|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Рубрику ведет
Илья КАШНИЦКИЙ
|
Fertility Patterns of Native and Migrant Muslims in
Europe
Stonawski, M., Potančoková, M., & Skirbekk, V. (2016).
Fertility Patterns of Native and Migrant Muslims in Europe.
Population, Space and Place, 22(6), 552-567. https://doi.org/10.1002/psp.1941
|
Марцин Стонавски, Михаэла Потанчокова
и Вегард Скирбек исследовали рождаемость мусульман в 25 странах
Европы. Сравнительно высокая рождаемость мусульман - известный и
широко освещаемый массмедиа феномен. И хотя мусульмане составляют
большинство лишь в двух странах Европы, Косово и Албании (рис. 4),
этот факт привлекает значительное внимание алармистски настроенной
части европейцев. Рождаемость мусульманской части населения выше
общестранового уровня во всех странах Европы (рис. 5), в среднем
- на 47%. При этом примечательно, что рождаемость мусульман-иммигрантов
выше национального уровня на 62%, а у мусульман, рожденных в европейских
странах - лишь на 19%.
Рисунок 4. Доля мусульман в европейских странах, 2011
год
Рисунок 5. Рождаемость мусульман на фоне общенационального
уровня в европейских странах, 2005-2010 гг.
Помимо сведения воедино данных о рождаемости мигрантов
в 25 странах Европы (рис. 2), авторы задаются сложным и интересным
исследовательским вопросом - с чем связана более высокая рождаемость
мусульман? Есть ли что-то особенное непосредственно в исламе, что
объясняет более высокую рождаемость, или различия в рождаемости
объясняются социально-экономическими различиями, иммигрантским статусом
значительной части мусульманского населения стран Европы и общим
уровнем религиозности. Для того, чтобы разграничить "исламский
фактор" и все прочие, исследователи рассмотрели три отдельные
страны: Испанию, где подавляющее большинство мусульман - иммигранты,
Болгарию, где мусульмане - коренные жители, и Грецию, где есть как
коренные мусульмане, так и иммигранты.
Результаты сравнения трех выбранных кейсов показывают,
что более высокая рождаемость мусульман практически полностью объясняется
их более низким социально-экономическим положением и иммигрантским
статусом, а не исламом как таковым.
Авторы отмечают, что, конечно, разграничить религию
и социально-экономический статус довольно сложно, поскольку между
этими показателями может быть сильная взаимосвязь. Так, например,
религиозность исламских женщин явно выражается в их большей склонности
к ведению домашнего хозяйства и меньшей вероятности получения высшего
образования. Однако, несмотря на это, исследователи считают, что
их результаты позволяют говорить о доминировании социально-экономических
причин в объяснении более высокой рождаемости мусульман в странах
Европы.
|