Для цитирования: Варшавская Е.Я. Где
и кем работают высокообразованные россияне //Демоскоп Weekly. 2017.
№ 7013-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0713/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Где и кем работают
высоко-образованные россияне |
Над темой номера работала
|
|
Елена
ВАРШАВСКАЯ
|
|
Новые времена - новый спрос на специальности
Максимальная дифференциация отмечается при анализе возрастных
групп. Около трети работников в возрасте до 29 лет и 30-39 лет имеют
дипломы экономических специальностей, четверть – технических (табл.
2). Каждый шестой работник из этих возрастных групп получил педагогическое
образование, около десятой части – юридическое. Совершенно по-другому
складывается распределение работников по направлениям подготовки
в старших возрастах. Среди занятых в возрасте 50-59 лет и 60 лет
и старше преобладают выпускники, имеющие инженерную подготовку –
около трети закончили вузы по техническим и технологическим специальностям.
Более пятой части получили педагогическое образование. При этом
экономическую подготовку имеют 18% 50-летних работников и только
каждый десятый (11,4%) – в возрасте 60 лет и старше. Доля имеющих
юридическое образование совсем незначительна – находится в пределах
3-4%. Отметим также, что десятая часть получила медицинское образование.
Итак, среди работников молодых возрастов существенно выше доля выпускников
экономических и юридических специальностей, а также обладателей
дипломов в области гуманитарных и социальных наук, чем среди занятых
пенсионного и предпенсионного возраста. С другой стороны, среди
20-30-летних работников ниже доля имеющих высшее техническое, педагогическое,
естественно-математическое и медицинское образование.
Таблица 2. Распределение работников различных
возрастов по направлениям подготовки, %
|
До 29 лет
|
30-39 лет
|
40-49 лет
|
50-59 лет
|
60-72 года
|
Техника и технологии
|
24,0
|
23,6
|
26,6
|
32,9
|
35,9
|
Экономика и управление
|
33,8
|
30,8
|
24,3
|
18,0
|
11,4
|
Образование и педагогика
|
13,9
|
17,7
|
22,5
|
21,8
|
22,2
|
Юридические науки
|
10,3
|
11,3
|
6,9
|
4,3
|
3,2
|
Здравоохранение
|
3,5
|
4,3
|
7,6
|
8,0
|
10,8
|
Гуманитарные и социальные науки
|
5,3
|
4,3
|
3,5
|
2,9
|
2,8
|
Сельское и рыбное хозяйство
|
2,7
|
3,1
|
3,7
|
6,3
|
6,3
|
Естественные науки и математика
|
2,9
|
2,5
|
2,6
|
3,4
|
5,0
|
Культура и искусство
|
1,6
|
1,5
|
1,8
|
2,3
|
2,3
|
Прочие
|
2,0
|
0,9
|
0,5
|
0,1
|
0,1
|
ИТОГО
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Источник: ОНПЗ, 2014
Как следствие, возрастная структура работников с высшим
образованием по направлениям подготовки существенно отличается (рис.
1). Выделяются три специальности – «Гуманитарные и социальные науки»,
«Экономика и управление» и «Юридические науки», в которых структура
работающих смещена в сторону молодых возрастов. Около 30% работников,
имеющих соответствующие дипломы, моложе 30 лет, ещё 32-40% находятся
в интервале 30-39 лет. Доля работников старше 50 лет с дипломами
по этим направлениям не превышает 15-17%. Возрастная структура занятых,
окончивших вузы по специальностям «Здравоохранение» и «Сельское
и рыбное хозяйство», является заметно более «старой». В их составе
удельный вес работников старших возрастов (50 лет и старше) вдвое
больше – 35-36%, а молодых работников (до 30 лет) – в два раза меньше
(13-15%).
Рисунок 1. Возрастная структура работников по
направлениям подготовки, %
Источник: ОНПЗ, 2014
Обратим внимание, что значимые различия в возрастной
структуре работников с высшим образованием, проживающих в городских
и сельских поселениях, не обнаружены. Эти различия отсутствуют как
при анализе возрастной структуры в целом, так и в разрезе большинства
направлений подготовки. Исключение представляют специалисты в области
техники и права: возрастной состав работающих горожан несколько
старше по сравнению с их сельскими коллегами. Наиболее же существенная
дифференциация характерна для выпускников аграрных специальностей.
Возрастная структура селян, имеющих аграрное образование, является
более старой по сравнению с горожанами с аналогичным образованием.
Так, 44,0% дипломированных аграриев, работающих в селе, старше 50
лет, что на 12,1 п.п. больше по сравнению с городскими коллегами,
и только 33,6% моложе 40 лет, среди горожан таких почти на 10 п.п.
больше. Иначе говоря, распространённое утверждение, что выпускники
вузов не едут работать в село, верно лишь отчасти и, прежде всего,
в отношении получивших сельскохозяйственное образование.
Трансформационные процессы, происходящие в спросе и
предложении на рынке труда и рынке образовательных услуг, наглядно
отражаются в изменениях структуры работников по направлениям подготовки
и году окончания вуза (табл. 3). С одной стороны, доля окончивших
вузы по экономическим и юридическим, а также социально-гуманитарным
специальностям устойчиво росла на протяжении всех 40 лет, доступных
для анализа. Эти данные не совпадают со сложившимся представлением,
что рост масштабов подготовки экономистов, юристов и гуманитариев
начался лишь в конце 1980-х годов. Так, в когорте выпускников 1971-1975
годов только каждый десятый получил экономическое образование, спустя
10 лет, среди выпускников 1981-1985 годов уже шестая часть имела
дипломы экономистов, ещё через 10 лет – более пятой части. Наконец,
среди завершивших обучение в 2001-2014 годах около трети получили
экономическую специальность, что втрое больше, чем среди окончивших
вузы 40 годами ранее. Доля специалистов в области права среди выпускников
1971-1975 годов не превышала 3%, через 20 лет она увеличилась более
чем вдвое – до 6,1%, а ещё через 20 лет уже каждый десятый окончивший
вуз получил юридическую специальность. С другой стороны, в более
поздних когортах (по году завершения обучения) наблюдается сокращение
удельного веса дипломированных специалистов в области техники и
технологии, педагогики и медицины. Обратим внимание, что доля получивших
инженерное образование снижалась в течение 1970-х-1990-х годов и
только с начала 2000-х годов стабилизировалось (на уровне 22-23%).
Доля же выпускников-педагогов и медиков оставалась относительно
стабильной до середины 1990-х годов, сохраняясь на уровне 22-23%
и 8-10% (соответственно), затем начала сокращаться.
Таблица 3. Распределение работников по направлениям
подготовки и году окончания вуза, %
|
до 1970 (включи-тельно)
|
1971-1975
|
1976-1980
|
1981-1985
|
1986-1990
|
1991-1995
|
1996-2000
|
2001-2005
|
2006-2010
|
2011-2014
|
Техника и технологии
|
33,7
|
38,1
|
36,6
|
33,7
|
31,7
|
28,2
|
24,8
|
23,4
|
22,5
|
22,5
|
Образование и педагогика
|
28,0
|
23,4
|
21,7
|
22,4
|
22,7
|
23,3
|
21,1
|
17,4
|
14,8
|
13,9
|
Здравоохранение
|
8,7
|
9,8
|
9,4
|
8,0
|
8,7
|
8,2
|
6,6
|
4,0
|
3,4
|
3,5
|
Естественные науки и математика
|
7,4
|
5,0
|
4,1
|
3,8
|
3,1
|
2,8
|
2,6
|
2,5
|
2,5
|
2,6
|
Сельское и рыбное хозяйство
|
6,2
|
5,5
|
6,3
|
6,8
|
5,5
|
4,1
|
3,3
|
2,9
|
2,9
|
2,5
|
Культура и искусство
|
3,0
|
2,5
|
2,1
|
2,3
|
2,1
|
1,9
|
1,7
|
1,5
|
1,5
|
1,8
|
Экономика и управление
|
7,3
|
10,5
|
13,5
|
16,3
|
18,2
|
22
|
26,7
|
31,6
|
34,5
|
35,2
|
Гуманитарные и социальные науки
|
3,7
|
2,6
|
2,9
|
2,7
|
3,0
|
3,0
|
4,0
|
4,4
|
4,9
|
5,2
|
Юридические науки
|
1,9
|
2,6
|
3,3
|
3,8
|
4,7
|
6,1
|
8,7
|
11,3
|
11,4
|
10,9
|
Прочие
|
0,1
|
0
|
0,1
|
0,2
|
0,3
|
0,4
|
0,5
|
1
|
1,6
|
1,9
|
ИТОГО
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Источник: ОНПЗ, 2014
С чем связаны описанные выше изменения? Переход к рыночным
отношениям, развитие среднего и малого бизнеса, увеличение числа
хозяйствующих субъектов, рост численности занятых в сфере услуг
(в том числе в деловых услугах), опережающий рост оплаты труда в
сфере финансов и права и, как следствие, рост экономической ценности
образования по данным направлениям подготовки, повышение социального
престижа работы в этих областях привело к росту спроса на экономистов
и юристов со стороны рынка труда и к увеличению объемов подготовки
по экономическим и юридическим специальностям. Деиндустриализация
экономики, сокращение числа занятых в промышленности – основном
потребителе труда инженеров и технологов, существенное падение уровня
зарплат представителей этих профессий, а также их популярности привело
к относительному снижению масштабов подготовки специалистов в области
техники и технологии. Следует обратить внимание на значительное
снижение в более молодых возрастных когортах доли специалистов в
области здравоохранения и образования[4].
[4] Вопрос об обоснованности
и возможных последствиях этих процессов остается за рамками нашего
исследования.
|