|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|

|
Д.Л. Константиновский,
М.А. Абрамова,
Е.Д. Вознесенская,
Г.С. Гончарова,
В.Г. Костюк,
Е.С. Попова,
Г.А. Чередниченко
НОВЫЕ СМЫСЛЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЯХ МОЛОДЕЖИ:
50 ЛЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
М., ЦСП и М, 2015, 232 страниц
|
http://socioprognoz-ru.1gb.ru/files/File/2015/Konstantinovsky_2015.pdf
Ценность образования сохраняет высокие позиции
в структуре жизненных целей респондентов. Распределение ответов
об основных мотивах продолжения обучения иллюстрирует двойственную
природу ценности образования сегодня: переплетение её терминального
и инструментального характера. С одной стороны, 95,7% респондентов
планируют продолжать обучение, чтобы получить работу, соответствующую
их интересам и склонностям (72,5% отметили этот мотив как
«очень важный», и еще 23,2% - как «важный»). С другой стороны,
молодёжь достаточно рано сталкивается с осознанием необходимости
обеспечения материального достатка в будущем и пониманием,
что получение образования служит одним из инструментов для
достижения данной цели. Учащиеся согласны, что продолжать
обучение необходимо, чтобы найти хорошо оплачиваемую работу
- 94,2% (74,7% отметили этот мотив как «очень важный», и еще
19,5%— как «важный»). Инструментальность ценности образования
во многом обусловлена и определена транслируемыми в социальном
окружении (родителями, учителями, сверстниками и др.) установками
о необходимости получения диплома о высшем образовании. Изменение
характера ценности образования и основных мотивов, побуждающих
к продолжению образовательной деятельности, в первую очередь
свидетельствует о том, что молодое поколение успешно проходит
этап социализации, впитывая и ретранслируя полученные извне
суждения, ценности и установки.
Есть молодежь, которая принимает образовательные
и профессиональные модели своего социального окружения, их
образовательные стратегии поддерживаются, и выпускники устремляются
к дальнейшей реализации. Есть и другая группа, которая, вероятно,
выбирает свой путь вопреки существующему опыту родителей,
также поддерживается своим социальным окружением, ориентирована
на достижение более высокого уровня образования и стремится
осуществить свои планы. При планировании образовательных стратегий
молодежь скорее учитывает контекст образовательного и профессионального
опыта своих родителей, но не всегда стремиться следовать ему,
ориентируется на выстраивание собственных стратегий. А быть
может, это сами родители, принимая во внимание особенности
своего пути, советуют детям избрать иной.
Стр.120-121.
«Что важно для Вас, когда Вы оцениваете
ту или иную профессию», %* (стр. 129)
Варианты ответов:
|
Очень важно
|
Важно
|
Менее важно
|
Не важно
|
Приносит хороший доход
|
61,8
|
33,7
|
3,2
|
0,8
|
С такой профессией всегда можно найти работу
|
44,5
|
37,9
|
13,6
|
3,2
|
Позволяет стать независимым
|
44,5
|
36,6
|
15,0
|
2,9
|
На нее есть спрос в любой стране
|
42,9
|
36,4
|
15,4
|
4,0
|
Нужна людям
|
40,1
|
43,2
|
12,6
|
3,2
|
Пользуется признанием, уважением в обществе
|
32,4
|
47,9
|
16,3
|
2,8
|
Носит высококвалифицированный характер (умственный,
интеллектуальный труд)
|
29,6
|
50,6
|
17,0
|
1,8
|
Дает в руки рычаги власти, управления, руководства
|
17,8
|
39,6
|
35,6
|
6,0
|
Ее легче получить
|
5,8
|
26,4
|
47,9
|
18,9
|
* Примечание: без учета тех, кто затруднился ответить
«Какое образование Вы считаете достаточным для
успеха в жизни?», ответы выпускников Новосибирска и сел области,
% (стр. 227)
Ответы:
|
Села
|
Новосибирск
|
Основная школа (9 классов)
|
1,2
|
2,0
|
Средняя школа (11 классов)
|
1,2
|
6,5
|
Технический лицей, профессиональное училище
|
2,4
|
0,6
|
Среднее специальное образование - техникум, колледж,
училище
|
10,6
|
3,9
|
Один вуз (институт, университет, академия). Бакалавриат
|
12,9
|
20,2
|
Один вуз (институт, университет, академия). Магистратура
|
10,6
|
14,3
|
Один вуз (институт, университет, академия). Специалитет
|
23,5
|
15,2
|
Два вуза (институт, университет, академия)
|
18,8
|
16,9
|
Аспирантура, докторантура
|
-
|
2,5
|
Затруднились от
|
18,8
|
18,0
|
Итого
|
100,0
|
100,0
|
|
Монография представляет исследование образовательных
стратегий молодежи, которое является современным этапом уникального
социологического проекта, начатого 50 лет назад В.Н. Шубкиным. В
монографии содержатся как только что полученные результаты, так
и накопленные в предшествующие годы осуществления проекта.
Приводятся наиболее существенные из результатов, которые
характеризуют изменения, происходившие в эти годы в самоопределении
молодежи в связи с переменами в экономической, социальной, демографической
ситуации в нашей стране.
Рассматриваются особенности социокультурного развития
Новосибирской области, устремления молодежи и ее действительные
шаги при выборе пути после школы, особенности динамики социальной
дифференциации при получении образования юношами и девушками разных
поколений, основные компоненты, из которых у современной молодежи
складывается представление о радикально меняющемся мире занятий,
особенности мотивации, с которых зарождается представление о будущей
деятельности.
Главное внимание уделено новым смыслам, которые современная
молодежь вкладывает в формирование своих образовательных ориентаций
и профессионального выбора.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Характеристика исследования
Раздел I
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
Глава 1. Система образования, рынок труда и занятость молодежи
Глава 2. Региональная специфика образования
Раздел II
ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИЙ
Глава 3. Образовательные стратегии молодежи: мотивация выбора
Глава 4. Молодежь и профессии
Раздел III
ОТ ОЖИДАНИЙ К РЕАЛЬНОСТИ
Глава 5. Окончание школы, намерения и реальность: что хотели
- что получили
Глава 6. Особенности образовательных стратегий сельской молодежи
Заключение
|