|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|

|
РУКОВОДСТВО ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ
ИЗМЕРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ СНГ
Нью Йорк и Женева, ООН, 2016, 183 станицы
|
http://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/publications/2016/ECECESSTAT20162_RUS_web.pdf
Основные категории источников данных по
миграции и предмет измерения (стр. 12-13)
Тип источника в стране
|
Тип данных по миграции (предмет измерения)
|
Потоки за период времени
|
Контингенты (численность) на определенную дату
|
Регистры населения или административные системы регистрации
населения по месту жительства
|
Численность мигрантов, зарегистрированных или снятых
с регистрационного учета по месту жительства или пребывания
|
Контингенты: постоянно или временно проживающие в стране
лица, имеющие гражданство других государств, родившиеся
за границей, имеющие иммигрантское происхождение,
|
Специализированные системы учета, накапливающие информацию
о выдаче въездных или выездных виз, видов на жительство,
о допуске иностранцев на рынок труда, о предоставлении
убежища, гражданства, приеме иностранных студентов,
контроле над исполнением иммиграционного законодательства
(включая кампании по регуляризации), а также иные ведомственные
системы сбора данных, в том числе, содержащие сведения
по миграции
|
Количество поданных заявлений, принятых по ним решений
по разным типам процедур (и количество заявителей),
в том числе : число выданных въездных или выездных виз,
число выданных или аннулированных разрешений на проживание,
работу, убежище, число лиц, получивших гражданство,
число иностранцев, принятых в учебные заведения, число
лиц, чей статус был урегулирован в ходе кампании по
регуляризации и пр.; число граждан страны за рубежом,
поставленных на консульский учет
|
Численность лиц, проживающих по действующему виду на
жительство, численность иностранных работников (лиц,
имеющих действующие разрешения на работу или занятых
в экономике), численность иностранных студентов, численность
лиц, имеющих статус беженца, численность граждан страны,
проживающих за рубежом и состоящих на консульском учете
|
Системы сбора данных на границах (в том числе – регистрация
на основе паспортного контроля, разработка иммиграционных
и подобных карточек, а также обследования международных
пассажиров в пунктах пропуска через границу)
|
Количество поездок (въездов и выездов) или количество
лиц, прибывших в страну по разным целям и на разное
время (или выбывших за пределы страны), число административных
процедур, связанных с выявлением нарушений правил въезда
и пребывания и пр.
|
При наличии персонифицированного учета сведения о числе
въехавших и остающихся на территории страны можно интерпретировать
как численность (контингент) «находящихся»
|
Наличие регистров и персональных идентификационных
номеров в странах СНГ и использование ПИН для производства
статистики международной миграции (стр. 21)
|
Наличие регистра населения
|
Наличие ПИНа
|
Используется ли ПИН при регистрации по месту
пребывания или жительства
|
Используется ли ПИН при формировании статистики
миграции
|
Азербайджан
|
да
|
да
|
да
|
нет
|
Армения
|
да
|
да
|
да
|
пока нет
|
Беларусь
|
да
|
да
|
да
|
нет
|
Казахстан
|
да1
|
да2
|
да
|
нет
|
Кыргызстан
|
нет
|
да
|
нет
|
нет
|
Молдова
|
да
|
да
|
да
|
нет
|
Россия
|
нет
|
нет3
|
нет
|
нет
|
Таджикистан
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
Туркменистан
|
нет
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
Узбекистан
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
Украина
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
1 - В Казахстане создан и в 2013 г. начал работу Статистический
регистр населения.
2 - Гражданам РК Индивидуальный идентификационный номер
(ИИН) присваивается при рождении. Иностранным гражданам
ИИН присваивается при получении вида на жительство. Временно
проживающим ИИН присваивается, если они имеют доход в РК.
При регистрации используется Индивидуальный идентификационный
номер, но при заполнении статистического талона прибытия
ИИН не указывается.
3 - В России все более широкое применение получает Страховой
номер индивидуального лицевого счета – СНИЛС, под которым
человек зарегистрирован в системе социального страхования.
Но охват населения пока не полный и еще не принято решения
использовать этот номер в качестве универсального идентификатора.
н/д - нет данных
Информация о количестве обработанных миграционных
карт в России, 2009-2014, тысяч (стр. 60)
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Обработано заполненных МК, информация с которых направлена
в банк данных ФМС России
|
34329,5
|
38381
|
39962
|
47079,6
|
51431,8
|
53521,3
|
въездных частей, полученных от пограничных органов
|
18396,3
|
20199,2
|
20851,1
|
24562,1
|
26663,9
|
27809,7
|
выездных частей, полученных от пограничных органов
|
15933,2
|
18153,2
|
19083,9
|
22482,6
|
24731,1
|
25639,5
|
дубликатов МК
|
н/а
|
28,5
|
27
|
34,9
|
36,8
|
72,1
|
|
Миграция является мощным драйвером и важным следствием
экономических, политических и социальных изменений. Поэтому ее необходимо
соответствующим образом измерять и понимать. Тем не менее, совершенствование
статистических систем по измерению миграции проходит медленно из-за
слабого взаимодействия между производителями статистических данных
по миграции, расхождениями в применяемых определениях и проблем,
связанных со сбором данных.
Цель настоящего Руководства заключается в том, чтобы
служить справочником для статистиков и других специалистов по вопросам
получения и использования данных о миграции из административных
источников и обследований домашних хозяйств в странах СНГ. В первой
главе Руководства представлено описание основных понятий и определений,
касающихся измерения миграции. Во второй главе содержится практическая
информация об источниках и использовании административных данных
для измерения миграции, а также освещаются многие методологические
и организационные проблемы использования административных данных.
В третьей главе рассматривается использование выборочных обследований
для измерения миграции. Главы II и III содержат конкретные рекомендации
для национальных статистических агентств и других производителей
данных по миграции.
Руководство было подготовлено под эгидой Европейской
экономической комиссии ООН в рамках проекта "Подготовка к раунду
переписей населения 2020 и производства улучшенных данных по миграции
в странах СНГ", финансируемого Российской Федерацией.
Основные части Руководства были подготовлены консультантами
ЕЭК ООН Ольгой Чудиновских (Глава II по административным данным;
редакция текста руководства) и Джамбаттиста Кантисани (Глава III
по выборочным обследованиям). Джейсон Шехтер, Андрес Викат и Натан
Ментон из Секретариата ЕЭК ООН подготовили первую главу и редактировали
текст руководства.
Содержание
Введение
Глава I Основные понятия и определения при измерении
миграции
1. Иностранцы и лица, родившиеся за границей
2. Измерение контингента (численности) находящихся в стране мигрантов
3. Продолжительность пребывания и измерение миграционных потоков
4. Вопросы учета долгосрочных и краткосрочных мигрантов
5. Цель пребывания
6. Незаконная миграция
Глава II Административные данные
1. Роль административных источников в формировании статистики
международной миграции
2. Методологические вопросы и определения в административной статистике
миграции
3. Статистика миграции на основе регистров и систем регистрации
населения
по месту жительства
3.1. Общий обзор
3.2. Статистика миграции на основе систем регистрации населения
в странах СНГ
4. Административные источники данных по специальным категориям
мигрантов и смежным явлениям
4.1. Статистика трудовой миграции
4.2. Статистика образовательной миграции
4.3. Визовая статистика
4.4. Консульский учет
5. Системы сбора данных на границах государства
5.1. Общий обзор
5.2. Данные, собираемые на границах в странах СНГ
6. Административные данные и оценка незаконной миграции
7. Вопросы качества административной статистики миграции
8. Возможность компиляции и сопоставления административных данных
9. Взаимодействие между национальным статистическим ведомством
и производителями административных данных по миграции
10. Потенциальные административные источники данных о миграции
в странах СНГ
11. Заключительные замечания и рекомендации
11.1. Рекомендации
Глава III Выборочные обследования
1. Общий обзор
1.1. Темы миграционных исследований
1.2. Виды выборочных обследований
1.3. Выбор наиболее приемлемых обследований
2. Планирование и проведение обследований
2.1. Полный процесс обследования (введение)
2.2. Планирование обследований и охват
2.3. Разработка вопросника
2.4. Формирование выборки
2.5. Другие основные этапы подготовки обследования
2.6. Сбор данных
2.7. Управление данными
3. Оценка выборочных обследований в странах СНГ и рекомендации
по направлениям совершенствования
3.1. Широкая оценка соответствующих выборочных обследований в
странах СНГ
3.2. Предложения и рекомендации по улучшению
Библиография и интернет-ссылки
Приложения
Приложение I Возможные административные источники данных по миграции
в
странах СНГ
Приложение II Организация учета потоков долгосрочной миграции в
странах
СНГ. Таблица разработана Статкомитетом СНГ
Приложение III Переменные, содержащиеся в записях о смене места
жительства, передаваемых в национальное статистическое агентство
для разработки статистики
Приложение IV Инвентарный перечень выборочных обследований и исследований
по вопросам миграции
Азербайджан
Армения
Беларусь
Грузия
Казахстан
Кыргызстан
Республика Молдова
Российская Федерация
Таджикистан
Узбекистан
Украина
Приложение V Обзорное описание тем и содержания собираемых данных
по
миграции в ходе отдельных обследований домашних хозяйств с 2000
года
|