 |
Семейная политика
в развитых странах |
Над темой номера работала
|
 |
Ольга
ИСУПОВА
|
|
Соотношении семейных пособий и заработка
Для углубленного анализа нами была использована Family
Policy Database, ведущаяся под руководством Анн Готье в институте
Макса Планка. База данных создается на основе опубликованной информации
и покрывает 22 страны ОЭСР за период с 1960 по 2008 год. В ней содержатся
данные о семейных пособиях (денежных и налоговых льготах, яслях
и детских садах, о продолжительности отпусков в связи с рождением
детей и необходимостью ухода за ними), а также релевантная экономическая
и демографическая информация.
Для построения графиков, отслеживающих тенденции в отдельных
странах, были выбраны показатели FA1, FA2, и FA3 (Family allowances
– семейные пособия на первого, второго и третьего ребенка соответственно,
исходя из условной предпосылки, что в семье трое детей, и с учетом
всех выплат, которые можно считать предназначенными на эти цели,
причем FA3 высчитывалось как разность между общим семейным доходом
от таких пособий и аналогичным доходом, который семья имела бы в
случае, если бы у нее было только двое детей, а FA2 – как разность
между доходами от семейных пособий семьи с двумя детьми и тем, что
она получала бы на только одного ребенка).
Модель А. Готье предполагала, что в семье двое родителей,
только один из них работает и зарабатывает, пенсию по старости или
инвалидности никто не получает, в семье нет близнецов и тройняшек,
а детям 8, 10 и 12 лет (поскольку в ряде стран пособия зависят от
возраста детей). Большие единовременные выплаты в связи с рождением
ребенка не учитывались. По рекомендации А. Готье, автором были построены
временные ряды изменений не собственно этих пособий как абсолютных
величин, а их отношения а) к среднему заработку (EARN) и б) к женскому
(FW) и мужскому заработку (MW) отдельно. До начала 2000-х, эти показатели
рассчитывались исходя из заработков в промышленности; в последующие
годы, был произведен перерасчет с учетом того, что в промышленности
работает все меньшее число людей.
Все данные были приведены к единой размерности (помесячной
или почасовой). Результат представлен на рис. 1-10.
Можно видеть, что в Австралии и Новой Зеландии динамика
несколько отличается от той, которую можно видеть в остальных странах
«либерального» режима – там в последние годы пособия
значительно увеличились по отношению как к средней зарплате, так
и к мужским и женским заработкам. В остальных странах заметны периодические
колебания – пособия иногда повышают, затем их значение по отношению
к заработку постепенно уменьшается, и их снова увеличивают. Однако
в Австралии и Новой Зеландии пособия в среднем в два раза выше,
хотя даже на троих детей они не превышают 0,2 от зарплаты, в остальных
странах – как правило, 0,1. В Ирландии вплоть до последнего времени
значение пособий было еще меньше, но очень выросло в последние годы.
Заметна тенденция постепенного сближения размера выплат на детей
всех трех очередностей. Кроме того, можно видеть, что во многих
странах как этой, так и других групп, изначально пособия платили
только начиная со второго ребенка.

Рисунок 1. Изменение соотношения семейных пособий и
заработка в странах «либерального» режима: Австралия и Великобритания
Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative
Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands
Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute
for Demographic Research (distributors). (http://www.demogr.mpg.de).
Примечание: здесь и далее – СЗП – средняя заработная плата

Рисунок 2. Изменение соотношения семейных пособий и
заработка в странах «либерального» режима: Ирландия и Канада
Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative
Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands
Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute
for Demographic Research (distributors). (http://www.demogr.mpg.de).

Рисунок 3. Изменение соотношения семейных пособий и
заработка в странах «либерального» режима: Новая Зеландия
Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative
Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands
Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute
for Demographic Research (distributors). (http://www.demogr.mpg.de).
В странах «корпоративного» режима,
как показано на рис. 4-6, выплаты в среднем больше и составляют
от 0,15 до 0,25 от заработка (на троих детей) в разные годы. Заметно
некоторое падение значения пособий во Франции в последнее время.
В Японии, напротив, в какой-то момент пособия были существенно увеличены
(до 0,2 от средней зарплаты – на троих детей). Выше всего значение
выплат в Люксембурге – в некоторые годы их значение доходило до
0,3 от средней зарплаты на троих детей.

Рисунок 4. Изменение соотношения семейных пособий и
заработка в Австрии и Бельгии
Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative
Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands
Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute
for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.

Рисунок 5. Изменение соотношения семейных пособий и
заработка в странах «корпоративистского» режима: Франция, Германия
Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative
Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands
Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute
for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.

Рисунок 6. Изменение соотношения семейных пособий и
заработка в странах «корпоративистского» режима: Япония, Люксембург
Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative
Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands
Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute
for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.
В группе «социал-демократических» режимов (рис.
7), отношение размера пособий на 3 детей к средней зарплате варьируется
примерно в границах от 0,1 до 0,2, но тренды в каждой стране разные
– в Швеции и Норвегии максимум достигнут в середине периода, в Дании
колебания, точнее, до конца 1990-х годов постепенное уменьшение
значения пособий, затем его рост и стабилизация на одном и том же,
примерно одинаковом, высоком уровне. В последние годы, а в некоторых
из этих стран и все время, очень близкие или идентичные суммы выплачиваются
на детей всех очередностей – видимо, в связи с представлениями о
необходимости справедливого распределения.

Рисунок 7. Изменение соотношения семейных пособий и
заработка в странах «социал-демократического» режима: Швеция, Норвегия,
Дания
Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative
Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands
Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute
for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.
В Нидерландах (рис. 8), постепенно значение пособий
падает, с чем это связано, не очень понятно. Однако форма графиков
похожа на наблюдаемые в Великобритании, видимо, эти две страны относятся
к некоему сходному типу.

Рисунок 8. Изменение соотношения семейных пособий и
заработка в Нидерландах
Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative
Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands
Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute
for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.
В группе «средиземноморского» режима,
как видно на рис. 9, значение пособий ниже всего – в среднем, они
колеблются около значения 0,05 от средней зарплаты на семью с тремя
детьми. Тренды при этом разные – в Португалии значение падает и
стабилизируется на низком уровне, в Испании колеблется, периодически
повышаясь и затем постепенно падая, в Греции самые высокие значения
ближе к началу периода и затем все время низкие. Италия составляет
исключение – в середине периода значение пособий в ней повышается
до 0,15-0,2 и с тех пор уже значительно не падает, поскольку довольно
часто снова повышается. В остальных странах этой группы выплаты
очевиднейшим образом рассматриваются именно как дополнительные к
каким-то другим источникам дохода, они невелики, т.е., видимо, предполагается,
что помогут работающие члены семьи, или неработающие помогут в заботе
о детях.

Рисунок 9. Изменение соотношения семейных пособий и
заработка в южноевропейских странах
Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative
Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands
Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute
for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.
И, наконец, в Чехии (рис. 10), картина чем-то напоминает
германскую – выплаты колеблются около значения 0,1, но постепенно
растут, есть колебания в связи с периодическими повышениями и затем
постепенным снижением значения пособий.

Рисунок 10. Изменение соотношения семейных пособий и
заработка в Чехии
Источник: расчеты автора по Gauthier, A.H. (2010). Comparative
Family Policy Database, Version 3 [computer file].Netherlands
Interdisciplinary Demographic Institute and Max Planck Institute
for Demographic Research (distributors). Retrieved from www.demogr.mpg.de.
|