезонно либо временно
проживающих в жилье дачного типа (+9100 чел.) при сокращении собственного
населения (-186 чел.). В генплане Каблуковского сельского поселения
прогнозируется намного большая численность населения - 12715 чел.
в 2030 г. и 17775 чел. в 2040 г. Значительные изменения в численности
населения Каблуковского сельского поселения планируются в связи
с формированием новых селитебных зон коттеджной застройки, чему
должны способствовать близость Твери и р. Волга (желание людей и
возможность благодаря автотранспорту жить в пригороде). Предполагаемый
многократный рост численности населения с. Каблуково, д. Домниково,
д. Захарьино, д. Иенево, д. Лисицы, д. Судимерки и др. связан с
этими планами нового жилищного строительства. Удивляет чрезмерная
точность этих расчетов. Например, людность д. Бортниково - 133 чел.,
д. Домниково - 269 чел. и т.д.
3. Чрезмерная оптимистичность демографических прогнозов
в условиях, когда депопуляционные процессы наблюдаются как в области
в целом, так и в городской и сельской местности. Сверхоптимистичными
являются прогнозы численности населения сельских поселений периферийных
муниципальных образований. При очевидном отсутствии собственного
потенциала роста прогнозируется значительный рост населения. В генпланах
сельских поселений отмечается, что пессимистичный вариант не должен
являться основой для разработки Генплана. Так, в Замошском сельском
поселении Осташковского района в исходном году численность населения
составила 797 чел., на первую очередь - 1315 человек, на перспективу
- 2218 человек. Таким образом, через 30 лет численность населения
Замошского сельского поселения согласно прогнозу, увеличится более
чем в 2,5 раза. Соответственно планируется и пространственная организация
его территории. Занимаемая площадь должна увеличиться в 22 из 37
населенных пунктов поселения. В Фировском сельском поселении Фировского
района численность населения должна увеличиться в 1,8 раза, занимаемая
площадь - в 7 из 34 населенных пунктов.
Оптимистичность демографических прогнозов, разработанных
в Схеме территориального планирования Калининского района и генпланах
сельских поселений района, обосновывается не только намечаемыми
социально-экономическими изменениями, но и предполагаемыми изменениями
в системе расселения. В документах отмечается, что прогноз численности
населения сельских поселений выполнен, исходя из сложившейся демографической
ситуации и перспектив социально-экономического развития района.
Агломерация, формирующаяся вокруг областной столицы, рассматривается
в Схеме территориального планирования Тверской области как ведущее
звено опорного каркаса расселения региона, в Схеме территориального
планирования Калининского района - как фактор его развития. Считается,
что положительной динамике численности населения будет способствовать
близость к Твери - возможности занятости на предприятиях города
для мигрантов из районов своей области, других регионов страны и
зарубежья. Кроме того, планируется размещение на территории поселений,
близких к Твери, производственных площадок с созданием дополнительных
рабочих мест, формирование благоприятной социальной среды для комфортного
проживания населения, развитие инфраструктуры. Например, предполагается,
что численность населения в Аввакумовском сельском поселении увеличится
во всех 13 СНП, хотя в части из них, несмотря на распространенную
в пригородах ложную миграцию, в последние годы продолжается сокращение
численности населения. При этом лишь в одном из них (д. Горютино)
намечается изменение границ и увеличение территории населенного
пункта.
4. Стягивание населения в Тверскую агломерацию в условиях
естественной убыли населения предполагает одновременно и обезлюдивание
окраинных периферийных территорий, как самого Калининского района,
так и других районов области.
Усиливающиеся процессы поляризации и сжатия социально-экономического
пространства Тверского региона определяются объективными механизмами
демографического и экономического развития, а также сильным воздействием
внешних факторов. В этих условиях программы территориального развития
(региона в целом, отдельных муниципальных районов и сельских поселений)
должны предусматривать не только модернизационные сценарии для региональной
столицы и примосковских районов области, но и реальные варианты
развития периферийных территорий. В условиях дальнейшего сокращения
демографического потенциала особое значение приобретает продуманная
экистическая политика: необходимо четко представлять, что мы не
только хотим, но и что мы реально можем сохранить в новых демографических
и экономических условиях.
Список литературы
- Кириллов П.Л., Махрова А.Г. Сценарный подход
к прогнозированию расселения населения в территориальном планировании
//География, градостроительство, архитектура. Смоленск, 2013.
С.63-79.
- Богданова Л.П., Ткаченко А.А., Щукина А.С. Демографическое
развитие Тверского региона. Тверь, 2001. 64 с.
- Схемы территориального планирования регионов России
[Электронный ресурс] - Режим доступа http://fgis.minregion.ru/fgis/.
- Схемы территориального планирования муниципальных
районов Тверской области [Электронный ресурс] - Режим доступа
http://fgis.minregion.ru/fgis/.
- Генпланы сельских поселений [Электронный ресурс]
- Режим доступа http://fgis.minregion.ru/fgis/.
[1] Щукина Анна Сергеевна
- доцент, кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической
географии и территориального планирования Тверского государственного
университета
[2] Богданова Л.П., Ткаченко
А.А., Щукина А.С. Демографическое развитие Тверского региона. Тверь,
2001. 64 с.
[3] Кириллов П.Л., Махрова
А.Г. Сценарный подход к прогнозированию расселения населения в территориальном
планировании //География, градостроительство, архитектура. Смоленск,
2013. С. 66
|