|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
РОССИЯ, БЕЛАРУСЬ, ПОЛЬША
Научные редакторы: Н.М. Римашевская,
К. Попельский
М., Изд-во "Экон-Информ", 2016, 214 страниц
|
http://www.isesp-ras.ru/images/monograph/2016_zdorovye_molodezhi_sravnitelnoe_issledovanie_rus_bel_pol.pdf
В 2010 г. коломенские студенты оценивали свое
здоровье достаточно высоко: 82,5% из них дали оценку «нормальное»
(болеют, но не имеют хронических заболеваний); 14% – оценили
здоровье на «отлично». В 2011 г. на «отлично» оценивали свое
здоровье уже треть опрошенных (31,5%). Но студентов с хроническими
заболеваниями тоже стало больше – 6,0% (в 2010 г. было 3,5%),
в 2012 г. – 12,86%. Как видно из данных на 2011 г., существенных
различий в ответах российских и польских студентов нет: плохое
здоровье отметили 7,98 % польских студентов, отличное – 26,29%
Стр. 105.
Чем чаще всего болеют учащихся (с пропуском
занятий), % (стр. 110)
Варианты ответов
|
Российские учащиеся, %
|
Польские учащиеся, %
|
Года
|
2010
|
2011
|
2012
|
Грипп
|
34,72
|
23,00
|
33,57
|
53,74
|
ОРЗ и ОРВИ
|
59,72
|
58,50
|
44,29
|
14,02
|
Тонзиллиты
|
36,11
|
28,00
|
39,64
|
44,39
|
Бронхит
|
8,33
|
5,00
|
15,00
|
3,27
|
Ангина
|
16,67
|
19,00
|
27,86
|
18,69
|
Диарея и т.п.
|
5,56
|
3,50
|
6,43
|
16,36
|
Другое
|
4,17
|
3,00
|
1,79
|
6,54
|
Влияние вредных привычек на состояние
здоровья и частоту пропусков учебных занятий (в % от числа
опрошенных) (стр. 132)
Варианты ответов
|
Наличие вредных привычек
|
Отсутствие вредных привычек
|
Вологда
|
Люблин
|
Коломна
|
Вологда
|
Люблин
|
Коломна
|
Самооценка состояния здоровья
|
Отличное (в принципе не болею)
|
16,8
|
18,5
|
27,0
|
34,2
|
40,3
|
34,1
|
Нормальное (болею, но не имею хрон. заболеваний)
|
67,1
|
71,9
|
63,5
|
58,4
|
54,5
|
61,9
|
Плохое (есть хронические заболевания)
|
16,1
|
9,6
|
9,5
|
7,4
|
5,2
|
4,0
|
Частота пропусков учебных занятий в связи с заболеваемостью
|
Доля пропускающих учебные занятия каждую неделю, раз
в месяц
|
12,1
|
13,5
|
10,8
|
5,1
|
3,9
|
7,9
|
Доля пропускающих учебные занятия один раз в четверть;
один раз в полгода
|
51,7
|
47,4
|
58,1
|
45,5
|
42,1
|
51,6
|
Доля пропускающих учебные занятия один раз в год; не
болеют вообще
|
36,2
|
39,1
|
31,1
|
49,5
|
53,9
|
40,5
|
Отношение молодежи к вредным привычкам
(в % от числа опрошенных) (стр. 145)
Варианты ответа
|
г. Вологда
|
г. Люблин
|
Юноши
|
Девушки
|
Юноши
|
Девушки
|
Отношение к курению
|
Считаю недопустимой вредной привычкой, сам не курю
|
76,0
|
74,3
|
60,9
|
77,4
|
Считаю вредной привычкой, но сам курю
|
21,2
|
24,0
|
39,1
|
22,1
|
Не считаю вредной привычкой, сам курю
|
2,9
|
1,8
|
0,0
|
0,5
|
Отношение к употреблению слабоалкогольных напитков
|
Считаю недопустимым, сам не употребляю
|
23,1
|
14,6
|
17,4
|
8,4
|
Считаю допустимым употребление пива и других слабоалкогольных
напитков (даже без повода)
|
18,3
|
13,7
|
56,5
|
33,2
|
Считаю возможным умеренное употребление во время праздников
|
58,7
|
71,7
|
26,1
|
58,4
|
Отношение к употреблению наркотиков
|
Считаю это просто недопустимым, и никогда не буду употреблять
|
85,6
|
92,3
|
56,5
|
86,2
|
Считаю вредной привычкой, но может стоит попробовать
|
4,8
|
2,4
|
17,4
|
2,6
|
Пробовал (1 или несколько раз)
|
9,6
|
5,3
|
26,1
|
11,1
|
|
Авторы - исследователи из Москвы, Вологды, Петрозаводска,
Махачкалы, Минска, Люблина. В монографии представлены результаты
исследований социального здоровья молодого поколения, проведенные
российскими, белорусскими и польскими демографами, социологами и
психологами в 2009-2015 гг.
Ключевой темой монографии является описание результатов
международного проекта "Здоровье и здоровый образ жизни молодежи.
Междисциплинарный подход", в рамках которого в 2011-2012 гг.
в городах Люблин (Польша), Коломна (Московская область, Россия),
Вологда (Россия) и Минск (Беларусь) по единой методике было проведено
сравнительное исследование, направленное на поиск общих и специфических
характеристик состояния здоровья трех стран.
Публикация может быть полезна для научных сотрудников,
преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений
социально-экономического профиля, а также практических работников,
принимающих решения в социальной сфере.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ОСНОВНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Здоровье молодого поколения России: проблемы и подходы
1.2. Здоровье и болезнь как многомерные категории
II. ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ: ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
II.1. Демографическая динамика: молодежные когорты
II.2. Прогноз численности молодежи в Российской Федерации
II.3. Здоровье молодого поколения в контексте модернизации территории
II.4. Репродуктивные проблемы молодежи
II.5. Гендерные аспекты здоровья молодого поколения россиян
III. ИССЛЕДОВАНИЕ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА "ЗДОРОВЬЕ
И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД"
(ПОЛЬША-РОССИЯ-БЕЛАРУСЬ)
III.1. Профессиональная идентичность как фактор здоровья молодежи:
поиск новых показателей здорового образа жизни и "точек роста"
человеческого потенциала
III.2. Чувство ответственности за здоровье в исследуемых группах.
Сравнительный психологический анализ
III.3. Сравнительный анализ отношения к здоровью в Польше и Подмосковье
III.4. Самооценки состояния и динамики здоровья студенческой молодежи
трех стран в сравнении со здоровьем представителей старшего поколения
в их семьях
III.5. Здоровье студенческой молодежи: ценностные установки и
поведенческие практики
III.6. Влияние особенностей образа жизни молодежи в России и в
Польше на состояние здоровья
III.7. Гендерные особенности здоровья и образа жизни молодежи
(на примере России и Польши)
IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ (2010-2015
гг.)
IV.1. Демографические характеристики и здоровье молодого поколения
Вологодской области
IV.2. Здоровье студентов в северном регионе России
IV.3. Самосохранительное поведение студентов республики Дагестан
IV.4. Трансформация социокультурных характеристик молодежи: динамика
оценок за 2012-2015 гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Об авторах
|